Гопала Бхатта Госвами: зажигая светильник знания на тернистом пути бхакти-йоги

Сатьярадж дас
Гопала Бхатта Госвами: зажигая светильник знания на тернистом пути бхакти-йоги

Великий вайшнав Шри Гопала Бхатта Госвами получил личные благословения Шри Чайтаньи Махапрабху и дал миру глубочайшие духовные наставления для следования по пути практического преданного служения Богу независимо от социального статуса человека.

Приступая к написанию «Чайтанья-чаритамриты», Шрила Кришнадас Кавирадж испросил благословения всех наиболее известных вайшнавов Вриндавана. К их числу принадлежал и Шри Гопалабхатта Госвами (1503-1578). Однако в обмен на данное им благословение он обратился к Шриле Кришнадасу Кавираджу с просьбой не упоминать его имени в «Чайтанья-чаритамрите». Результатом подобной скромности явился тот факт, что имя Гопала Бхатты Госвами лишь считанное число раз встречается в этом многотомном произведении, и сведений об этом Госвами сохранилось немного. Некоторая биографическая информация о нем может быть извлечена из «Бхактиратнакары», а также собрана по крупицам из жизнеописания Шри Чайтаньи.

Как свидетельствует «Чайтанья-чаритамрита» Кришнадаса Кавираджа, путешествие Шри Чайтаньи по Южной Индии началось летом 1510 года. Много дней спустя он пришел в Шри Рангам, маленький городок на берегу реки Кавери в районе Танджоре (в десяти милях западнее Кумбхаконама). Шри Рангам был широко известен, как один из важнейших во всей Индии центров поклонения Кришне, точнее — Лакшми и Нараяне, экспансии Божественной четы Радхи-и-Кришны. Главным храмом Шри Рангама считался самый большой в Индии храм Вишну (Нараяны), и паломники приходили за сотни миль, чтобы увидеть Ранганатху Свами, Божество Нараяны в центральной алтарной.

В этом городке Шри Чайтанья повстречался с Венката Бхаттой и его братьями, Прабодханандой Сарасвати и Тирумалла Бхаттой. Они были разносторонне образованными брахманами и радушно приняли странствующего санньяси Шри Чайтанью, пригласив Его остановиться в их доме. Тогда же Шри Чайтанья увидел семилетнего сына Венкаты Гопала Бхатту, ставшего впоследствии Гопала Бхаттой Госвами.

Три брата и маленький Гопала Бхатта жили возле храма Ранганатхи и, как подобает брахманам, служили его Божеству, естественным образом принадлежа к Шри (Рамануджа) сампрадае, одной из четырех истинных ветвей ученической преемственности. Они отдавали предпочтение айшварье, то есть образу Господа, исполненного великолепия и величия.

Гопала Бхатта Госвами: зажигая светильник знания на тернистом пути бхакти-йоги

Божество Шри Радха-Раман во Вриндаване

Их искренняя и благоговейная привязанность к проявлению Всевышнего в образе обладающего всеми богатствами Лакшми-и-Нараяны отличалась такой чистотой, что Шри Чайтанья был чрезвычайно доволен ими (прабхура тушта хаила мана), хотя учил поклонению Радхе и Кришне. Но даже будучи удовлетворенным высоким уровнем их преданности, Шри Чайтанья не мог не помочь братьям увидеть Веды в истинном свете, как утверждающие верховенство Кришны в Его изначальном положении. Однажды Он в шутку сказал Венкате: «Лакшми, почитаемая тобой богиня удачи, всегда пребывает на груди Нараяны, и, без сомнения, это самая благочестивая женщина во всем творении. Однако, я поклоняюсь Господу Шри Кришне, мальчику, ухаживающему за коровами».

«Тогда ответь Мне, — продолжал Шри Чайтанья, — почему же верная жена Лакшми мечтает общаться с Моим Господином? Ради этого Она даже отказала Себе в трансцендентных наслаждениях на Вайкунтхе (в царстве Господа) и длительное время держала обеты и следовала религиозным правилам и предписаниям, подвергая себя суровым аскезам».

Венката Бхатта ответил на это, что Кришна и Нараяна суть одно, и потому желание Лакшми близко общаться с Кришной не должно вызывать удивление. В конце концов, Кришна — это тот же Нараяна, только в другой одежде. И что за беда, если Она пожелает мужа в каком-то другом Его проявлении? Ведь в сущности это одна и та же личность, а, значит, в умонастроении Лакшми нет ничего предосудительного. И все же Венката был вынужден признать, что Кришна представляет собой высшее проявление Господа. «Хотя между образами Нараяны и Кришны принципиального отличия не существует, — сказал Венката, — Кришна обладает особой трансцендентной притягательностью — возможностью вступать с Ним в супружескую расу (взаимоотношения), а потому Он превосходит Нараяну».

Шри Чайтанья ответил: «Понимаю, что в этом нет вины Лакшми, и все же богиня удачи не может принять участия в танце раса. Он предназначен лишь для самых близких преданных Господу душ. Так гласят писания».

Венката Бхатта с легкой досадой произнес: «Я — обычный человек и легко впадаю в беспокойство, мой разум ограничен, и ум не в силах охватить бездонный океан развлечений Господа. Для меня осталось непонятным, почему доступ в танец раса закрыт для Лакшми».

Впоследствии, признав божественную природу Шри Чайтаньи, Венката Бхатта просил раскрыть ему эту тайну. В конце концов, Венката Бхатта был обыкновенным человеком и потому мог пасть жертвой чьих-то заведомо ложных толкований, в том числе и от тех, кто вообще в этом ничего не смыслит. Понимая, что Шри Чайтанья — это Верховная Божественная личность и потому обладающая всей полнотой эзотерических знаний, Венката Бхатта обратился к Нему за разъяснением.

На его вопрос Шри Чайтанья дал такой ответ: «Господь Кришна обладает характерной особенностью. Чарующим вкусом расы супружеской любви Он привлекает сердце каждого. Эти взаимоотношения достигают своего расцвета во Врадже, высочайшей обители Господа, и проявляются здесь в нескольких изначальных расах, таких, как отношения слуги и господина, дружеские отношения, отношения в родительской привязанности и, наконец, отношения в супружеской любви. На таком уровне божественность Кришны уже не представляет особого интереса для тех, кто связан с Ним глубокими отношениями. Здесь царствуют только невыразимо сладостные отношения».

«Лишь те, кто следует по стопам обитателей Враджа, — продолжал Шри Чайтанья, — достигнут Господа в Его высшем и изначальном проявлении. Здесь Он зовется Враджендрананданой, то есть „сыном Нанды Махараджа“ и покоряется беспричинной любви Своих самых близких преданных. Наиболее возвышенные из них — гопи (девушки-пастушки), чья любовь к Кришне свободна от условностей и лишена корысти. Чтобы войти в танец раса, необходимо следовать по их стопам».

«Но богиня удачи, — сказал в заключение Шри Чайтанья, — хочет наслаждаться общением с Кришной, сохраняя в то же время свою духовную сущность Лакшми. С трансцендентной точки зрения этот образ величественен и исполнен всех богатств и могущества, присущих Господу. Однако в своем поклонении Кришне Лакшми не следует по стопам гопи. А потому за все богатства и могущество мира Ей не купить права на участие в такой сокровенной игре Господа».

В конце концов, Шри Чайтанья достиг цели, показав Венката Бхатте превосходство любви над силой, наслаждения — над богатством, и Кришны — над Нараяной. Эти беседы склонили на сторону философии Чайтаньи не только Венката Бхатту и обоих его братьев, но и маленького Гопала Бхатту Госвами, постоянно присутствовавшего во время их споров. Диалоги отца со Шри Чайтаньей оказали существенное влияние на будущее Гопала Бхатты, способствуя углубленному и основанному на писаниях пониманию вопроса: почему айшварья (величественный) образ Господа уступает Его мадхурье (образу возлюбленного).

Как утверждают Веды, жителей Враджа не привлекает величественность Кришны, Его айшварья-рупа. Она предназначается лишь поклоняющимся Вишну (Нараяне), как это делают, например, в Шри Рангаме. Достигая совершенства, такие личности после смерти отправляются на бесчисленные планеты Вайкунтхи и поклоняются Господину их сердца с благоговением и почтительностью, ибо привержены именно такому способу поклонения.

Однако, слова «благоговение и почитание» чужды обитателям Враджа. Они суть возлюбленные Господа, они погружены в особые отношения, которые устраняет дистанцию, порожденную условностями и формализмом. Их цель — небесный Врадж, где мадхурья-рупа Господа — Кришна, Божественный любовник — развлекается с ними всеми в самых разных сокровенных взаимоотношениях. Их сближение с Господом настолько сильно, что жители Враджи забывают о Его верховенстве, и это только углубляет взаимные чувства. А потому айшварья Кришны считается занимающей более низкое положение, ибо подчеркивает величие и отстраненность Господа, не принимая во внимание Его веселый нрав и личные качества. Тогда как в мадхурья-рупе на передний план выходит любовный обмен с Господом, а Его божественная природа утрачивает свое значение.

Подобные соображения в той или иной форме встречаются во всей ведической литературе. Так, например, в Песни Десятой «Шримад-Бхагаватам», в эпизоде, где заботливая мама Яшода подозревает, что Кришна съел глины. Заглянув Ему в рот, она увидела там все мироздание, и ее охватил страх. Естественная материнская любовь сменилась сначала испугом, а затем благоговением и трепетом, ибо она осознала божественную сущность своего удивительного сына. Однако Кришна позаботился о том, чтобы Яшода как можно скорее забыла увиденное, и она снова наслаждалась им, точно обычным ребенком. Милостью Кришны, как поясняет «Шримад-Бхагаватам», сердце мамы Яшоды вновь переполнилось горячей любовью к Нему.

Другой пример можно отыскать в одиннадцатой главе Бхагавад-гиты, где Арджуна молит Кришну: «Я хочу видеть твое безграничное космическое проявление (айшварья-рупу)». Исполняя просьбу друга, Шри Кришна предстал перед ним в Своей вселенской форме, увидев которую, Арджуна задрожал от страха. Но на смену страху пришла печаль, когда он осознал, что дружеские чувства к Кришне покинули его. Когда же в ответ на мольбу Арджуны Кришна вернул свой двурукий облик, Арджуна вновь ощутил дружескую привязанность к Нему и вновь обрел способность продолжать такие отношения. Явив вселенский образ, Кришна затем предстал в своем могущественном образе Нараяны, как одном из проявлений Своего изначального облика. Но даже это не удовлетворило Арджуну. И лишь когда Кришна вновь предстал перед ним в Своем двуруком, с тремя изгибами, образе Шьямасундары, Арджуна успокоился и опять мог наслаждаться своей дружбой с Ним.

Анализируя эти эпизоды из «Шримад-Бхагаватам» и Бхагавад-гиты, Дэвид Л. Хаберман, писатель и профессор религиоведения колледжа Вильяма заявляет:

Эмоциональная связь с Господом становится возможной только в том случае, когда Он скрывает Свой вызывающий благоговейный страх образ под привлекательным обликом человека. В этом заключена отличительная особенность взаимоотношений Кришны с участниками Его игр, жителями Враджа. Кришна предстает перед ними в чарующей и максимально доступном для них человеческом облике под названием мадхурья-рупа, которая как ничто иное не способствует развитию привязанности и любви. Эта особенность Кришны ведет преданных к сближению с Ним без колебаний и сомнений.

Далее Хаберман разделяет мнение Шри Чайтаньи и Венката Бхатты, пришедших к обоюдному соглашению, что мадхурья превосходит айшварью. Хаберман в этой связи заключает следующее:

Проявление величественного образа (айшварья-рупы) делает невозможным существование близких эмоциональных взаимоотношений между Кришной и преданными Ему душами, тогда как сокрытие ее под привлекательным обликом человека (мадхурья-рупой) порождает эту привязанность. Гаудия-вайшнавы, разрабатывая тему различия между двумя формами, доводят ее до уровня доктрины и продолжают анализировать многообразные специфические образы, упоминаемые в Бхагаватапуране («Шримад-Бхагаватам» — Ред.), в соответствии со степенью их осмысления. Те, кто осознал только дорогой для них человеческий образ Кришны, желают видеть Его принадлежащим исключительно себе (мамата), что дает им возможность установить близкие отношения с Ним.

Гопала Бхатта Госвами: зажигая светильник знания на тернистом пути бхакти-йоги

Шестеро Госвами Вриндавана

Толкование рагануга-садхана-бхакти, то есть пути следования по стопам жителей Враджа, которое в своем тезисе пытался дать Хаберман, детально разработано Рупой Госвами и более подробно будет объяснено в следующей главе (данной книги — Ред.). Но сейчас следует хотя бы упомянуть, что значение садханы (упорядоченной деятельности) очень велико, и в качестве ее наиболее важной формы Рупа Госвами рекомендовал вайдхи-садхана-бхакти, то есть следование правилам и установлениям писаний под руководством истинного духовного учителя. Далее, получив благословение гуру, человек может идти путем преданных Враджа, развивая спонтанную (рагануга) любовь к Господу. Этот постепенный процесс рекомендован и детально разработам шестью Госвами Вриндавана. Однако преждевременное обращение к рагануга-садхана-бхакти чревато риском падения.

Шри Чайтанья Махапрабху разъяснил Венката Бхатте, почему Лакшми лишена возможности принимать участие в танце раса. Занимая высокое положение в трансцендентном мире, Она, однако, не способна следовать по стопам гопи, пребывающих на высочайшем духовном уровне. Сказанное должно послужить предостережением для тех, кто пытается подражать гопи, как это делают, например, пракрита-сахаджии (дешевые имитаторы). Коль скоро даже самой Лакшми закрыт доступ в эти игры, простым людям гораздо предпочтительнее придерживаться метода вайдхи-садхана-бхакти. Это куда надежнее, чем одним прыжком пытаться достичь рагануга-бхакти. Рост должен быть постепенным — через вайдхи-садхана-бхакти к следованию по пути преданных Враджа, хотя теология Госвами специально не подчеркивает этого момента. Конечно, может быть и так, что личность, наделенная лоульям (духовной «жадностью»), без промедления и естественным образом ступит на путь спонтанной рагануги, главным образом потому, что этот особый путь «не зависит» от предшествующего опыта. Однако, подобный прецедент чрезвычайно редок, и в нашу эпоху лучше отдавать предпочтение вайдхи-садхана-бхакти, чем любому другому методу духовного совершенствования. Но как бы там ни было, лила (игра) Шри Чайтаньи разворачивалась, и Он убедил оппонентов, что Лакшми не готова идти по святым стопам гопи Враджа.

Используя логику и опираясь в своей аргументации на цитаты из священных писаний, Шри Чайтанья доказал Венкате, что концепция Кришны превосходит концепцию Нараяны. Тогда два брата и юный Гопалабхатта обратились в сторонников школы Гаудия-вайшнавов Господа Чайтаньи.

Проведя четыре месяца сезона дождей (чатурмасью) в беседах с Венката Бхаттой, когда мальчику Гопала Бхатте было дозволено прислуживать им, Шри Чайтанья собрался продолжить Свое путешествие по Южной Индии. Услышав, что Махапрабху намерен оставить их, Венката Бхатта лишился чувств, а маленький Гопал залился слезами. Чтобы успокоить хозяев дома, Шри Чайтанья согласился задержаться еще на несколько дней.

Гопала Бхатта Госвами: зажигая светильник знания на тернистом пути бхакти-йоги

Самадхи Шри Гопала Бхатты Госвами в храме Шри Радха-Раман во Вриндаване

В это время Гопала Бхатте приснился сон, больше походивший на проявление духовного видения. Движимый неодолимым желанием увидеть Господа до того, как Он принял на себя суровые аскезы санньяси, Гопала Бхатта удостоился счастья созерцать внутренним взором всю Его жизнь в Навадвипе и, милостью Шри Чайтаньи, стал полноправным участником происходивших событий. Чайтанья Махапрабху в этом «сне» поведал Гопала Бхатте, что в действительности Он не отличен от Шьямасундары, называемого также Враджендрананданой, изначального, двурукого образа Кришны, играющего на свирели. Он доказал это Свое утверждение, представ перед Гопала Бхаттой в двуруком облике Кришны, а затем вновь приняв внешность Шри Чайтаньи.

В состоянии, похожем на дремоту, Гопала Бхатта услышал слова Шри Чайтаньи, обращенные к нему: «Ты встретишь двух личностей, подобных драгоценным каменьям, — Рупу и Санатану. Я наделю их Своим умом (мано-вритти), чтобы дать возможность распространять Мое учение. Благодаря этим двум ученикам, как никому другому, Мои наставления достигнут каждого города и каждой деревни».

Пробудившись, Гопала Бхатта направился прямо к Шри Чайтанье, намереваясь служить Ему, но Шри Чайтанья сказал следующее: «Оставайся здесь и служи свои родителям. Когда они оставят этот мир, иди во Вриндаван и присоединяйся к Рупе и Санатане. Всегда занимай себя слушанием о славе Кришны и ее воспеванием». С этими словами Шри Чайтанья покинул Шри Рангам. Гопала Бхатта ни на миг не забывал обращенных к нему наставлений и духовного «сновидения», в котором Шри Чайтанья столь милостиво позволил ему войти в Навадвипа-лилу и явил Свою божественную природу.

Несколькими годами позже Гопала Бхатта принял в качестве духовного учителя своего дядю Прабодхананду Сарасвати, который обучал племянника поэзии, риторике, санскритской грамматике и Веданте. Но памятование о Шри Чайтанье вдохновляло Гопала Бхатту на протяжении целой жизни и давало ему силы сокрушать в философских спорах всех оппонентов теистического учения Гаудия-вайшнавов. В «Бхактиратнакаре» говорится, что сочетание глубоких знаний, полученных от Прабодхананды Сарасвати, с вдохновляющим примером Шри Чайтаньи и Его наставлений, сделали Гопала Бхатту широко известным своей ученостью и преданностью. Когда слава его стала беспримерной, Госвами решил выполнить наказ, данный Шри Чайтанье, и отправился во Вриндаван. Придя в это священное место, он с большой любовью был принят Рупой и Санатаном Госвами.

Тем временем, пребывающий в Джаганнатха Пури Шри Чайтанья решил узнать, действительно ли знаменитый Гопала Бхатта уже прибыл во Вриндаван. Легенды и слухи распространяются быстро, но Махапрабху решил получить подтверждение. Из Своей «штаб-квартиры» в Пури Он отправил письмо Рупе и Санатану, живущим во Вриндаване, спросив их о Гопала Бхатте.

Посыльный с ответом от Рупы и Санатаны вскоре вернулся в Пури. «Да, он там! Все жители Вриндавана, в том числе Локанатха, Бхугарба, Кашишвар Пандит, Парамананда и Кришнадас, получают огромное удовольствие от общения с Гопала Бхаттой, который рассказывает им о Твоем пребывании в Шри Рангаме и путешествии по Южной Индии. Мы относимся к нему, как к родному брату. Сразу по прибытии во Вриндаван он принял отреченный образ жизни».

В том же письме Рупа Госвами рассказал об увиденном им сне: Божество Говиндадева, которому он поклонялся, просило, чтобы Гопала Бхатта стал Его пуджари («жрецом»). Из истории известно, что Гопала Бхатта Госвами в течение определенного времени действительно служил Говиндадеву, но в конце концов стал поклоняться собственному Божеству по имени Шри Радха-Раман. Более того, в Его честь он построил величественный храм, Радха-Раман-мандир, который в наши дни считается одним из важнейших храмов Гаудия-вайшнавов за пределами Бенгалии. Однако в тот момент, когда Рупа и Санатан отправляли письмо в Пури, Божество Радха-Раман (и храм) еще не было установлено. Дабы соблюсти биографическую точность, период жизни, последовавший за установкой Божества и постройкой храма, будет описан ниже.

Получив письмо от Рупы и Санатаны, Шри Чайтанья с удовольствием поделился его содержанием с преданными из Пури — Нитьянандой Прабху, Адвайта Ачарьей, Харидасом Тхакуром и Гададхаром Пандитом. Он стал перечислять замечательные качества Гопалабхатты и рассказал о четырех месяцах, проведенных в его семье в Шри Рангаме.

Переполненный радостью, Шри Чайтанья тотчас же отправил посыльного с письмом к Рупе и Санатане Госвами. Вместе с письмом Он просил передать посылку для Гопала Бхатты, включающую в себя Его набедренную повязку и другие личные вещи. Подобные предметы, по традиции, считаются объектом поклонения преданных. Один из посланных Шри Чайтаньей подарков был особенным — маленькое черное деревянное сиденье, двенадцати дюймов высотой и десяти шириной, которым пользовался Сам Махапрабху. Этому сиденью до сих пор поклоняются в храме Шри Радха-Раман.

Когда письмо и посылка от Шри Чайтаньи достигли Вриндавана, всех садху (мудрецов — Ред.), особенно Рупу и Санатану, охватила великая радость. Гопала Бхатта был глубоко благодарен за присланные вещи и хранил эти священные параферналии до конца своей жизни. Кроме того, письмо содержало специальные наставления, предназначенные для Гопала Бхатты: «Избегай зависимости от устроенности и постоянного места жительства. Проводи большую часть времени в общении с Рупой и Санатаной Госвами, создавая трансцендентную литературу и вдумчиво изучая ведическое наследие».

Взяв эти напутствия на вооружение, Гопала Бхатта создал «Саткриясарадипику», классическое произведение о принципах учения Гаудия-вайшнавов. Затем он отредактировал «Харибхактивиласу» Санатаны Госвами. Кроме того, Гопала Бхатта написал предисловие к «Сатсандарбхам» Дживы Госвами и комментарий на «Кришна-карнамриту» Билвамангалы Тхакура.

Однако самым значительным вкладом в литературу Гаудия-вайшнавов, характеризующую правила и ритуалы, необходимые для постепенного духовного прогресса, стал краткий обзор этих специальных тем, сделанный Гопала Бхаттой в его трудах. Книга «Саткриясарадипика», что приблизительно переводится, как «Светильник, освещающий суть духовных ритуалов», касается, прежде всего, вопросов семейной жизни. Очень подробно она разъясняет десять самскар, или духовных обрядов, начиная с церемонии бракосочетания, зачатия ребенка, пострижения волос и заканчивая изучением священных писаний. Этой своей работой Гопала Бхатта Госвами предпринял попытку оказать помощь людям, снабдив их полезным руководством по ведению семейной жизни и постепенному росту в духовном осознании, как собственному, так и будущих поколений.

Далее он создает произведение под названием «Самскарадипика», описывающее правила поведения санньяси, то есть принявших обет отречения. В нем подробно разъясняются значения имен санньяси-вайшнавов и основанные на шастрах ритуалы, при помощи которых человек официально принимает статус странника, живущего подаянием. И «Саткриясарадипика», и «Самскарадипика» развивают тему огненного жертвоприношения и инициации, как она представлена в ведической традиции.

Но авторство наиболее важного произведения, «Харибхактивиласы», имеющего отношение к Гопала Бхатте Госвами, обычно приписывается Санатане Госвами, по крайней мере в его первоначальном виде. Говорят, что позднее Гопала Бхатта создал сокращенный вариант книги и написал комментарии к сочинению Санатаны Госвами под названием «Дигдаршинитика». По другой версии, замысел «Харибхактивиласы» принадлежал Гопала Бхатте, но осуществление его начал Санатана Госвами. По указанной причине установить подлинное авторство не представляется возможным, и это многотомное произведение неразрывно связано с именами двух Госвами.

Исторические свидетельства в отношении имени составителя следует признать недостоверными. Так, в самой «Харибхактивиласе» утверждается, что Шри Гопала Бхатта написал эту книгу, желая доставить удовольствие Рагхунатхе дасу, Рупе и Санатане. Однако в сочинениях Дживы Госвами и Кришнадаса Кавираджа автором труда однозначно признается Санатана Госвами. Нарахари Чакраварти в «Бхактиратнакаре» заявляет, что «Харибхактивиласу» в действительности создал Санатана, но приписал ее авторство своему более молодому современнику. И все же имя Гопала Бхатты нельзя сбросить со счетов.

В конце концов, вайшнавские историки наших дней пришли к заключению, что это произведение — плод сотрудничества. Шриман Манохар дас в своей «Анурагавалли» также утверждает, что первоначальный текст трактата был написан Санатаной, а Гопала Бхатта добавил к нему пояснительные тезисы (то есть цитаты из писаний). Отдельные историки высказывают мнение, что Санатана Госвами своим сочинением хотел выразить уважение ортодоксальным брахманам, поскольку некоторые из них относились к нему с недоверием, памятуя о его близком общении с мусульманами (Санатана и сам по названной причине не посещал храм Джаганнатхи. Из этих соображений он позволил Гопала Бхатте, происходившему из стопроцентной южноиндийской индуистской семьи, «издать» свою книгу под его именем. Так или иначе, но по сложившемуся общепринятому мнению, «Харибхактивиласа» создана совместными усилиями двух Госвами. Как сказал Его Божественная милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, сущность «Харибхактивиласы» Санатаны Госвами, в сжатой форме изложенная Шрилой Гопала Бхаттой Госвами, получила название вайшнава-смрити.

«Харибхактивиласа», называемая вайшнава-смрити, играет важную роль в обучении и практической деятельности Гаудия-вайшнавов. Эта книга, состоящая из двенадцати глав (вилас), ведет читателя по пути бхакти, оберегая от ловушек и опасностей. Гопала Бхатта Госвами предлагает читателям основные правила и предписания, позволяющие достичь высот вайшнавского этикета, сопровождая свои наставления глубоким научным анализом. Необходимо, однако, отметить, что «Харибхактивиласа» изначально предназначалась для Индии, и ее использование требует определенных оговорок в соответствии с местом, временем и обстоятельствами. Не следует только забывать, что эти оговорки допустимы лишь с дозволения ачарьи ученической преемственности. Таков был наказ Гопала Бхатты.

Имя Гопала Бхатты, олицетворяющего писания примером собственной жизни, прославилось по всей Индии, где его стали называть младшим братом Рупы и Санатаны. Во Вриндаване авторитет Госвами, как учителя пути бхакти, еще более возрос после его поездки в Непал к реке Гандаки. Там он разыскал двенадцать шил (священных камней, считающихся инкарнациями Кришны) и привез их во Вриндаван. Посещение Непала и возвращение назад были очень утомительными, так как в эти дни предписывались только пешие путешествия. Но Гопала Бхатта был настроен решительно. Однако, вернувшись во Вриндаван, он почувствовал, что не способен поклоняться священным камням, и вновь отправился в Непал на берег Гандаки.

Воспевая особые мантры, Гопала Бхатта бережно опустил шилы в воды священной реки, как вдруг камни «выпрыгнули» назад, прямо в его руки. Три раза он пытался положить их в реку, но мистический феномен повторялся. Тогда Госвами понял, что это знак Кришны — вернуть шилы во Вриндаван и поклоняться им. Так он и поступил. Вскоре Гопала Бхатта получил прозвище «Госвами, поклоняющимся двенадцати удивительным шилам». До конца жизни он хранил их в полотняном мешочке, висящем на шее.

В 1542 году, через восемь лет после ухода Шри Чайтаньи, Гопала Бхатта почувствовал необходимость поклоняться «своему» Божеству, как это делал Рупа Госвами, поклоняясь Говиндаджи. Эта потребность стала особенно ощутимой, когда один богатый торговец подарил ему драгоценности, украшения и красивую одежду для Божеств. Поскольку шилы не имели человекоподобной формы, Гопала Бхатта полагал, что эти украшения не могут быть использованы в поклонении им. Тогда он сложил все дары перед шилами и воззвал к Господу с горячей молитвой, прося надлежащих наставлений. Однако в тот вечер Гопала Бхатта их не получил.

Но утром следующего дня Госвами обнаружил, что одна из шил, под названием Дамодара, приняла образ несказанно прекрасного Божества Кришны, исполнив тем самым его пожелания. Пав ниц, он от всего сердца вознес Господу смиренные молитвы и воспел Ему славу. Услышав о чудесном событии, Рупа, Санатана и многие другие видные вайшнавы поспешили к священному месту, где Гопала Бхатта «признавался Господу в любви». В присутствии их он нарек Божество Шри Радха-Раманадевом. Как гласят местные предания, Божество получило такое имя (которое означает «Кришна, доставляющий наслаждение Радхарани») по той простой причине, что место Его проявления находилось неподалеку от места для танца раса, где Кришна Своим внезапным исчезновением усиливал любовь и привязанность к Нему, переживаемые Радхарани.

Этому Божеству поклоняются по сей день, хотя современный храм Радха-Раман во Вриндаване больше гордится впечатляющей оградой, со временем построенной сразу за северной стеной Нидхувана. Первоначальное здание храма неоднократно перестраивалось, последняя реконструкция была проведена в 1826 году Шахом Кунданалалом и его братом Шахом Пхунданом. Хотя высота Шри Радха-Раманадева не превышает двенадцати дюймов, паломники со всех концов Индии идут полюбоваться Его ослепительной красотой. Небольшой рост служит составной частью Его неповторимого облика. Кроме того, из всех Божеств, принадлежащих Госвами, только Радха-Раман никогда не покидал Вриндавана. Причина тому также кроется в Его величине: попечители храма решили, что воины-мусульмане, уничтожавшие всех «индуистских идолов», не заметят маленькое Божество. Они оказались правы; мусульмане не тронули Радха-Раманадеву. Может показаться удивительным, но в храме нет Божества Радхарани. Однако слева от Радха-Раманы лежит небольшая серебряная корона, подтверждающая Ее присутствие.

Однажды, несколько лет спустя после явления Радха-Раманадева, поклоняющийся Ему Гопалабхатта испытал острое чувство тоски по Шри Чайтанье, переживая настроение любви в разлуке. Помня о том, что некогда он обещал отцу поклоняться Шри Чайтанье Махапрабху, Гопала Бхатта уже не чувствовал удовлетворения, поклоняясь Радха-Раману. Хотя, в конечном счете, Божество не отличалось от Шри Чайтаньи, по мнению Гопала Бхатты, Оно было проявлением «Кришны, играющего на свирели».

Стоило только подобным чувствам посетить Гопала Бхатту Госвами, как Божество предстало перед ним в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Слезы хлынули из глаз Гопала Бхатты словно река Ганга, когда в очередной раз он осознал, что Шри Чайтанья есть Сам Кришна, сейчас пребывающий в образе Радха-Раманадева. Это знание он всегда хранил в сердце и делился им с окружающими.

Гопала Бхатта Госвами пришел в этот мир как один из величайших вайшнавов-чайтаньитов и начал свою деятельность под руководством выдающихся личностей своего времени — Шринивасы Ачарьи и Гопинатхи-пуджари, позднее став главным священнослужителем храма Радха-Раман и сделав это служение миссией своей жизни. Желая превратить заботу о Божестве Радха-Раман в передаваемую по наследству обязанность своей семьи, он столкнулся с серьезным препятствием, ведь Гопала Бхатта сохранял целибат на протяжении всей жизни! Тогда он обратился к младшему брату, Шри Дамодаре дасу, с просьбой вступить в брак и произвести потомство. Преемственность слуг Радха-Рамана, происходящих из семьи Гопала Бхатты, не прерывается до сих пор.

Как было поведано выше, Гопала Бхатта Госвами — это инкарнациия Ананги-манджари, младшей сестры Радхарани, хотя есть мнение, что Госвами — инкарнация Гуна-манджари. Напряженная исследовательская деятельность и совершенное знание писаний снискали ему славу одного из выдающихся богословов Индии, а любовь и преданность Шри Чайтанье и Радха-Раманадеву возвысили Гопала Бхатту до положения святого. Сегодня он известен как один из шестерых Госвами Вриндавана, и благодарные последователи в память о его достойной подражания жизни традиционно посещают самадхи Гопала Бхатты в Радха-Раман-мандире.

По книге САТЬЯРАДЖА даса «Шестеро Госвами Вриндавана»

Читайте также: