Грихастха-ашрам: лицензия на свободную планировку

Павел и Анастасия Исанины
Грихастха-ашрам: лицензия на свободную планировку

Омкара Хари Прабху и матаджи Оджасви Гопи знакомы уже многим, и их по праву можно назвать образцовой вайшнавской семейной парой. Сегодня наши герои выполняют служение в Семейном комитете Московской общины. Их почти тридцатилетний опыт семейной жизни будет не только полезен тем, кто находится в грихастха-ашраме или собирается завести семью, но также интересен и как феномен успешного синтеза духовных ценностей и материального мира, обволакивающего нас со всех сторон, в том числе изнутри. Их взгляд на семейную жизнь, хоть, казалось бы, и не новый, все же приятно удивляет какой-то своей необычной свежестью, давая многим шанс пересмотреть свои отношения, взглянуть на них под иным углом зрения и так избежать ошибок на этом тернистом пути.

Говорят, что материальный мир не для счастья, здесь не устроишься, как Вы к этому относитесь?

Оджасви Гопи: мы же в материальном теле, мы должны с этим миром как-то взаимодействовать. Наш долг — быть счастливыми. Надо исполнять этот долг, так Веды говорят.

Омкара Хари: Мы все равно не будем абсолютно счастливы в этом материальном теле. Шрила Прабхупада это сказал, до него говорили другие ачарьи, это действительно так. Но надо приблизиться максимально к тому, чтобы быть удовлетворенным жизнью и жить спокойно: принимать то, что посылает нам материальный мир, мы можем. Вы сказали про брак. Во всех институтах такой принцип обучения: берут глобальную вещь и начинают ее дробить на какие-то участки, сегменты. Изучают каждую часть и только потом видна картина целиком, когда мы разбираемся во всех мелочах.

И также с семейной жизнью. На каждом этапе должно быть понимание: что мы делаем, какое у нас мировоззрение, какое мировоззрение у нашего партнера. Это можно назвать одним словом — баланс. У каждого живого существа есть направления деятельности: работа, хобби, здоровье, взаимоотношения с близкими людьми. Это называется «Колесо жизненного баланса». Надо посмотреть на свою жизнь и представить, где я нахожусь и что со мной происходит.

Мы должны строить карьеру?

Омкара Хари: обязательно, а как же. Мужчина обязательно должен строить карьеру во внешнем мире, он прогрессирует за счет того, что он самооутверждается, приобретает новые навыки, умения, приносит что-то «в клювике».

Это является духовным развитием?

Омкара Хари: Естественно. Если он выполняет свою дхарму и посвящает работу Господу, то Господь, конечно, будет доволен.

Оджасви Гопи: Шрила Прабхупада хотел, чтобы преданные были счастливы, чтобы у них был достаток, чтобы они имели хорошее жилье, чтобы они собирали у себя дома преданных, чтобы у них проводились духовные программы, чтобы были примером в социуме.

Возвращаясь к колесу жизненного баланса, часто бывает у преданных перекос: работают они на 80%, а финансовый достаток на 20%. Времени на работу тратит много. Получается такое «колесо с грыжами», чем более сбалансированное колесо нашего баланса, но не обязательно все должно быть на десятку.

Омкара Хари: Как выдумаете, может ли быть все на десятку? Да, но очень короткий промежуток времени. Это некий пик в жизни. Но если мы в таком режиме будем находиться продолжительное время, то можно получить различные болезни. В жизни взрослого человека должна быть структура. И самая лучшая структура — это распорядок дня: в одно время вставать, в одно время ложиться, днем — пик нагрузки, вечером — отдых, отношения с семьей. Должно быть планирование.

Оджасви Гопи: многие пары, кто собирается создать семью, совсем не знают о планировании. Соответственно, того, что мы не планируем, и нету в нашей жизни.

Омкара Хари: от многих мы слышим: «А что? Мы спонтанно живем, что пошлет Кришна, то и принимаем». Это тамагуна-бхакти.

Оджасви Гопи: кто-то не планирует общение с женой, кто-то детей не планирует, кто-то финансы не распределяет, потом сидят на нуле и есть нечего. Такое часто бывает.

Как Вы относитесь к тому, что семейная жизнь — это колодец… и так далее?

Омкара Хари: Нас эти темы не касаются. Это, кажется, слова Нарады Муни и относятся к тем людям, которые готовятся принять санньясу. Поздно пить «Боржоми» и задумываться, нужна нам жена или нет, если она уже вот она рядом со мной сидит. Это было бы не совсем честно и неправильно. Принцип один — который относится и к жене, и к мужу. Муж воспринимает жену как подарок Господа, а жена мужа воспринимает как представителя Господа. Если есть этот тандем, то это будет залогом уважительных отношений на долгие годы. Это не значит, что не будет никогда разборок, «летающих тарелок». Будут, но это какие-то частности. А основа должна быть такая: это подарок от самого Бога, и что же я буду его гнобить, душить? Нет, наоборот.

Грихастха-ашрам: лицензия на свободную планировку

Шриман Чайтанья Чандра Чаран Прабху

Оджасви Гопи: Чайтанья Чандра Чаран Прабху говорит, что если муж себя позиционирует как слуга всех окружающих, членов семьи, близких, родственников, а жена воспринимает мужа как царя и относится к нему как к царю, то соответственно будет полная гармония. То есть, муж служит, а жена относится к нему как к царю с уважением.

Омкара Хари: Жена, служа мужу, получает те же плоды, что и муж. Мы получили от старших преданных эту концепцию. Это действительно работает. Плоды распространяются и на жену. Например, я был пуджари в храме в Коргашино, и для этого мне надо было выезжать из дома в час ночи. Поэтому мне важно было выспаться, отдохнуть как следует, чтобы не допускать ошибок при поклонении Божествам. И моя супруга организовала все так, что в семь вечера я мог уже отдыхать, и меня никто не беспокоил. Важно уметь супругам друг с другом общаться и проговаривать какие-то вещи. Если мы найдем это состояние, если мы сможем быть единой командой, то мы вместе будем «ракетой». У нас был такой период в жизни, когда я строил карьеру, и мы договорились с женой на семейном совете, что мне надо быть как можно больше в социуме и добиваться там результатов, но тогда весь дом и быт будет на жене. И она меня в этом поддержала, за что ей большое спасибо.

Это очень важно, когда среди супругов есть единомыслие, возникает вот этот известный эффект синергии. А для этого супруги должны проговаривать и уметь планировать.

У преданных есть косячок такой. Прежде чем перейти к планированию на неделю, месяц, мы должны иметь общую цель, видение своего будущего, к чему мы хотим прийти.

Оджасви гопи: Семейная пара рисует вместе картинку жизни. Сначала каждый сам. Бывает, что мы едем в купе, пеленки сушатся. А жена едет в Сочи, а муж — в Воркуту. То есть, сидят в одном купе, свидетельство о браке есть, дети пищат, а цели разные. Муж спрашивает: «Ты что хочешь». Жена: «Дом свой». Муж: «А я хочу жить в общине». Жена в шоке! Муж ей доказывает: «Ты что, это же так классно, мы будем жить в общине, в Воркуте, у нас будут валенки общие, дети — общие. Мы будем вставать в 3 утра, петь мангала-арати, пахать на быках». Жена говорит: «Нееет, я хочу жить в Краснодарском крае, в доме, чтобы у меня были свои валенки и своя комната».

Омкара Хари: И вот оказалось, что люди разные, а едут в одном вагоне. Такое бывает очень часто. Такое говорит о том, что на этапе помолвки они занимались другими делами, наслаждались, не проговаривали важные моменты. Поэтому молодым парам мы настоятельно даем списки вопросов, которые сами генерируем, берем у Патиты Паваны Прабху, у матаджи Уттамы и Партхи Прабху (учеников Шрилы Прабхупады), чтобы пары узнали, устроит ли меня такая реакция моего будущего мужа и жены по какому-то вопросу. Узнавать и делать выводы.

Грихастха-ашрам: лицензия на свободную планировку

Шриман Патита Павана Прабху

Оджасви Гопи: Очень часто молодые пары сосредоточиваются на недостатках друг друга в какой-то момент. Поначалу влюбленность, потом — пресыщение, отвращение. И когда проявляются недостатки, то они думают, что человек просто соткан из недостатков. И забывают, что есть достоинства, которые все эти недостатки перекрывают. Нас всегда беспокоила тема, что люди друг друга не понимают, живя в одной семье, что преданные разводятся.

Омкара Хари: Поэтому надо прояснять вопросы до свадьбы, иначе если мы потом будем выяснять, что нам, оказывается, со своим партнером не по пути, это будет больно, тяжело и, самое главное, это греховно. Развод вообще приравнивается к убийству беззащитного ребенка. Поэтому надо держаться, как можем. Работать над ложным эго.

Оджасви Гопи: Конфликты будут всегда. И даже Уттама и Партха Прабху, которые с виду идеальная семья, говорят: «У нас такие отношения потому, что мы постоянно над ними работаем». Хотя они живут в браке почти 50 лет.

Омкара Хари: Семья — это не те, кто никогда не ругаются, а те, кто может решать вопросы и находить компромиссы. Можно и ругаться иногда.

Оджасви Гопи: Многие относятся к тому, что происходит в жизни, как к проблеме. «Проблема» — это что-то тяжелое, мешает нам жить, наслаждаться, быть счастливыми. А если слово «проблема» перевести в слово «урок», «вопрос», «задача», то сразу все меняется.

Грихастха-ашрам: лицензия на свободную планировку

Матаджи Уттама и Партха Прабху

Почему важно видение на 10, 15, 20 лет? У Шрилы Прабхупады же было видение, когда он приехал в Америку. Он сказал таксисту, что у него 108 храмов, только время разделяет его от этой идеи. Но если у нас нет видения, то к чему мы идем? Да, здорово, мы прожили сегодняшний день, и все так удачно, но ведь день за днем мы идем куда-то. И не только должна быть духовная цель. Мы идем к Кришне, это наша конечная цель. Но также есть социальный аспект, физический, материальный, финансовый…

И вот этот наш курс (это важно!) и создан для того, чтобы люди до свадьбы прояснили, что они хотят от этой жизни. Мы же не можем не работать, не поддерживать материально себя. Бывает также, что жена становится преданной и говорит: «Все, я ведическая жена», а потом на курсе выясняется, что у нее большое неудовлетворение, потому что все свои потребности, даже элементарные, человеческие, приносить пользу обществу, эмоциональные, она заминает, потому что она «ведическая жена». Наш курс для того, чтобы люди полностью состоялись в этом мире и эмоционально, и интеллектуально, и физически, и финансово.

Нормально ли быть удовлетворенными, живя в материальном мире? Состояться здесь? В этом нет ничего бездуховного?

Оджасви Гопи: Если мы стремимся к духовному, то вся наша деятельность становится духовной.

Омкара Хари: Должна быть негреховная деятельность, не противоречащая нашим регулирующим принципам. Все остальное — пожалуйста, делайте это. Посвящайте Кришне все свои дела, все свои душевные устремления.

Нормально ли воспринимать, что что-то идет не так, как ты планировал?

Омкара Хари: Мы создали какое-то видение. Я написал, потом — моя супруга написала. Потом мы поменялись, передо мной открывается ее внутренний мир. И моя супруга понимает, к чему я стремлюсь. И мы проговариваем это все. И в конце должен быть результат: мы выбираем одну общую цель, к чему мы стремимся — что должно быть в нашем багаже к концу нашей жизни. Не грубо материальная цель, а именно — приблизились ли мы к Богу за этот промежуток времени или удалились. Должен быть какой-то анализ. Поэтому мы в настоящем времени должны спланировать свое будущее — почему мы должны туда идти. Это серьезный шаг, когда люди задумываются о том, кем бы они хотели быть через 20 лет.

Что мы просим от своих подопечных:

Физический аспект — они должны расписать, какое у меня тело, здоровье, чем я питаюсь, примерный распорядок дня. Это важно! Он ставит себе на будущее достижимую цель: следовать распорядку дня, питаться правильно и так далее.

Личностный аспект — какие качества я должен приобрести. Сюда же входят мои профессиональные обязанности. Я же хочу развиваться как профессионал. Посещение семинаров, курсов повышения квалификации и так далее. Я должен развиваться. Сюда же включаем — то, какими качествами характера я должен обладать. А как я узнаю, какие качества характера я должен развить? Я смотрю на себя в зеркало и понимаю, что я самый лучший, смиренный. Для этого есть супруг рядом. Самый простой вариант — это прослушать лекцию о качествах мужа или преданного вместе, законспектировать и потом вместе обсудить, и по-честному сказать — без упреков — максимально добродушно, лучше с юмором, проговорить, над какими качествами характера мне, как личности, нужно работать. И тут надо полностью расписывать это и поставить временные рамки, добавить какие-то инструменты.

Межличностный аспект — как я проявляюсь в отношениях с ближнему кругу, детям, родителям, близким/дальним друзьям и так далее. Какой охват имеет мое ложное эго. У кого-то ложное эго распространяется не дальше своей семьи и друзей, а у кого-то — на всю страну, на весь мир.

То есть, я прописываю, что я хочу делать для тех людей, кого я считаю важными для меня. И что я делаю для укрепления отношений.

Социальный аспект: мы все дети этой страны, земли, мы обязаны ее оберегать, защищать, мы обязаны делать этот мир чище, лучше, вкуснее, добрее. Если мы просто, получив это тело, построим норку, оазис, но не будем нести какой-то позитив в социум, знайте, что мы не туда идем. Если мы что-то не додаем, то это уже греховная реакция. На соцуровне мы должны быть полезными обществу, мы должны что-то делать. И каждый сам для себя определяет, кто что делает. Если у тебя есть ресурс, а ты не задействуешь его в служении обществу, однозначно это греховность. Вся твоя жизнь — это грех. Пусть он не явный, но секретарь Господа Ямараджа все записывает, и рано или поздно это все отольется. Можно задуматься о своей жизни чисто с кармической точки зрения и выбирать то, как мы живем в этом мире.

Здесь же — сколько ты зарабатываешь денег, какой дом, кому мы пользу приносим.

Духовный аспект: это та самая ось, которая поддерживает все эти аспекты. Это развитие человека из незрелого существа в духовно развитое существо. Мы должны развиться физически, потом личностно, затем социально, а потом — духовно. И мы должны прописать, какие шаги у нас в этом направлении. Это индивидуальная работа, у каждого индивидуальные отношения с Богом.

Оджасви Гопи: Почему мы занялись семейной темой? В какой-то момент матаджи начинают делиться, иногда думаешь, что кроме развода ну ничего не посоветуешь — такими вещами делятся, что волосы дыбом встают. Детям не уделяет внимания, бытовые работы не решены, финансы — кошмар. Я стала понимать, что надо этому учиться, чтобы помогать другим. Мы пришли учиться к Патита Паване Прабху на курс «Одухотворение семейной жизни». Он готовит консультантов по семейным отношениям. А нам с мужем хотелось что-то делать именно вместе. Когда матаджи Эканга нас направила к матаджи Уттаме с Партхой Прабху, мы были в полном восторге, что это можно делать от пары к паре, старшая пара консультирует молодую пару.

Омкара Хари: Вернемся к видению. Это дело не одного дня. Надо все расписать и почувствовать, действительно ли это приносит радость.

А что дальше? На основании этого видения мы вдохновляем наших подопечных на то, чтобы они написали план на год. И если в этом плане на год нет тех аспектов, которые они написали в видении, то это большой вопрос, действительно ли они этого хотят? Все из глобальных вещей, которые человек прописывает в своем видении, должно иметь место в плане на год, хотя бы шажочек должен быть.

Если этого нет, то надо разбираться, почему. И если у нас создан план на год, то мы можем уже планировать на месяц, потом на неделю. Это мы требуем от своих подопечных. Учим их тайм-менеджменту. Мы считаем, что для преданных это очень полезно, потому что планировать можно в том числе и духовную жизнь. И это залог успеха. Все успешные люди в этом мире достигли всего именно путем аскез. Все эти люди обладали одним качеством — они умели планировать и вкладывать усилия. Да, никто не гарантирует, что на выходе будет то, что они хотели. Результат вполне возможно будет отличаться. Конечно, все зависит от Господа, но не надо «хариболить», усилия мы должны прикладывать, и составление плана развития — это наше служение Господу. Мы предлагаем нашу жизнь ему.

То есть, мы хотим планировать для удовлетворения Господа?

Омкара Хари: Да, конечно. Если план для удовлетворения своих чувств — то это будет полная деградация.

Есть разделение на материальные цели и духовные цели. Как их объединить?

Омкара Хари: 3-я глава «Бхагавад-гиты» говорит об этом — задействовать все в служении Богу, принцип юкты-вайрагьи. У преданных вся их жизнь духовна, если они следуют принципам из главы «Карма-йога в сознании Кришны» из «Бхагавад-гиты». Если они свои устремления в душе посвящают Богу, то любая деятельность одухотворяется, если она не греховна. Нет такого разделения, что я делаю для себя, а вот это — для Бога. Даже если я иду на работу к нелюбимому начальнику, тем не менее, я же понимаю, что эта власть ему дана тоже от Бога.

То есть, планирование должно быть не с целью создать комфортные условия, а лучше организовать себя для служения Господу в соответствии со своими качествами?

Омкара Хари: Мы уже живем вместе с нашими желаниями. Нас уже не переделать. Если мы свои желания будем загонять внутрь, это все равно, что я ставлю скороварку на огонь и включаю его. Будет взрыв. Эти желания не уйдут. Чем хороша духовная практика — она трансформирует эти желания и позволяет их направить на Господа. Все равно это желание найдет выход в самом негативном образе. И после этого преданные даже могут уйти из движения.

Если мы в процессе служения Кришны будем наслаждаться — то это нормально. Наслаждаться прасадом, общением с вайшнавами, ароматом от предложенных цветочков.

Оджасви Гопи: Порой люди долго живут вместе и какие-то вещи обесценивают. И для них становятся это очень будничным и естественным образом они перестают подчеркивать это.

Есть привычка у вайшнавов в семье говорить на «Вы». А как у Вас?

Омкарах Хари: Мы обращаемся друг к другу на «ты», от этого наше уважение не страдает. Привычка говорить на «Вы» — заимствована, не так давно она у нас. На уважении это никак не сказывается, Прабхупада никаких наставлений не давал по этому поводу. «Вы» отдаляет супругов, и они даже иногда не могут зачать детей. Они становятся далекими. И муж не должен относиться к жене как к матери.

Очень важно благодарить друг друга. Уважение — это самый важный аспект между супругами. Надо каждый день, взять как обязанность, благодарить жену, мужа за что-то. Надо увидеть то ценное, что она делает для меня. Не обязательно на физическом уровне, и желательно не повторяться. Это самое первое задание на нашем курсе, и потом оно остается на всю оставшуюся жизнь. Надо начать хотя бы с этого, с механики. А потом, когда разовьются отношения, то будет полнота и глубина. А сначала — чисто механика, и это нормально.

Оджасви Гопи: Существует 5 языков любви. Мужчины и женщины очень разные, у каждого своя природа. Есть 5 языков: времяпрепровождение совместное, получение подарков, слова благодарности и признательности, прикосновения…

Порой люди общаются на разных языках. Это не значит, что должен быть один язык у обоих, нужно учиться говорить на языке другого человека, всегда внутри должен быть внутренний переводчик. Мы, порой, его отключаем и не знаем, какая у человека внутренняя потребность. А ему может просто надо прийти с работы, и чтобы с ним 10 минут пообщались. Вообще, семейным людьми друг с другом нужно общаться час в день.

Если мы знаем язык своего партнера и говорим на языке друг друга, мы тем самым пополняем эмоциональный банковский счет партнера. А обнулить этот счет может критика.

Все эти языки важны, нужно иметь чуткость в этом плане. Обычно 1-2 языка превалирует.

Бывает, что супруги чувствуют, что что-то не так идет в их отношениях, и выясняется, что они говорят на разных языках.

Какова общая формула вашей счастливой семейной жизни?

Оджасви Гопи: понимать, что мы члены одной команды. Мужчина и женщина должны написать свои видения, обменяться, и если их все устраивает, то они пишут общее видение, создают миссию семьи, девиз.

Мы досконально это не делали, но мы — в одной команде. И какие бы у нас ни были разногласия — а у нас были разные трудности — мы всегда считали, что мы одна команда, мы идем вместе, мы должны понять, в чем потребности друг друга. Изначально у нас были установки, что в нашей семье не будет никаких абортов и никаких разводов.

Мы должны сначала навести порядок в своей семье. Потом наладить отношения с детьми, родственниками. Нужно сначала научиться с одним человеком общаться, потом с двумя, тремя, и выходить на более широкие круги.

Мы видели, как наши отношения сказываются на детях.

На первой встрече с парами мы проговариваем то, как было у их родителей, какие у них были модели поведения. Это важно проговорить, потому что порой модели поведения своих родителей мы несем в свою семью.

Если работать над своими качествами, то мы, видим, как семейная жизнь налаживается.

Конечно, у нас есть недостатки, у нас есть дисбаланс, многим вещам нас не учили, но все равно стремиться можно и нужно к духовному идеалу.

Очень важно для мужа и жены быть на одной волне, чтобы они друг друга поддерживали. Даже если человек не в лучшей духовной или нравственной форме. И медитация должна быть на то, что мы будем в одной команде. Поддерживать в том, чтобы становиться лучше, мудрее, сплоченнее.

Тема финансов в некоторых семьях очень проседает. Говорят, что деньги не важны, или прабху отправляет матаджи идти работать.

Наш курс состоит из того, что надо читать рекомендованные книги, слушать лекции, выполнять задания. И каждую неделю мы встречаемся с подопечными.

Мы прошли курс Патиты Паваны Прабху «Одухотворение семейной жизни», у нас постоянное общение с матаджи Уттамой и Партхой Прабху, мы прошли курс «Связи, которые нас освобождают». Этот курс создал Вамшидхара Дамодара Прабху. Его родители — протестанты, и они вели в своей общине этот курс. И он перед своей свадьбой прошел этот курс со своей будущей женой. Он заимствовал эту практику, откорректировал этот курс под наши ценности и менталитет. Многое мы берем от матаджи Уттамы и Партхи Прабху. Многое мы брали у Патиты Паваны Прабху. Работа строго индивидуальна: мы с супругом и семейная пара подопечных. Первая встреча важна быть очной, а потом можно по скайпу.

Как вам удается совмещать столько служения и поддержание семьи?

Оджасви Гопи: Пока Омкара Хари служил в МВД, финансовая часть была на нем, потом постепенно мы начали развивать свой бизнес — стали сдавать нежилые помещения в аренду, и одно время у нас работал магазин в Пушкино «Товары из Индии». Но сейчас мы поняли, что торговля — не наша природа, поэтому мы его передали.

Как совмещать? Получается, что, когда Омкара Хари служил, я занималась строительством дома, в основном. А когда муж ушел на пенсию, то стали работать вместе. Я по образованию бухгалтер, хотя эта профессия мне не очень нравится. Я все время хотела быть модельером-конструктором одежды, но для этого надо было рисовать, а родители не могли водить меня в художественные кружки, хотя моя первая учительница говорила, что надо развивать мои художественные навыки. А маме было некогда — у нее была значимая должность, свои проблемы, отец еще выпивал. Когда я пришла поступать в техникум, меня не взяли учиться на модельера, так как нужны были профессиональные художественные навыки. Поэтому мама посоветовала мне учиться на бухгалтера, хотя это совсем не моя природа. Даже сейчас на меня оформлено наше ИП, но бухгалтерию ведет мой муж, чему я очень рада. А на мне, в основном, лежит общение с людьми, а муж оформляет договора и занимается рекламой.

Поэтому мы стараемся друг друга подменять. Муж помогает мне в плане приготовления обеда или занятий с детьми, если видит, что я уехала по работе. Мы никогда не проводили порознь отпуска от детей. Всегда считали, что отдыхать нужно вместе.

А еще у нас есть традиция — она появилась еще до сознания Кришны — вместе обедать.

Как мы пришли в сознание Кришны? Как-то с друзьями я поехала Саи Бабе (муж работал с секретными документами и был невыездной). Мы ездили два раза. И через него мы пришли к преданным. Саи Баба сказал нам, что надо утвердиться в своей вере. А мы, раз уж крещенные, решили, что нам нужно быть в православии, ходить в храм, причащаться, исповедоваться, бывать на службах.

Мы стали ездить в храм, старшая дочка очень прониклась этим, а младшая как-то сторонилась и со временем перестала ходить. А старшая — Саша (Ямуна) — даже сама садилась в Пушкино на маршрутку и ехала причащаться, исповедоваться, ходила в воскресную школу. Через какое-то время мы поняли, что это не совсем наше, потому что не было какой-то общности.

Омкара Хари: У меня был случай, я пошел на рынок, купить продукты. А до этого полгода мы приезжали на службы по воскресеньям, я стоял у одной иконы, а рядом со мной стоял еще один мужчина. И так было постоянно: стоит мужчина, Богу молится, и я стою, пытаюсь молиться.

И тут на рынке мы вдруг встречаемся лицом к лицу. Я к нему подхожу радостный, как будто родного человека встретил, хочу поздороваться — в церкви-то стоишь сосредоточенный, поговорить нельзя — а он посмотрел поверх меня, глаза остекленели, отвернулся и ушел. Я стою и думаю: «А что произошло? Наверное, что-то не так со мной»…

В общем, оказалось, что это в церкви в порядке вещей: на службе — ты один, в миру — другой. И для меня это было очень непонятно, почему так. Пришло осознание, что теплоты не будет. Тогда зачем все это?

Оджасви Гопи: а потом мы встретились с преданными — они жили в доме напротив. Это были Роберт (Ранчор Прабху) и Лариса (матаджи Ладжавати). Общаясь с ними, мы увидели, что они следуют тому, о чем говорят, и стараются делиться этим с другими, чтобы другие стали более счастливыми.

Мы переехали в наш дом 31 декабря 2006 года, а 1 января 2007 года, наши гости, они занимались Amway, сказали, что им надо нашим соседям занести какие-то средства. Мы пошли заодно погулять, и моя подруга Татьяна зашла к ним в гости, а они пригласили всех нас попить чаю. Мы зашли и увидели, что у них в доме стоят разные индийские штучки, а мы же тоже в Индии были, между нами завязался разговор. Причем, еще в ночь с 31 декабря на 1 января мы видели, что у них дома было 50 человек — мы так удивились, что столько машин стояло вокруг, и восхитились их гостеприимством, нам это сразу откликнулось, потому что мы сами любим, когда к нам приезжают гости. И получилось, что в этот год у них было 50 человек, а в следующий год у нас было уже 70.

Мы разговорились про долг, про счастье. Роберт сказал, что одна девушка (оказалось, что это была Ольга Назаренко) забыла сумку, и сейчас приедет некий Адриан Крупчанский, заберет. Адриан приехал за сумкой, а Роберт посоветовал нам обратиться к нему, задать вопросы, так как Адриан проводит лекции часто. Адриан увидел наш интерес и решил приезжать по субботам, чтобы давать для нас лекции. И действительно он приезжал несколько суббот подряд к 10 утра. Поначалу мы не говорили про Кришну, а говорили про долг, счастье, гуны материальной природы, веды, сознание. А потом уже Таня — моя подруга — спросила, что это за общество. И он назвал, что это международное общество сознания Кришны.

После этого нам попалась книжка «Духовные основы наркомании», ее написал какой-то протоиерей. Там было написано, что кришнаиты подсыпают в пищу наркотики, а потом едят, поют, танцуют и все материальное им чуждо. А мы, наоборот, были удивлены, что нас там всегда прасадом кормили, и нам так это нравилось: ничего себе, и знание дают, и кормят. Мы выходили оттуда всегда довольные и сытые.

Старшая дочка к тому времени разочаровалась в христианстве, так как не нашла ровесников, с кем можно было бы общаться. У нас не получилось идти по православному пути. У нее такой «закисон». Вроде она христианка, а в храм перестала ходить. И мы стали ее звать с собой, она сходила раза 3-4, честно пыталась слушать, а потом стала называть нас сектантами, антихристами. Одно время мы к 10 утра уходили на лекцию, к часу возвращались домой, а она только просыпалась и назло нам готовила яичницу с сосисками, приговаривая: «Вот родите себе новых детей и делайте их вегетарианцами. А я привыкла так есть с рождения».

А потом спустя несколько месяцев наступил праздник Нрисимха Чатурдаши и нас позвали на программу. Мы вдвоем не хотели ехать, хотели, чтобы старшая дочка поехала тоже, поэтому предложили Роберту позвать ее. Он подошел к Саше — а Роберт здоровый такой, под два места ростом, него густые волнистые волосы, бас — и говорит: «Саш, поехали с нами на праздник!» — «А что за праздник?» — «Ну день рождения моего друга» (классный друг — Нрисимха). И мы поехали в Железнодорожный. Киртан я особо не оценила — думаю, почему они поют одно и тоже час-два. А потом приехали Джаяпатака Свами и Бхакти Бхринга Говинда Свами.

Омкара Хари: Я помню этот момент, я стоял на входе, смотрю, идет махарадж и вокруг него ученики. Он подходит — я стою. Он подошел поближе, посмотрел на меня. Я посмотрел на него, открыл ему дверь, он поблагодарил… и прошел. Вот и послужил.

Оджасви Гопи: Потом недалеко от нас гурукульцы организовали фестиваль Кули-мела, куда они пригласили Гопал Кришну Госвами. Мы приехали и видим — преданные так вкладываются, а там не было ни воды толком, ни мебели в корпусах. Вода только холодная. Поэтому мы предложили организаторам останавливаться у нас, чтобы помыться нормально. Они удивились, что мы к себе в дом приглашаем. И они так подумали, что решили поселить Гопала Кришну Госвами у нас. А я еще ходила по дому чуть ли ни в шортах коротких, в топике, жарко же было, с распущенными волосами. И тут — Махарадж. Мы толком не знали, что делать надо — нам сказали, что надо поклониться, почтение выразить. У нас не было еще этой культуры и чувства, что это особый человек.

Также у нас была традиция, что мы в отпуск всегда ездим вместе с детьми. И тут у нас тоже наклевывался отпуск, и Ранчор пригласил нас поехать вместе. А у нас работа тут была полным ходом, мы еще сомневались, ехать или нет, мы только-только начали джапу читать. Но мы поехали на фестиваль с Медини пати на реку Ахтубу — это приток Волги. Мы жили тогда в палатках, а Медини пати Прабху вел лекции. Кстати, на след год туда даже Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж приезжал, Пурначандра Госвами, Шри Джишну Прабху. Но вот дочка не готова была тогда с нами ехать, называла нас сектантами и ставила условия, что поедет только, если там будут ее ровесники. Мы стали судорожно выяснять, будут ли там ее ровесники. Оказалось, что будут. В итоге все прошло чудесно, а дочка была под большим впечатлением, потому что мы вообще другое привыкли видеть в обществе. Мы уехали чуть раньше из-за работы на 3-4 дня. Нас провожали с киртанами, с поклонами. Сели в машину.

И дочка говорит: «Ну что родители, вы решили, будете кришнаитами?» Я отвечаю: «Саш, ну мы еще не решили, надо приглядеться, понять, к чему все это». «А я родители, — стала всхлипывать Саша, — решила. Я буду кришнаиткой!»

Ей тогда было 15 лет. Она быстрее нас осознала.

Наш учитель — Чайтанья Чандра Чаран Прабху. Сначала мы медитировали на Бхакти Вигьяну Госвами. Мы колебались между ними. Они оба оставались у нас дома, жили. Но тогда мы не готовы были еще принять кого-то.

Омкара Хари: мы 8 лет не могли принять духовного учителя. Не могли понять, насколько нам это надо.

Оджасви Гопи: когда мы пришли в сознание Кришны, то к тому времени уже 16 лет жили вместе. Нам настолько было нормально общаться, мы знали, как нам жить (нам так казалось), мы думали, что во всех вопросах мы можем сами разобраться. Потом постепенно у нас строились отношения с Медини пати Прабху, потом — со Шри Джишну Прабху, м. Тунгавидьей сакхи. И как-то все так закрутилось. И мы поняли, что нужно принимать духовного учителя.

Ваши слуги Павел и Анастасия ИСАНИНЫ

 

От редакции

Оджасви Гопи даси и Омкара Хари дас проживают в Подмосковном городе Пушкино. Состоят в браке с 1991 года. Воспитывают троих детей. Две дочери (1992 и 1997 г.р.) и сын (2011 г.р.). Старшая дочь замужем, в 2017 году у нее родилась внучка. Младшая дочь работает медсестрой и учится в университете.

Познакомились с преданными и стали практиковать бхакти-йогу с 2007 года. Получили инициацию от Его милости Чайтаньи Чандры Чарана Прабху в 2015 году, в 2017 году Омкара Хари дас получил вторую инициацию.

Занимаются риэлтерской деятельностью, имеют небольшой магазинчик «Товары из Индии». Омкара Хари дас — офицер запаса. Оджасви Гопи-деви даси — экономист и художник. Несколько лет проводят намахатту и женский клуб, организуют у себя дома вайшнавские ретриты, курсы, свадьбы и другие мероприятия.

В 2017 году перевезли к себе в дом двух престарелых мам и заботятся о них.

В 2017 году окончили курс у Патиты Паваны Прабху «Одухотворение семейной жизни» и курс «От пары к паре» у учеников Шрилы Прабхупады Его милости Партхи Прабху и матаджи Уттамы.

Хотят способствовать созданию крепких семей в нашем обществе.

Если вас, дорогие читатели, заинтересовала эта тема и такой подход к решению многих проблем, свяжитесь с матаджи Оджасви и Омкара Хари Прабху сами (соответственно +7 910 458-78-07 и +7 910 458-78-18). Подробности о курсе: https://vk.com/podgotovka_k_semeynoy_jizni

Читайте также: