«До воспевания Святого имени без оскорблений надо еще дорасти!»

Кришнананда дас
«До воспевания Святого имени без оскорблений надо еще дорасти!»

Зависит ли результат повторения Святого имени от того, есть вкус к этому или нет? В действительности, дело не во вкусе. Вкус — это определенный этап развития бхакти, и его на предыдущих этапах не надо ожидать. В книге Шрилы Шиварама Свами «Дамодара-джанани» рассказывается про сыновей Куверы, которые грешили прямо в святых водах Мандакини-Ганги (это — один из истоков Ганги, близ Кайлаша). И там говорится, что при этом какое-то очищение все равно происходило — это же Ганга! — но оно было крайне незначительным из-за неправильного умонастроения и, соответственно, неправильного поведения. И ачарья делает обобщение: это справедливо вообще для всех средств очищения, и в том числе, для практики Святого имени — она же в шастрах рассматривается как средство очищения. Она рекомендуется для очищения в «Бхагаватам», и знаменитый стих из Гаруда Пураны «ом апавитрах павитро ва», который читают на ягьях — о том же. Но степень очищения будет зависеть от правильного умонастроения, хотя даже с неправильным умонастроением, повторяя механически и вообще даже имея в виду не Кришну, как говорится в истории Аджамилы, человек всё равно получит благо. Однако процесс очищения будет очень медленным и может быть даже на протяжении одной жизни незаметен. Зато гарантируется прогресс в целом на протяжении нескольких жизней. Но этот вариант нежелателен, потому что пребывание в материальном мире сопряжено со страданиями. Разумный человек не будет длить свое пребывание в материальном мире. На самом деле, никто не хочет страдать, просто люди не знают, что страдания обязательны в материальном существовании. Вот буддисты это знают. Это у них — первая так называемая благородная истина буддизма. Кстати, это — неправильный перевод; на самом деле, их Четыре истины называются не «благородными», а дающими благое рождение, улучшающими карму; у человека будет лучшее следующее рождение, если он осознает эти четыре истины.

В иллюзии человек думает, что в этом мире есть наслаждения, а что касается страданий, то у них в ходу бодряческое утверждение: «Жизнь полосатая». Да, но она, увы, с черной полосы начинается и черной заканчивается, а белые полоски очень маленькие и узенькие.

Бывает, конечно, и более широкая серединка — если есть пунья-карма. Но откуда пунья-карма в Кали-югу возьмется?

Что мы вообще подразумеваем под вкусом к воспеванию Святого имени?

Любой духовный вкус — не только к повторению Святого имени — предполагает значительное очищение. Вишванатха Чакраварти Тхакур привел пример с соляной шахтой. Если вылез из соляной шахты, то еще долго будет сохранятся вкус соли во рту. Так же и с материальной жизнью, с анартхами: это — вкус соли. Он забивает все, и наш слабенький духовный вкус не пробивается через эту соль, поэтому требуется, как правило, продолжительное очищение. Рупа Госвами показал, что анартха-нивритти — это необходимая стадия очищения. А вкус в качестве своей основы предполагает ништху, то есть у человека уже не должно быть колебаний в сознании. Когда сознание стабилизируется в духовном, когда ум уже не убегает никуда, тогда будет вкус.

Повторение Святых имен может (но не должно!) сразу приносить ощущение счастья. Первое, с чем связано появление ощущения счастья, — то, что повторение мантр является саттвической деятельностью. Переживание счастья или, во всяком случае, большого облегчения, связано именно с контрастом по гунам. Жизнь современных людей — это «раджас-тамо», как об этом Шрила Прабхупада пел на «Джаладуте», приближаясь к берегам Америки. Она определяется только двумя низшими гунами. А тут вдруг третья — неизвестная — гуна проявляется! Кроме того, в начале духовной практики человек еще не обременен апарадхами. Начальный этап — это как маленький сын на ручках у мамы может своей ладошкой хлопать маму по щеке, и та будет только рада. А когда сынок вырос в здоровенного детину и хлопает маму по щеке своей ручищей, то это уже будет оскорблением. Так что на начальных этапах оскорбления не засчитываются.

Этот начальный этап длится по-разному — это зависит от прошлого опыта, от знания, потому что, кому много дано, с того много спросится. Если ты уже имеешь опыт практики бхакти и продолжаешь дурака валять, то, конечно, Кришна обидится на это. Это будет оскорблением.

Возникает вопрос: «Если человек не знал про оскорбления, а просто откуда-то узнал мантру и повторял ее, то, получается, он не оскорбляет?» На это можно ответить так, что, если он неправильно что-то делает, то это будет невежеством, а не оскорблением. Апарадхи — это совершенно особое явление с особыми последствиями. Последствия действий в невежестве самой духовной практикой и уничтожаются, но последствия апарадх тянутся очень долго. Вот почему Господь Чайтанья всячески предостерегал против апарадх.

Мы часто слышим: «А можно ли всю жизнь просто повторять Святые имена, не имея этого вкуса, просто следуя наставлениям? Или все-таки надо обрести вкус для того, чтобы не бросить эту практику?» Тут надо подчеркнуть, что императив «Надо обрести вкус!» неправилен. Откуда его обретешь, этот вкус? Ведь он дается по милости… С другой стороны, конечно, если мы общаемся с теми, у кого есть вкус, и особенно вместе с ними практикуем, то наши шансы возрастают.

Можно, конечно, предположить, что просто внимательное повторение Святых имен без оскорблений способно привести человека ко вкусу. Однако смущает некоторая, даже слишком порою, поверхностная оценка апарадх. Это не так просто, как кажется на словах. Без оскорблений? Так нужно же до этого еще дорасти! Для шраддха-нама-абхасы уже надо иметь веру! Иисус Христос сказал: «Будь у вас вера с горчичное зернышко и скажете горе́ — перейди! и перейдет». Одна старушка услышала в церкви на проповеди эту истину, а у неё как раз окно выходило на гору, и старушка страдала от того, что солнца не бывает в комнате. И вот эта старушка села у окна, закрыла глаза, собрала всю свою веру и сказала горе́: «Перейди!» Открывает глаза — гора на месте! И старушка воскликнула: «Ну, я так и знала!» Вот и вся наша вера! Веру тоже надо ещё как-то заработать. Не такая простая это вещь — вера. Конечно, общение сильно помогает в этом отношении. Действительно, надо общаться с теми, у кого есть вкус.

Под сознательным стремлением к развитию этого вкуса мы имеем в виду, прежде всего, стремление общаться с теми, у кого есть вкус. А в целом, надо иметь в виду, что это — милость Господа. Надо избежать этой ошибки — если какой-то вкус появился, сразу приписать его себе как личное достижение и сделать поводом для гордости. К нам приезжал один преданный, который задал мне вопрос: «У меня есть вкус к повторению Святых имен, но как при этом не возгордиться?»

Это — серьезная проблема, действительно. Я ему ответил тогда: «Надо понять, что этот вкус — не наше личное достижение. Это милость Господа пролилась каким-то чудом на нас. Просто надо Господа благодарить всё время!» А садхана — это наша форма служения Кришне, в том числе, и повторение Святых имен. Кришна хочет, чтобы эта вибрация звучала, и мы удовлетворяем его желание.

Это — психологический закон. Каждый хочет, чтобы его имя звучало. Даже всё равно, что говорится, лишь бы обо мне говорилось. И Кришна подчеркивает много раз: «Давай, обо Мне помни, обо Мне говори!»

Возникает каверзный теодицейный вопрос: «Он для нашего блага это желает или для Своего?» Не надо тут разделять: наше благо — в том, чтобы Он испытал удовольствие. Вот в чем секрет бхакти. Мы-то думаем, что Кришна — человек какой-то, и с Его стороны нескромно требовать, чтобы всё время думали и говорили о Нём. Кто Он такой, в конце концов? Но нам надо на этот вопрос ответить. Кто же он такой все-таки? Налакувара и Манигрива, когда Кришна их освободил из тел деревьев, стали возносить Ему молитвы как Богу. А Он стал им возражать: «Вы что, не видите: Я — простой пастушок, к тому же мамой привязанный к ступе? Что вы тут Мне приписываете?» Но они продолжали Его убеждать всячески и, в конце концов, Он сдался. В книге «Дамодара-джанани» говорится: Кришна перестал притворяться и сказал: «Ну, ладно-ладно, Я — Бог, вы правы!» Так что это надо понять и стараться доставить Ему удовольствие.

Ваш слуга КРИШНАНАНДА дас (Фрагмент книги «В поисках сознания Кришны»)

Фото АНАНДА ГОВИНДА дас

Читайте также: