«Главное, что мне нравится в Сознании Кришны, это люди. И это определило мой выбор»

Кришнананда дас:
«Главное, что мне нравится в Сознании Кришны, это люди. И это определило мой выбор»

Мне нравится все! Говорить можно обо всем, будь то еда, режим дня, гигиена, джапа, киртан, книги, лекции, философия, этикет… Но для начала хотелось бы развернуть тему именно лекций: из чего они должны складываться, что отражать, что содержать, к чему призывать.

Надо сказать, что Шрила Прабхупада свое движение Харе Кришна считал образовательным учреждением. Поэтому он ввел этот термин — лекции. Один православный священник, который присутствовал на наших программах еще в нелегальные времена, удивился, что мы называем это «лекциями». «Это же проповедь, а не лекции!» — констатировал он.

В действительности можно выделить два типа лекций. Одни действительно можно отнести к проповеднической деятельности, и они к чему-му призывают. Они должны просто вдохновлять на преданное служение, и там на переднем плане выступает, может, личный опыт проповедника, и этим он может вдохновлять. Но возможен и другой тип лекций, более академический, и это тоже входит в понятие Кришнакатха. Потому что Кришнакатха — это, в первую очередь, беседы на темы послания Кришны, зафиксированного, прежде всего, в Бхагавад-гите и Шримад Бхагаватам. Поэтому лекции должны складываться, прежде всего, из этого послания. Отсюда и системность в проведении лекции — мы читаем лекции по стихам Шримад Бхагавад-гиты и Шримад Бхагаватам — стих за стихом. Таково систематическое представление Священных Писаний. И если задуматься над тем, что должны вот такие лекции отражать, то они должны отражать, прежде всего, послание ученической преемственности — то, как слова Бога воспринимали освобожденные души, великие преданные Господа. Таково содержание лекций более академического плана.

А в чем же суть лекций Шрилы Прабхупады? Суть их, прежде всего, в послании ученической преемственности. Шрила Прабхупада уникальным образом синтезировал наследие традиции Гаудия-вайшнавов, наследие великих ачарьев, комментарии к Священным Писаниям. Разумеется, в них всегда присутствует его личный опыт преданного. Он сам говорил о своих комментариях, что это экстаз преданности. Он, кстати, не ценил академизма в лекциях. Даже просил своих учеников, когда они стали читать лекции, говорить от сердца. То есть, мы видим в его лекциях удивительное сочетание обоих типов: собственно катхи и проповеди. Это уникальные лекции!

Нужно ли лекциям его учеников и более поздних последователей быть похожими на лекции Прабхупады? Однако, такими же они быть не могут — это просто невозможности. Если это экстазы великого преданного, то у невеликих преданных такого просто не получится. И, тем не менее, наши лекции должны в первую очередь передавать Шрилу Прабхупаду — в той степени, в которой мы сами его восприняли. Максимально!

Главное же, что мне нравится в Сознании Кришны, это люди. И это определило мой выбор, потому что в свое время у меня было много вариантов духовности, к которым я мог прибегнуть. И отдал предпочтение своему пути именно по этому критерию. Строго говоря, в те годы больше ничего и не было. Когда я впервые узнал об этом пути и когда у меня появилась возможность реально следовать по нему, то есть в марте 1986 года, не было практически ничего кроме джапы и киртана. Не было ни книг, ни лекций, ни, тем более, этикета. Особенно не было еды — это было связано с экономической ситуацией в СССР того времени.

Так или иначе, в движении сознания Кришны мы можем получить уникальный опыт общения, прежде всего, с освобожденными душами. Это явление из ряда вон выходящее. В материальном мире все находятся во власти законов материальной природы и, в большей или меньшей степени, руководимы чисто материальными импульсами в своей жизни. И когда мы можем воочию наблюдать за примером выдающихся личностей и даже общаться с ними, то мы теперь очень мало зависим от этих импульсов или даже вообще не зависим. По крайней мере, общение с такими личностями в Обществе сознания Кришны облегчено, по сравнению с другими религиями, даже мировыми. Я имею в виду, прежде всего, тех учеников Шрилы Прабхупады, которые выполняют функции духовных учителей. Это пример того, как человек руководствуется не общепринятыми мотивами личного наслаждения, а только стремлением удовлетворять Кришну. Это — освобождение высшего порядка. Есть разные виды освобождения, но Священные Писания говорят, что это освобождение высшего порядка. И этот вариант, благодаря милости Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, оказался доступен для масс. Это новое явление в истории человечества. Так что эти люди нравятся в первую очередь. Но также мне нравятся и их последователи, потому что они тоже представляют собой большую редкость в наше время. Люди, казалось бы, стартуют из обычных условий, но приходят к совершенно не типичному для современного общества образу жизни, образу действий и образу мышления. И хотя они еще не достигли этого высшего освобождения, они уже на пути к нему.

Ваш слуга КРИШНАНАНДА дас

Читайте также: