Акшая-трития

Гирирадж Свами
Акшая-трития

День, известный как Акшая-трития, наступает на третий (трития) день восходящей Луны в месяц Вайшакха. Каждая секунда этого благословенного дня совершенно благоприятна, и поэтому не следует рассматривать какой-либо один период (мухурта) лучше другого. «Акшая» означает «неисчерпаемый»; все, что человек предпринимает в день Акшая-тритии, обязательно должно принести успех, особенно в выполнении дел в преданности, которые гарантируют неисчерпаемую пользу.

Говорят, что Акшая-трития — это день, когда началась Трета-юга и река Ганга снизошла на Землю. Кроме того, праздник, известный как Чандана-ятра, начинается на Акшая-трития.

В Мадхва-сампрадайе Акшая-трития отмечается как день воплощения Господа Вишну в образе Парашурамы. В ашраме Шри Кришна Матта проводится особый праздник, во время которого поклоняются Акшая-патре, чудесному горшку, подаренному царице Драупади богом Солнца. Шримати Драупади обрела благословение, что ее горшок будет давать неограниченное количество пищи при каждом вкушении еды, пока она сама не съест ее. Похоже, что горшок попал под опеку Шри Мадхвачарьи, и в Акшая-трития ему поклоняются, и прасад щедро раздают в течение дня.

В Нандаграме, где Шри Кришна наслаждался своими детскими играми с Нандой Махараджем и Мамой Яшодой, произошел интересный случай в Акшая-тритию. Когда Нанда Махарадж основал свое поместье в Нандаграме, он выкопал большое озеро, тогда известное как Нанда-саровар. В этом озере купались Махараджа Нанда, члены его семьи и все враджаваси. И говорится, что в то время как Нанда Махарадж и его семья купались в одном конце озера, Вришабхану Махарадж иногда приходил и купался со своей семьей в другом конце. Согласно местной традиции, Шримати Радхарани и Кришна доплывали под водой до середины озера и играли.

Однажды маленький Кришна заметил, что вместо обычной еды из риса, дал, сабджи и чапати, мама Яшода готовила всевозможные жареные блюда с далом, лапшой и мукой. Когда Кришна спросил ее, почему она готовит эти блюда, она ответила, что Нанда Махараджа отправляется на следующий день в паломничество и что жареные блюда, которые она готовит, могут храниться в течение нескольких дней, не портясь.

Затем Кришна спросил, куда отправляется его отец, и мама Яшода ответила, что он идет в Праяг. Маленький Кришна пошел к Махарадже Нанде и спросил его, где находится Праяг и почему он идет туда. Нанда Махараджа объяснил, что Праяга — это самое священное место, где три реки — Ганга, Ямуна и Сарасвати — встречаются и текут вместе, и что это место считается наиболее благоприятным для совершения омовения.

На следующее утро была Акшая-трития, идеальный день для долгого путешествия. Как обычно, Нанда Махарадж встал рано и пошел искупаться в своем озере. Когда он добрался туда, он увидел человека, которого никогда не видел прежде, внушительного, царственного человека, катающегося в пыли. Катаясь в пыли, мужчина громко смеялся. Время от времени он вставал и нырял в Нанда-саровар, а потом снова выходил на берег, катался в пыли и смеялся и снова бросался в озеро.

Махараджа Нанда подошел к царю и спросил: «Махараджа, кто ты?»

«Баба, я Праяга», — ответил мужчина.

«Праяга? Я не знаю никого в Нандаграме с таким именем.

«Нет-нет. Я не отсюда. Я Праяга-Раджа, царь всех святых мест (тиртх)!»

«И почему ты пришел сюда сегодня, Махараджа?»

«Баба́, люди круглый год приходят и омываются в моих водах и оставляют свои грехи. Поэтому каждый год, в Акшая-трития, я прихожу сюда, катаюсь в пыли Враджа и купаюсь в этом сароваре, потому что эта пыль и это озеро способны очистить (павана) человека от всех грехов».

Махараджа Нанда был поражен. Внезапно он заметил, что на другой стороне озера было множество прекрасных женщин в шелковых расшитых золотыми и серебряными нитями сари. Они также купались в озере. Почтительно приблизившись к ним, Нанда Махарадж спросил их, кто они.

Одна женщина ответила: «Баба́, я Ганга». Другая сказала: «Я Сарасвати». А еще одна сказала: «Я Годавари». И все остальные также назвались именами различных священных рек: Куруджангала, Кавери, Нармада, Брахмапутра, Махананда и т.д.

Тогда Нанда Махарадж спросил: «А почему вы пришли сюда сегодня? Я никогда не видел вас раньше. Женщины объяснили, что в течение всего года люди смывают свои грехи в их воды и что каждый год в день Акшая-трития они приезжают во Врадж, чтобы покататься в его пыли, искупаться в сароваре и очиститься.

Совершив омовение, Нанда Махарадж вернулся на холм в свой дом. К тому времени маленький Кришна еще не спал. Подойдя к Своему отцу, Он спросил: «Баба́, ты уходишь уже сейчас?» «Нет, Лала. Я и не собираюсь». «Почему же, Баба́?» «Потому что сегодня все [священные] места, куда я хотел отправитьс, сами приходили сюда искупаться в нашем озере и очиститься. Так зачем мне утруждать себя и идти к ним, когда они все пришли сюда сами?»

И с того дня Нанда-саровар стали называть Павана-саровар.

ГИРИРАДЖ СВАМИ

Источник http://www.dandavats.com/?p=84981

Aksaya-tritiya

Sunday, 26 April 2020 / Published in Articles / 396 views

By Giriraj Swami

The day known as Aksaya-tritiya occurs on the third (tritiya) day of the waxing moon in the month of Vaisakha. Every second of this blessed day is completely auspicious, and so there is no consideration of any one period (muhurta) being better than another. Aksaya means «inexhaustible»; anything a person undertakes on the day of Aksaya-tritiya is bound to succeed, especially the performance of devotional activities, which guarantee inexhaustible benefit.

It is said that Aksaya-tritiya is the day when Treta-yuga began and the river Ganges descended to earth. Also, the festival known as Candana-yatra starts on the Aksaya-tritiya.

In the Madhva-sampradaya, Aksaya-tritiya is celebrated as the day of the incarnation of Lord Vishnu as Parasurama. In the Sri Krishna Mutt monastery a special festival takes place during which the aksaya-patra, the marvelous pot gifted by the sun god to Draupadi, is worshiped. Srimati Draupadi was given the benediction that her pot would provide unlimited food at each meal, until she herself ate from it. It appears that the pot came under the custody of Sri Madhvacharya, and on Aksaya-tritiya it is worshiped and prasada is lavishly distributed throughout the day.

In Nandagrama, where Sri Krishna enjoyed his childhood pastimes with Nanda Maharaja and Mother Yasoda, an interesting incident took place on Aksaya-tritiya. When Nanda Maharaja established his residence in Nandagrama, he excavated a large lake, then known as Nanda Sarovara. Nanda Maharaja, his family members, and all the Vraja-vasis used to bathe in that lake. And it is said that while Nanda Maharaja and his family bathed at one end of the lake, Vrsabhanu Maharaja would occasionally come and bathe with his family at the other end. According to local tradition, Srimati Radharani and Krishna used to swim underwater to the middle of the lake and engage in pastimes.

One day, little Krishna noticed that instead of cooking the usual meal of rice, dal, subji, and chapatis, Mother Yasoda was making all kinds of fried preparations with dal, noodles, and flour. When Krishna asked her why she was cooking those things, she replied that Nanda Maharaja was going on a pilgrimage the next day and that the fried things she was cooking would last for several days without spoiling.

Krishna then asked where His father was going, and Mother Yasoda replied that he was going to Prayaga. Little Krishna went to Nanda Maharaja and asked him where Prayaga was and why he was going there. Nanda Maharaja explained that Prayaga is the most sacred place where the three rivers Ganga, Yamuna, and Sarasvati meet and flow together and that to take bath there was most auspicious.

The next morning was the Aksaya-tritiya, the perfect day to start on a long journey. As usual, Nanda Maharaja got up early and went to take bath in his lake. When he got there, he saw a man he had never seen before, an imposing, regal person, rolling in the dust. While rolling in the dust, the man laughed loudly. Every now and then he would get up and dive into Nanda Sarovara, and then again he would come out and roll in the dust and laugh, and again bathe in the lake.

Nanda Maharaja approached the kingly man and asked, «Maharaja, who are you?»

«Baba, I’m Prayaga,» the man replied.

«Prayaga? I don’t know anyone in Nandagrama with that name.»

«No, no. I’m not from here. I’m Prayaga Raja, the king of all the holy places (tirthas)!»

«And why have you come here today, Maharaja?»

«Baba, all year long people come and bathe in my waters and leave their sins. So, every year, on Aksaya Tritiya, I come here, roll in the dust of Vraja, and bathe in this sarovara, because this dust and this lake have the potency to purify (pavana) one from all sins.»

Nanda Maharaja was amazed. Suddenly, he noticed that on the other side of the lake were many beautiful ladies in silk saris embroidered with gold and silver threads. They were also bathing in the lake. Approaching them respectfully, Nanda Maharaja asked who they were.

One lady replied, «Baba, I’m Ganga.» Another said, «I’m Sarasvati.» And yet another said, «I’m Godavari.» They all responded with the names of different holy rivers: Kurujangala, Kaveri, Narmada, Brahmaputra, Mahananda, etc.

Then Nanda Maharaja asked, «And why have you come here today? I’ve never seen you before.» The ladies explained that all year long people put their sins within their waters and that every year on the Aksaya Tritiya day they came to Vraja to roll in its dust, bathe in the sarovara, and become purified (pavana).

After taking his bath, Nanda Maharaja went back up the hill to his residence. By that time little Krishna was awake. Coming before His father, He asked, «Baba, are you going now?» «No, Lala. I’m not going.» «Why, Baba?» «Because today, all the places I wanted to go came to take bath in our lake and become purified (pavana). So why should I take the trouble to go to them when they all came here?»

From that day, Nanda Sarovara became known as Pavana Sarovara.

Читайте также: