Бхакти Вигьяна Госвами: «Как попасть на Говардхан»

Бхакти Вигьяна Госвами: «Как попасть на Говардхан»

Говардхан занимает особое место в жизни гаудия-вайшнавов. Иногда говорят, что Говардхан — это сердце Кришны и что Кришна в духовном мире вынул Свое сердце и подарил Свое сердце нам, оставив здесь эту удивительную гору — гору любви. Когда мы думаем о Говардхане, говорим о Говардхане, поем о Говардхане, то мы поем о том, какая любовь, какая близость, какая теплота, какое самопожертвование и какое счастье связывают Кришну и преданных Ему душ. Любое памятование о Говардхане должно напоминать нам именно об этом — об отношениях. Об отношениях любви — о том, что такое чистая любовь.

Есть небольшая история из «Дана-кели-каумуди» Шри Рупы Госвами, в которой рассказывается о том, как однажды гопи шли гурьбой с горшками топленого масла на голове на ягью, которую устроил Бхагури Муни на другой стороне горы Говардхана.

Гопи шли, шутя друг с другом и смеясь — их нежные голоса звенели колокольчиками. Подойдя к Говиндакунде (одно из священных озер Говардхана), они увидели издалека огромные, вздымающиеся ввысь (5 тысяч лет тому назад Говардхан был гораздо выше, чем сейчас) горы Говардхана, огромные пики Говардхана.

Вдруг одна из них, Читра Деви, воскликнула, обращаясь к другим: «Гляньте-ка! Гляньте!» Они увидели также храм Нараяны, Харидева, который возвышался над Говардханом. «Неправда ли, Говардхан похож на Анантадева? — сказала Читра Деви. — Подобно тому, как Анантадев держит Нараяну и служит для Него ложем, Говардхан принял самого Нараяну, и этот храм возвышается на склоне Говардхан, как если бы это Нараяна возлегал на Анантадеве».

Тогда Вринда очень строго посмотрела на Читру и молвила: «Дорогая моя подруга, ты права, конечно, но не совсем. Действительно, между Говардханом и Анантадевом есть много общего. У Анантадева есть бесконечное количество клобуков. Также у Говардхана есть огромное количество пиков, которые возвышаются и достигают облаков. Анантадев держит на Своих клобуках Землю. Вот и Говардхан тоже поддерживает Землю. В этом они похожи друг на друга! Но есть одно существенное отличие. Когда поэтому ты сравниваешь Говардхан с Анантадевом, ты… оскорбляешь Говардхан! Чтобы больше этой нинды (оскорбления) тут не было! Говардхан намного превосходит Анантадева, потому что Агхарипу, то есть враг демона Агхи, никогда не игрался на коленях, животе и головах Анантадева с гопи. А на коленях, животе и голове Говардхана Он только этим и занимается. Поэтому твое сравнение грешит неточностью».

Эта маленькая история, а если точнее, то этот маленький стих из «Дана-кели-каумуди», как раз должна напоминать нам об образе или о самом имени Говардхана. Она должна нам напоминать о любви, которая связывает Бога и тех, кто готов поступиться всем ради Бога. Когда эти отношения становятся абсолютно чистыми и бескорыстными, человек может попасть на Говардхан.

И когда Рагхунатха-дас Госвами просит Говардхан: «Ниджа-никата-нивасам дехи говардхана твам — Дай мне возможность жить рядом с тобой», — он имеет в виду не местоположение. Физически мы все можем оказаться на Говардхане: устроить пикник, например, и есть бутерброды или пиццу около Его склонов. С этим вообще никаких проблем нету! Но это не будет близостью. «Ниджа-никата-нивасам — Сделай же так, чтобы я жил рядом с тобой» означает, что мое сознание было соответствующим, чтобы я смог, в конце концов, полюбить тебя.

Автор БХАКТИ ВИГЬЯНА Госвами

Читайте также: