«Главное, что мне нравится в Сознании Кришны, это люди. И это определило мой выбор»

Кришнананда дас:

Мне нравится все! Говорить можно обо всем, будь то еда, режим дня, гигиена, джапа, киртан, книги, лекции, философия, этикет… Но для начала хотелось бы развернуть тему именно лекций: из чего они должны складываться, что отражать, что содержать, к чему призывать.

Надо сказать, что Шрила Прабхупада свое движение Харе Кришна считал образовательным учреждением. Поэтому он ввел этот термин — лекции. Один православный священник, который присутствовал на наших программах еще в нелегальные времена, удивился, что мы называем это «лекциями». «Это же проповедь, а не лекции!» — констатировал он.

В действительности можно выделить два типа лекций. Одни действительно можно отнести к проповеднической деятельности, и они к чему-му призывают. Они должны просто вдохновлять на преданное служение, и там на переднем плане выступает, может, личный опыт проповедника, и этим он может вдохновлять. Но возможен и другой тип лекций, более академический, и это тоже входит в понятие Кришнакатха. Потому что Кришнакатха — это, в первую очередь, беседы на темы послания Кришны, зафиксированного, прежде всего, в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам. Поэтому лекции должны складываться, прежде всего, из этого послания. Отсюда и системность в проведении лекции — мы читаем лекции по стихам Шримад Бхагавад-гиты и Шримад Бхагаватам — стих за стихом. Таково систематическое представление Священных Писаний. И если задуматься над тем, что должны вот такие лекции отражать, то они должны отражать, прежде всего, послание ученической преемственности — то, как слова Бога воспринимали освобожденные души, великие преданные Господа. Таково содержание лекций более академического плана.

А в чем же суть лекций Шрилы Прабхупады? Суть их, прежде всего, в послании ученической преемственности. Шрила Прабхупада уникальным образом синтезировал наследие традиции Гаудия-вайшнавов, наследие великих ачарьев, комментарии к Священным Писаниям. Разумеется, в них всегда присутствует его личный опыт преданного. Он сам говорил о своих комментариях, что это экстаз преданности. Он, кстати, не ценил академизма в лекциях. Даже просил своих учеников, когда они стали читать лекции, говорить от сердца. То есть, мы видим в его лекциях удивительное сочетание обоих типов: собственно катхи и проповеди. Это уникальные лекции!

Нужно ли лекциям его учеников и более поздних последователей быть похожими на лекции Прабхупады? Однако, такими же они быть не могут — это просто невозможности. Если это экстазы великого преданного, то у невеликих преданных такого просто не получится. И, тем не менее, наши лекции должны в первую очередь передавать Шрилу Прабхупаду — в той степени, в которой мы сами его восприняли. Максимально!

Главное же, что мне нравится в Сознании Кришны, это люди. И это определило мой выбор, потому что в свое время у меня было много вариантов духовности, к которым я мог прибегнуть. И отдал предпочтение своему пути именно по этому критерию. Строго говоря, в те годы больше ничего и не было. Когда я впервые узнал об этом пути и когда у меня появилась возможность реально следовать по нему, то есть в марте 1986 года, не было практически ничего кроме джапы и киртана. Не было ни книг, ни лекций, ни, тем более, этикета. Особенно не было еды — это было связано с экономической ситуацией в СССР того времени.

Так или иначе, в движении сознания Кришны мы можем получить уникальный опыт общения, прежде всего, с освобожденными душами. Это явление из ряда вон выходящее. В материальном мире все находятся во власти законов материальной природы и, в большей или меньшей степени, руководимы чисто материальными импульсами в своей жизни. И когда мы можем воочию наблюдать за примером выдающихся личностей и даже общаться с ними, то мы теперь очень мало зависим от этих импульсов или даже вообще не зависим. По крайней мере, общение с такими личностями в Обществе сознания Кришны облегчено, по сравнению с другими религиями, даже мировыми. Я имею в виду, прежде всего, тех учеников Шрилы Прабхупады, которые выполняют функции духовных учителей. Это пример того, как человек руководствуется не общепринятыми мотивами личного наслаждения, а только стремлением удовлетворять Кришну. Это — освобождение высшего порядка. Есть разные виды освобождения, но Священные Писания говорят, что это освобождение высшего порядка. И этот вариант, благодаря милости Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, оказался доступен для масс. Это новое явление в истории человечества. Так что эти люди нравятся в первую очередь. Но также мне нравятся и их последователи, потому что они тоже представляют собой большую редкость в наше время. Люди, казалось бы, стартуют из обычных условий, но приходят к совершенно не типичному для современного общества образу жизни, образу действий и образу мышления. И хотя они еще не достигли этого высшего освобождения, они уже на пути к нему.

Ваш слуга КРИШНАНАНДА дас

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *