Кришнананда дас: «Для чего вайшнавы повторяют Святые имена и как это повторение меняет наше сознание»

Кришнананда дас: «Для чего вайшнавы повторяют Святые имена и как это повторение меняет наше сознание»

Для этого есть разные мотивы — в зависимости от того, кто повторяет. Бхактивинод Тхакур свой мотив раскрыл в бхаджане «Шуддханам». Он есть в его песеннике «Шаранагати», который переводил Шрипад Госвами Махарадж. Кроме того, Бхактивинод Тхакур говорил, что на начальных этапах допустимым мотивом будет желание очиститься. Когда становится ясно, что материальное сознание — источник страданий, то естественно стремиться к освобождению от этого материального сознания. Это — нормальный мотив для начала пути бхакти.

И длительность этого начала зависит от индивидуальной степени загрязнения.

Мотив очищения хорош для начала. Каким же должен быть следующий мотив? Мотив — это естественная вещь. Вы заметили, что сейчас мы можем даже не осознавать своих мотивов в деятельности? Мы просто действуем, «как Бог на душу положит», а потом выясняется, что это на душу положил вовсе не Бог…

Стоит ли сознательно работать над мотивом? Да, надо напоминать себе правильный мотив: «Дживера ‘сварупа’ хайа — кршнера-‘нитйа-даса’ — я — вечный слуга Кришны». И в этой формуле все слова важны: то, что именно «Кришны», то, что именно «слуга», и то, что «вечный». Последнее тоже имеет очень большое значение: значит, я должен заниматься вечной деятельностью, а не преходящей, на которую меня толкает ум. Ум меня толкает на преходящую деятельность, а я-то — вечный, значит я должен заниматься вечной деятельностью.

Каким же образом повторение Святых имен меняет сознание? Оно меняет сознание при прекращении апарадх. А до этого оно не будет менять сознание. Перефразируя другой бхаджан Бхактивинода Тхакура, можно сказать: «апарадхов куча шуддханама-ручи…». «Апарадхов куча» — потому ничего и не происходит с сознанием. А если понемножку избавляться от этого, то, глядишь, и будет что-то происходить: сознание, действительно, будет меняться. Потому что Кришна — адресат киртана. Он же реально воспринимает все. Если Он видит апарадхи, то не спешит к тому, кто оскорбляет Его и Его преданных. Это же — Нама Прабху: «Абхиннатвам нама-наминох» говорится в Падма Пуране: Святое имя не отличается от носителя имени. Нама Прабху реагирует на апарадхи, и если человек хотя бы старается их преодолеть, то Нама Прабху к нему располагается.

Как же преодолеть апарадхи? Надо просто включать сознание. Мы же выучили перечень апарадх, благодаря ежедневному повторению, и теперь нужно просто их припоминать.

Это и к вопросу о взаимопроникновении анг: под «смаранам» у ачарьев понимается неотступная медитация. Но Шрила Прабхупада говорил, что для нас «смаранам» — это «шраванам-киртанам». Когда у него спрашивали, что значит помнить Святое имя («нам-смаран»), он отвечал: «Нам-смаран состоит в том, чтобы наму повторять все время». В другой раз Шрила Прабхупада сказал: «Шестнадцать кругов на четках и бессчетное количество кругов без четок». А какой-то крановщице он сказал однажды: «Когда сидите там, в кабинке своей на кране, Вы на кнопки свои нажимайте, но при этом повторяйте: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!»

Интересно также, что «пада-севанам» входит в девять основных анг. Это означает, что практическое служение тоже имеет большое значение. Мы можем думать, что главное происходит в уме, но, оказывается, на физическом плане тоже нужно работать на Кришну.

Ваш слуга КРИШНАНАНДА дас

Источник: фрагмент из интервью от 7 марта 2018 г.

Читайте также: