Как российские вайшнавы относятся к православию и другим традиционным для нашей страны религиям

Как российские вайшнавы относятся к православию и другим традиционным для нашей страны религиям

Сложность восприятия обществом той или иной религиозной традиции, о которой ранее было практически не известно, во многом зависит от ее восприятия верующими тех религий, которые находятся здесь очень длительное время и которые оказали и продолжают оказывать сильное нравственное влияние на процессы, происходящие в обществе. Серьезнее внимание поэтому вайшнавы уделяют религиозному диалогу, пусть он и ограничен пока, в силу нынешних обстоятельств, в основном диалогом на неофициальном уровне.

В сжатом виде тезисы межрелигиозных отношений сформулированы в «Декларации принципов государственно-конфессионального диалога и социального служения российских вайшнавов», изданной ЦОСКР и дающей собственную характеристику своей организации, а также излагающей позицию по ряду жизненных вопросов.

Приведем эти тезисы.

Мы пользуемся случаем засвидетельствовать наше глубокое уважение Русской Православной Церкви, огромные заслуги которой перед русским народом безоговорочно признаем, а также другим традиционным религиям.

В цели и задачи вайшнавов не входит противостояние с Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями. Иногда звучащие из уст недобросовестных «экспертов» утверждения о том, что Общество сознания Кришны якобы враг Церкви, попросту абсурдны, по сути, и лишь вбивают клин между гражданами единой страны, создают опасные предпосылки для разжигания ненависти по признаку отношения к религии.

Вайшнавы не разделяют мнения тех, кто зачастую оправдывает свое существование мнимой необходимостью «улучшить» или «объединить» традиционные религии. Считаем, что эти религии не нуждаются ни в какого рода «улучшениях» или «синкретизме». Эти религии самодостаточны, а процессы совершенствования и обновления, свойственные каждой живой традиции, должны быть исключительной прерогативой ее носителей. Появление в этой стране вайшнавской традиции вызвано и оправдано отнюдь не мнимыми недостатками уже существовавших здесь религий, а достоинствами вайшнавской традиции, достоинствами почитаемых и во всем мире, и в России Священных Ведических Писаний.

Вайшнавы рассматривают диалог с приверженцами других верований как возможность достижения взаимопонимания и доверия, а также как способ обмена духовными ценностями и убеждениями на основе взаимоуважения и тактичности.

Вайшнавы видят в межрелигиозном диалоге возможность слушать других, развивать взаимопонимание, доверие и уважение, а также учиться вере и преданности у других верующих.

ЦОСКР вдохновляет своих последователей с уважением относиться к последователям других традиций ради блага всего общества и ради прославления Всевышнего.

Вайшнавы считают, что все верующие люди могут трудиться сообща ради преобразования общества. Подобно тому, как мы не можем жить без соседей, также и Царство Бога, к которому мы стремимся, это не закрытый клуб для избранных. В нем находятся все души, возлюбившие Бога всем сердцем. Царство Бога олицетворяет совершенство принципа единства в многообразии. Признавая ценностное единство религий, мы признаем их своеобразие в вероучении. Иначе говоря, вайшнавы не преследуют цель обращения верующих одной религии в другую.

«Движение сознания Кришны предназначено для просвещения всех людей. Оно свободно от сектантских представлений о вере, — говорит Бхактиведанта Свами Прабхупада. — Наш принцип таков: человек должен пробудить свою дремлющую любовь к Богу. Каждую религию или веру, которая учит, как развить эту дремлющую любовь, можно считать превосходной. В мире существуют разные вероисповедания; они даны соответственно уровню учеников и последователей, времени, месту и другим обстоятельствам. Каждая религия обязательно признает верховный авторитет Бога, а также авторитет Его представителя. Так что мы не спорим ни с одной из религий, а просто учим тому, что нужно стараться пробудить дремлющую в нас любовь к Богу».

В священном писании «Шримад Бхагаватам» говорится: «Каждый должен следовать принципам избранной им религии. Будь человек индусом, мусульманином или христианином, он должен следовать собственным религиозным принципам» /Песнь Пятая, гл. 26, стих 15, комм./.

Поэтому мы считаем недопустимым прозелитизм по отношению не только к Русской Православной Церкви, но и в целом ко всем мировым религиям — христианству, исламу, индуизму, буддизму, которые мы, несмотря на определенные вероучительные различия, считаем данными Богом. Безоговорочно признавая данную человеку Богом свободу выбора и право каждого гражданина России следовать той религиозной традиции, которая больше вдохновляет его на служение Богу и отечеству, мы считаем недостойным пытаться переубеждать человека, сознательно давшего обеты верности одной религиозной традиции, нарушить их, переходя в другую.

Трудно отделаться от ощущения, что всё вышеизложенное уже много раз высказывалось, с теми или иными тонкостями, богословами самых разных религий. Нравственные начала, исходящие из боготкровенных текстов разных религий и духовного опыта мудрецов, естественны для человека, и здесь нет, в принципе, ничего нового. Сложность лишь в том, насколько мы готовы к следованию этим наставлениям в своей повседневной жизни, тем более, если мы священнослужители и последователи религиозной организации…

Ваш слуга ВИШНУТАТТВА дас

Фото АНАНДА ГОВИНДА дас

Читайте также: