Бхактирасачарья и рупануги

Ядунандана дас
Бхактирасачарья и рупануги

455 лет назад ушел величайший спутник Господа Чайтаньи Рупа Госвами, оставив ценнейшее философское наследие учения бхакти. Это случилось через двадцать семь дней после ухода Шри Санатаны Госвами.

«Если Шри Рупа не явится в Калиюгу, кто же тогда раздаст по всему миру любовь к Кришне? Кто отречется от всех удовольствий, станет поклоняться Вриндавану и разъяснит содержимое книг, описывающих науку бхакти? Кто сможет понять природу игр Кришны во Вриндаване? И кто сможет прочувствовать любовь Шри Радхи и Шри Кришны без милости Шри Рупы?»

Шри Нарахари Чакраварти Тхакур, «Бхактиратнакар»

В книге Маханидхи Свами «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване» рассказывается, что Шри Рупа Госвами вошел в нитьялилу Радхи-Говиндаджи, своих удивительных Божеств, в 1564 году. Самадхи и бхаджан-кутир Шри Рупы Госвами находятся в Севакундже, что во дворе храма Радха-Дамодар Мандир. Перед тем, как отправиться с проповедью на Запад, Бхактиведанта Свами Прабхупада, живший в храме Радха-Дамодара, постоянно смотрел через оконце на самадхи Шри Рупы Госвами. Несмотря на столетия, разделяющие времена Шри Чайтаньи и нашу индустриальную эпоху, милость Шри Рупы Госвами продолжает наполнить этот мир и сердца вайшнавов. По свидетельству многих вайшнавов наших дней, именно философские труды Шри Рупы Госвами оказали мощное влияние на умы интеллигенции, развеив все остававшиеся сомнения в достоверности послания Шри Чайтаньи, проповеданное Шрилой Прабхупадой на всех континентах через его книги. Так, известный российский вайшнав Кришнананда дас (вайшнавы первых лет знают его под именем Випина-пурандара дас) признавался, что прочтение «Нектара преданности», основанного на труде «Бхакти-расамрита-синдху» Шри Рупы Госвами, полностью и окончательно убедило его в серьезности, глубине и авторитетности гаудия-вайшнавской традиции. «Это было явно нечто сверхчеловеческое, божественное, что не под силу сотворить обычному человеку, — напоминает он в своих лекциях. — Поэтому-то о нас и называют „рупанугами“».

«Во Вриндаване Рупа Госвами и Санатана Госвами были сосудами истинной любви и милосердия. Они были лучшими среди преданных Господу. Океанами доброты и друзьями бедных. Они обладали непоколебимой преданностью Радхе и Кришне. Оставив все мирские удовольствия, они постоянно воспевали славу рощ Вриндавана и лотосных стоп Шримати Радхарани. Поэтому эти два брата стали дарами Шри Чайтаньи Махапрабху, океана милосердия. С их уходом я превратился в сироту»

Шри Нарахари Чакраварти Тхакур, «Бхактиратнакар»

Как свидетельствует автор книги «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване», в 1517 году Шри Рупа Госвами и его старший брат Шри Санатана Госвами пришли во Вриндаван, чтобы выполнить четыре наказа Господа Чайтаньи, обращенные лично к ним: разыскать забытые места деяний и лил Господа Кришны, установить Божества и начать проводить пуджи, написать бхакти-шастры, проповедовать принципы бхакти-йоги.

Шри Рупа Госвами жил отшельником. Он носил на себе лишь набедренную повязку-каупину и накидку. Но он постоянно был поглощен слушанием повествований о Господе, воспеванием Его Святого имени и работой над созданием литературных и философских трудов, посвященных Радхе и Говинде в Шри Вриндавана-дхаме. Подробное жизнеописание Шри Рупы Госвами приводится в биографии Шри Санатаны Госвами.

«Слава Шри Санатане Госвами и Шри Рупе Госвами, бездонным колодцам према-бхакти-расы. Они олицетворяют уджджвала-расу. Они — деревья желаний, чья милость способна освободить каждого от боли и скорби. Книги этих двух великих душ понятно объясняют природу према-бхакти. Услышать о них означает принести радость душе, ибо они — ашрая-виграха мадхурья-расы. О Рупа и Санатана, вы наделены богатством божественной любви, премы Радха-Кришны, которая в ваших руках подобна тысячам золотых стрел Купидона! О Рупа и Санатана, пожалуйста, даруйте мне этот кладезь любви, пронзив мое сердце этими драгоценными стрелами»!

Нароттам дас Тхакур, «Према-бхакти-чандрика»

Шри Рупа Госвами — автор трудов, посвященных и вопросам практического служения. Он ввел поклонение Шри-Шри Радха-Говиндаджи, любимым Божествам всех вайшнавов Гаудия-сампрадайи. Проведя исследование обширного свода ведической философской мысли Шри Рупа Госвами доказал, что учение Шри Чайтаньи в основе своей обладает мощнейшим философским фундаментом и совершеннейшей системой религиозных взглядов.

Гаудия-вайшнавы называют себя рупанугами, то есть, последователями Шри Рупы Госвами. Каждый такой искренний рупануга стремится стать слугой слуги лотосных стоп Шри Рупы Госвами. Шри Нароттама дас Тхакур поет: «Шри-рупа-манджари-пада / се море сампада / сей мор бхаджана пуджана — Стопы Шри Рупы-манджари (вечного образа Рупы Госвами в играх Враджа) — мое единственное сокровище. Они — то единственное, на чем сосредоточено мое служение и поклонение».

«О мой язык, всегда воспевай имя Шри Рупы! О мой ум, всегда помни о Шри Рупе, олицетворении доброты! О моя голова, всегда склоняйся перед стопами Шри Радхики, воплощением милосердия!»

Радхакришна дас Госвами, «Садханадипика»

Шри Чайтанья Махапрабху уполномочил Шри Рупу Госвами написать книги о науке расататтвы. В «Чайтанья-чандродайе» Шри Кавикарнапур утверждает, что Шри Рупа Госвами являет собой образ истинной любви и преданности. Шри Чайтанья уполномочил его дать людям объяснение природы Его собственной любви и преданности, а также проповедовать это знание по всему миру. Господь Чайтанья проявил Свои лилы с помощью Шри Рупы Госвами, который получил титул бхакти-расачарьи (гуру в науке вкусов преданного служения) за свое прекрасное объяснение науки о божественных настроениях души, а также за такие труды, как «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджвала-ниламани», «Лалита-мадхава» и другие. «Бхакти-расамрита-синдху» излагает суть всех ведических писаний, раскрывающих искренней душе врата царства бхакти. Он подробно объяснил, как прогрессировать в сознании Кришны и обрести према-бхакти, чистую бескорыстную любовь к Радха-Говинде в Шри Вриндаване.

ададанаш тринам дантаир

идам яче пунах пунах

шримад рупа падамбходжа-дхулих

шьям джанма-джанмаи

«Зажав в зубах пучок соломы, я из рождения в рождение, снова и снова умоляю позволить мне стать крупицей пыли на лотосных стопах Шрилы Рупы Госвами»

Шри Рагхунатха Госвами, «Муктачарита»

Как говорит Нароттама дас Тхакур, чтобы понять природу глубоких отношений Радхи и Кришны, мы должны с огромным желанием служить лотосным стопам Шри Рупы Госвами. Служение означает слушание, изучение, воспевание и строгое следование наставлениям Шри Рупы Госвами. Служение также подразумевает вознесение молитв, взывание к Господу, медитацию на Него и посвящение всей своей жизни лотосным стопам Шри Рупы Госвами (Шри Рупы-манджари). «Садхана-дипика» утверждает, что тот, кто стоит на пути преданного служения Господу, должен стремиться постичь наставления Шри Рупы Госвами о према-бхакти. По милости Шри Дживы Госвами, человек может понять трансцендентные истины таких наставлений Шри Рупы Госвами.

Шри Рупа Госвами установил Божества Радха-Говинды во Вриндаване. «Бхакти-ратнакар» цитирует одну песню Шриниваса Ачарьи, в которой описано великолепие Говиндаджи — возлюбленного Шри Рупой Божества: «Увидев несравненную красоту Шри Говинды, Шри Радхика обратилась к Своим сакхи: «Кто смог воплотить в скульптуре этот луноликий образ, эти лотосные глаза? Только Мое сердце одни лишь знает, что происходит, когда Я смотрю на Него».

И в наши дни в Джайпуре (Раджастхан) изначальное Божество Шри Рупы Госвами — Радха-Говиндаджи — продолжает излучать Свое великолепие. Каждый день десять тысяч преданных Ему бхакт приходят, чтобы принять участие в мангала-аротике. «Двойник» (пратибхамурти) Божества Говиндаджи находится в «новом» храме Говиндаджи, расположенном позади архитектурного памятника, который некогда служил храмом Радха-Говинды во Вриндаване.

Шри Кришна дас Кавираджа говорит, что Божество Радха-Говиндаджи являет нам науку поклонения Радхе и Кришне. Радха-Говиндаджи принимает наше служение и дарует нам воодушевление, поддерживая нас на пути предания себя Богу. Поступая в точности как шикша-гуру, Говиндаджи направляет нас и предоставляет возможность служить Ему.

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас

По книге МАХАНИДХИ СВАМИ «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване»

Читайте также: