Les Crane Show — первое телевизионное выступление Шрилы Прабхупады в Лос-Анджелесе

Мукунда Госвами
Les Crane Show — первое телевизионное выступление Шрилы Прабхупады в Лос-Анджелесе

Свами прибыл в Лос-Анджелес за день до шоу и провел день, восстанавливаясь после перелета в своей квартире на Сатурн-стрит. Следующей ночью мы отправились в студию для нашего первого появления на телевидении. Мэрч встретила нас у двери и повела через коридор в маленькую комнату.

«Мы начнем с разминки, чтобы вы привыкли к тому, как проходит шоу». Она открыла дверь в большую комнату и жестом пригласила нас войти.

В комнате уже сидели двое мужчин.

«Это доктор Даниэль Морган, — сказала Мэрч, указывая на пожилого человека. — Здесь в Лос-Анджелесе он лидер „Кэмпус Крусейд фор Крайст“*. А это один из его учеников, Джозеф Шоу. Они пойдут на шоу с тобой».

«На шоу с нами?» Я задумался. Никто ведь ничего не сказал мне об этом. Когда мы со Свами пожали им руку и представились, я понял, что это не будет простым, дружелюбным интервью с Крэйном. Уже было так задумано — устроить в эфире противостояние между богословскими сторонами. Но я с ними не такое не подписывался.

Вошел Les Crane, учтивый, утонченный и элегантный. У него были волнистые каштановые волосы и рыжевато-коричневый загар. На своей темно-коричневой водолазке он носил золотой кулон, индуистский знак «ОМ», написанный санскритскими буквами. Это блестящее украшение сразу привлекло мое внимание и привнесло оттенок раскованности в атмосферу некоторой напряженности. Может, Крэйн будет на нашей стороне в этом гладиаторском поединке?

После официального представления сторон добродушный ведущий провел несколько минут с христианскими евангелистами, задавая им вопросы типа «С каким университетом вы работаете, где живете, какова ваша цель?» Затем он пододвинул стул и устремил свой взгляд на меня и Свами.

«Итак… Вы из Индии?» — спросил он Свами.

«Я родился в Калькутте и приехал в эту страну в 1965 году», — ответил Свами.

«У вас есть последователи в этой стране?»

«У нас есть храмы в Нью-Йорке, Сан-Франциско, а теперь и в Лос-Анджелесе».

«Так что же такое песнопение?» — спросил Крэйн. Он держался очень сердечно по отношению к нам; харизма сочилась из каждой его поры.

Вместо устного ответа Свами вытащил свои караталы и, не переставая улыбаться, запел мантру Харе Кришна. Я удивился этому обстоятельству, однако Крэйн казался очарованным и зачарованным этим непосредственным исполнением мантры. Он покачивал головой в ритм. Он усмехнулся, оглядел комнату и, все еще улыбаясь, взглянул на своих коллег-телевизионщиков, словно в доказательство того, насколько интересен этот Свами. С самого начала Крэйн был жизнерадостен, ну а пение, казалось, делало его еще более благосклонным.

Свами отложил свои караталы через несколько минут, и Крэйн улыбнулся ему.

«Это было действительно нечто, — произнес он. — У нас еще пятнадцать минут. Следуйте за мной в студию».

Внутри студия была освещена яркими огнями, и три сотни зрительских мест уже были полны болтающей публикой, среди которой были, в том числе, и двадцать новых преданных из Лос-Анджелеса, для которых Мэрч удалось получить места. Крейн усадил Свами и меня на вращающие кресла на круглой сцене рядом с евангелистами, доктором Морганом и Джозефом. Затем он занялся оператором и техниками. Свами и я сидели молча, пока вокруг нас царила вся эта суматоха. Я нервничал, но Свами казался спокойным.

Пока он стоял, Крэйн перебирал кипу бумаг. «Это одна минута, пока мы не будем записывать», — сказал он. Он подошел к нам и сказал: «Когда увидите красный свет на камере, значит, вас снимают».

«Хорошо, давайте начнем», — хмыкнул Крэйн операторам. Главный техник кивнул, и красные огни включились.

«Добро пожаловать на шоу Les Crane, — сказал Крэйн. — Я ваш ведущий Les Crane». Вспыхнуло голубое неоновое слово «Аплодисменты», и аудитория захлопала в ладоши. «Сегодня вечером у нас в гостях Свами Бхактиведанта, лидер Харе Кришна, нового духовного движения, которое он привез в Соединенные Штаты из Индии около трех лет назад. Также с нами доктор Даниэль Морган, лидер „Кэмпус Крусейд фор Крайст“ в Лос-Анджелесе. Даниэль и Свами также привели своих учеников, Иосифа и Майкла».

Пока зрители снова хлопали, Крэйн встал и прошел через сцену к нам, ловко переступая через шнур микрофона, который он нес.

«Майкл, почему ты решил присоединиться к движению Харе Кришна?» — спросил он меня.

Я и без того был довольно напряжен, а тут еще мне первому говорить! Я раскрыл рот, не зная, что сказать.

«Я предлагаю свои почтительные поклоны моему духовному учителю А.Ч. Бхактиведанте Свами, который очень дорог Господу Кришне, приняв прибежище у Верховного Господа».

Я знал, что мое вступление было нетрадиционным, поэтому я попытался пояснить свой статус перед аудиторией. «Это то, что мы все говорим перед тем, как начать говорить, — объяснил я. — Это как способ выразить почтение своему учителю и испросить его благословение говорить».

«Хорошо-хорошо! — сказал Крэйн. — Итак, почему ты присоединился к Харе Кришна?»

«Я прочитал некоторые книги, которые Свами привез из Индии, и они убедили меня». Я сделал паузу, желая поговорить о лекциях Свами, но Крэйн уже двинулся дальше.

«Какой была твоя религия до того?» — спросил он.

«Я рос как ортодоксальный еврей, но когда мне было семнадцать, я стал агностиком».

«И чем же ты занимаешься?» — спросил Крэйн.

«Ну, я музыкант, и я делал кое-что для Свами, — сказал я. — Я пытаюсь помочь как можно больше, чтобы движение Свами могло расти и распространяться по всему миру».

Крэйн уже шел к Свами, снова ловко избегая проводов, которыми была увита сцена, он словно продирался сквозь тростниковые заросли.

«И движение растет?» спросил он Свами.

«О да, — ответил Свами. — У меня сейчас много учеников. Они поют и чувствуют себя очень счастливыми».

«Как Вы относитесь к жизни?»

«Сознание Кришны означает, что каждое живое существо — это неотъемлемая частичка Кришны», — сказал Свами.

Я видел, он говорил так уверенно — совершенно не так, как я.

«Что это значит, то есть, что значит быть „неотъемлемой частичкой“? И кто такой Кришна?» — спросил Крэйн.

«Кришна — это Бог, — ответил Свами. — У Него много экспансий. Они называются личными экспансиями и отделенными экспансиями. Итак, мы — отделенная экспансия, мы — живые существа, индивидуумы, но мы суть часть Господа. Мы очень тесно связаны с Кришной, но так или иначе мы разлучены с Ним из-за своей привязанности к материальной природе. Кришна же — Бог».

«Существует ли дьявол?» — спросил Крэйн.

«Мы практически забыли, что мы неотъемлемая часть Бога. Такое случается со всеми. И тогда мы становимся демонами».

«То есть, дьяволом может быть кто угодно?» — Крэйн выглядел немного смущенным.

«Это движение сознания Кришны означает, что мы пытаемся реализовать изначальное сознание: мы принадлежим Кришне. Таким образом мы очищаемся, и наши дьявольские наклонности становятся, что я имею в виду, исчезают».

«Когда мы были детьми, мы были счастливы, верно?» — сказал Крэйн.

«Изначальное сознание — это сознание Кришны, а не детское сознание, — возразил Свами. — Например, человек, родившийся в богатой семье, будет обеспеченным. Но он иногда забывает свой собственный дом, поэтому иногда он становится хиппи. Так что наша ведическая литература предназначена для возрождения нашего первоначального сознания».

Крэйн кивнул Свами, а затем перенаправил свое внимание на христианских евангелистов.

«Итак, доктор Морган, что говорит Кэмпус Крусейд фор Крайст о первородном грехе?»

«Каждый должен избавиться от греха, — сказал слегка вялый мужчина постарше, надевая очки на нос. — Алкоголь и наркотики являются проблемой для многих студентов».

«Как бы вы исправили эти проблемы?»

«Каждому студенту колледжа рекомендуется чтение и изучение Библии, — сказал д-р Морган. — У нас есть классные комнаты в школах по всей стране, места, где ученики могут учиться и вместе молиться. И петь».

«Вау! Это так много классных комнат!», сказал Крэйн. Аудитория рассмеялась. «Ну а чем ты занимаешься?» спросил он молодого евангелиста Иосифа.

«Я изучаю математику в Стэнфорде», — ответил Джозеф.

«И ты лидер Кэмпус Крусейд фор Крайст в Стэнфорде?»

«Так оно и есть. У нас в Стэнфорде около двадцати-пятидесяти человек, в основном новички. Мы встречаемся три раза в неделю».

Крэйн подошел к Свами и, наставив на него микрофон, спросил: «Как Вы думаете, Иисус Христос может спасти души?»

«О да, конечно, — ответил Свами. — Почему нет? Он сын Божий, не так ли?»

Быстро вернувшись к доктору Моргану, Крэйн спросил: «Как Вы думаете, люди могут быть спасены сознанием Кришны?»

«Иисус Христос шел очень узким путем, — ответил тот. — Он сказал, что мы должны прийти к Отцу через Него».

«Значит, Вы говорите, что люди, избравшие религиозный путь Ссвами, не могут быть спасены?» Крэйн настаивал. Лидер Кэмпус Крусейд фор Крайст поежился и нахмурился. «Нет, я этого не говорил, — сказал он. — Просто у нас очень узкий путь».

«Как Вы думаете, кто-то может попасть на небеса, следуя Священным Писаниям, как у них? — спросил он. — Следуя „Бахагавад-гите“?» Он повернулся и посмотрел через плечо на Свами: «Я правильно назвал?»

Свами улыбнулся и пошевелил головой, словно говоря: «Не совсем, но это не важно».

«Каждый, кто приходит на наши молитвенные собрания, чувствует присутствие Христа и преображается, — сказал молодой христианин. — Я могу ручаться за это. Я был там». Они избегали прямого ответа на вопрос.

Крэйн обернулся и, все еще грациозно владея своим микрофоном, подскочил к Свами.

«Как Вы думаете, кто-нибудь может попасть на небеса через Библию?» — спросил он.

«Да, — сразу ответил Свами. — Любое слово Божие».

«Через Библию?»

«Да».

Загорелся синий неон: «Пять секунд до рекламы».

«Мы вернемся со Свами и Кэмпус Крусейд фор Крайст, — объявил Крейн. — Не уходите».

Казалось, что с момента начала программы прошло совсем немного времени, но когда я посмотрел на часы, то увидел, что с начала интервью прошло уже пятнадцать минут. Преданные в аудитории взволнованно переговаривались между собой и улыбались нам.

«Ваши ответы были очень хорошими, — сказал я Свами. — Я думаю, что Вы ему нравитесь». Свами посмотрел вперед и кивнул. «Посмотрим», — сказал он. «Миллионы людей увидят это шоу», — сказал я ради небольшой беседы.

«Да», — сказал он. Услышав это, он открыл глаза чуть шире, но продолжал сидеть молча, наблюдая за аудиторией, большая часть которой бросала ответные взгляды.

Вновь вспыхнули красные огни камеры, и мы вернулись в эфир. После краткого повторного введения Крэйн продолжил с того места, на котором остановился: «Значит, Вы одобряете Библию?» Свами кивнул: «Конечно».

Хозяин быстро повернулся и подошел к доктору Моргану, сунув ему в лицо микрофон: «Но Вы не одобряете Бахагавад-гиту. Вы не посоветовали бы это как слово Божие?

«Нет, я бы не стал», — сказал он медленно и осознанно. Он выглядел неловко, словно в ловушке, и не мог справиться с ситуацией.

Крэйн повернулся к камерам: «Пора и нашей аудитории в студии задавать вопросы». Техник в кедах и синей рубашке поднялся на сцену и направил микрофон на длинном тонком держателе на зрителей. Ствол был длиной фута три, и казалось, что он держит винтовку.

Руку поднял какой-то мужчина. Крэйн сказал: «Да! Встаньте, пожалуйста!»

Мужчина поднялся. На нем была белая широкополая шляпа на десять галлонов и длинные черные косы, ниспадавшие на уши через два отверстия в краях шляпы. Он сердито указал на христианина.

«Если ваша религия так хороша, почему вы убили миллион моих людей?» выкрикнул он с вызовом, скрестив руки на груди.

Лидер Кэмпус Крусейд фор Крайст заерзал и, наконец, сказал: «Я думаю, Вы принимаете солдат армии США за христиан. Это было не так. Я думаю, что Вы неправильно поняли некоторые факты».

«Я знаю, что они были христианами, — сказал мужчина. — Вы не можете сказать, что они не были ими. И много людей погибло. Много женщин, и детей тысячи».

«Извините, но они не были последователями Евангелия», — настаивал доктор Морган.

«Это твои извинения?» — с издевкой спросили индейцы.

«Пожалуйста, сядьте и позвольте кому-нибудь еще задать вопрос», — сказал Крэйн, удивленный взрывом человека.

Руку подняла дама в узорчатом зеленом платье.

«Пожалуйста, встаньте, мэм», — попросил Крэйн.

«Я хочу знать, является ли Кришна Богом для Свами?» — спросила она.

«Он — наше имя для Бога. У Бога много имен. «Кришна» — это одно из многих имен Бога. Главное имя.

«Спасибо», — сказала она и села.

Слова попросил толстый краснолицый мужчина. На нем были джинсы и гавайская рубашка.

«Я хочу спросить у Свами, является ли это йогой».

«Это бхакти-йога, — ответил Свами. — Кришна говорит: «Йогинам апи сарвешах — Лучшая йога — медитировать на Меня». Это медитация на личность Бога. Вы можете сделать это где угодно.

«Хорошо, — сказал Крэйн. — Наше время подошло к концу, уже вечер на дворе. Спасибо всем нашим гостям за то, что они сегодня были вместе с нами».

МУКУНДА ГОСВАМИ

Опубликовано в журнале «Back to Godhead»

Источник

www.dandavats.com/?p=28788

Автор Его Святейшество Шрила Мукунда Госвами — один из первых последователей А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Прабхупада дал ему посвящение в 1966 году. Мукунда Госвами (тогда Мукунда дас) вел проповедь в Англии. В настоящее время он духовный учитель в ИСККОН.

*Кэмпус Крусейд фор Крайст — международная межденоминационная христианская миссионерская организация, считается крупнейшей евангельской организацией в США. Сегодня количество сотрудников в организации составляет 25000 миссионеров, а также 225000 обученных волонтеров по всему миру.

The Les Crane Show — the first television appearance of Srila Prabhupada in LA

Sunday, 26 April 2020 / Published in Articles / 2,818 views

From Back to Godhead

By Mukunda Goswami

The swami arrived in Los Angeles the day before the show and spent the afternoon recuperating from the flight in his apartment on Saturn Street. The following night, we headed down to the studios for our first television appearance. March met us at the door and led us through a warren of corridors to a small room.

«We’re going to start with a warm-up interview so you get used to how the show is run.» She opened the door to a larger room and motioned for us to go in.

There were already two other men sitting at a table inside the room.

«This is Dr. Daniel Morgan,» March said, indicating the older man. «He’s the Campus Crusade for Christ leader here in LA. And this is one of his students, Joseph Shaw. They’ll be going on the show with you.»

«On the show with us?» I thought. No one had said anything to me about that. As the swami and I shook hands with them and introduced ourselves, I realized this wasn’t going to be a simple, amiable interview with Les Crane. It was set up to be a televised confrontation between opposing theological parties. I hadn’t bargained for this.

Enter Les Crane, suave, sophisticated and handsome. He had wavy brown hair, and a reddish brown tan. Over his dark-brown turtleneck he wore a gold pendant, a Hindu Om sign cast in Sanskrit letters. This glistening accoutrement immediately caught my attention and brought some familiarity into the strange environment. Maybe Crane would be on our side in this gladiatorial event.

After formally introducing all of us, the debonair host spent a few minutes with the Christian evangelists asking them questions like «What university do you work with, where do you live, what’s your goal?» Then he pulled up a chair opposite the swami and me.

«So, you are from India?» he asked the swami.

«I was born in Calcutta and came to this country in 1965,» the swami replied.

«You have followers in this country?»

«We have our temples in New York, San Francisco, and now Los Angeles.»

«So what is the chant?» Crane asked. He was being very cordial to us; charisma oozed from his every pore.

Instead of giving a verbal reply, the swami pulled out his karatalas and, smiling all the while, began to sing the Hare Krishna mantra. I was surprised, but Crane appeared charmed and fascinated by this spontaneous performance of the mantra. He nodded his head in time to the tempo; grinning, he looked around the room and, still grinning, he glanced at the other television staff as if to affirm just how entertaining this Swami was. Crane had been buoyant from the start, but the chanting seemed to make him even more favorable.

The swami put down his karatalas after a few minutes and Crane beamed at him.

«That was really something,» he said. «We’re on in fifteen minutes. Follow me into the studio.»

Inside the studio, the lights were bright and the three hundred tiered audience seats already full of chattering spectators, including twenty of the new Los Angeles devotees for whom March had managed to get seats. Crane seated the swami and me in swivel chairs next to the evangelists, Dr. Morgan and Joseph, on a round stage; he then busied himself with the cameramen and technicians. The swami and I sat silently as the flurry went on around us. I felt nervous, but the swami seemed composed.

As he stood, Les Crane shuffled a stack of papers around. «It’s one minute till we’re taping,» he said. He walked over to us and said, «When you see a red light on the camera, it’ll be filming you.»

«OK, let’s get started,» Crane said with a grin to the cameramen. The head technician nodded, and the red lights came on.

«Welcome to The Les Crane Show,» Crane said silkily. «I’m your host, Les Crane.» A blue neon light flashed the word «APPLAUSE»; the audience did. «Tonight I have with me Swami Bhaktivedanta, the leader of the Hare Krishnas, a new spiritual movement which he brought to the United States from India about three years ago. Also with us is Dr. Daniel Morgan, the leader of Campus Crusade for Christ here in LA. Daniel and the swami have also brought along their students, Michael and Joseph.»

As the audience clapped again, Crane stood and walked across the stage toward us, deftly stepping over the cord of the microphone he was carrying.

«Michael, why did you decide to join the Hare Krishna movement?» he asked me.

I was tense enough already without being the first to speak! I opened my mouth without knowing what to say.

«I offer my respectful obeisances unto my spiritual master, A.C. Bhaktivedanta Swami, who is very dear unto Lord Krishna, having taken shelter unto the Supreme Lord.»

«And what is the purpose of that prayer?» Crane asked me.

I knew my opening was unconventional, so I tried to recover my profile in front of the audience. «This is something that we all say before speaking,» I explained. «It’s like a way of paying respect to your teacher and asking his blessing to speak.»

«OK, that’s nice,» Crane said. «So, why did you join the Hare Krishnas?»

«I read some of the books the swami brought over from India, and they convinced me.» I paused, getting ready to talk about the swami’s lectures, but Crane had already moved on.

«What was your religion before?» he asked.

«I was brought up as a conservative Jew, but when I was seventeen, I’d become an agnostic.»

«And what do you do?» Crane asked.

«Well, I’m a musician and I have been doing some importing for the swami,» I said. «I’m trying to help out as much as I can so the swami’s movement can grow and be spread around the world.»

Crane walked toward the swami, once again adroitly avoiding the wires that writhed around the stage like reeds waiting to drag him down.

«And is the movement growing?» he asked the swami.

«Oh, yes,» the swami answered. «I have many students now. They are chanting and feeling very happy.»

«What is your outlook on life?»

«Krishna consciousness means that every living being is part and parcel of Krishna,» the swami said. He spoke so confidently, I thought, completely different to the way I came across.

«What does that mean, I mean, being ‘part and parcel,’ and who is Krishna?» Crane asked.

«Krishna is God,» the swami answered. «He has got many expansions. They are called personal expansions and separated expansions. So we are separated expansion, we are living entities, individuals, but we are part of the Lord. We are very intimately connected with Krishna, but somehow or other we are separated by connection with material nature. Krishna is God.»

«Is there a devil?» Crane asked.

«Practically we have forgotten that we are part and parcel of God. That happens to everyone. Then we become demonic.»

«So anyone can be the devil?» Crane looked a little confused.

«This Krishna consciousness movement means we are trying to realize original consciousness; that we belong to Krishna. In that way we become purified and our devilish tendencies become I mean to say swallowed up.»

«When we were children, we were happy, right?» Crane said.

«The original consciousness is Krishna consciousness, not child consciousness,» the swami answered. «Just like a man born in a wealthy family, he is rich man. But he sometimes forgets his own home, so sometimes he becomes a hippy. So our Vedic literature is meant for reviving our original consciousness.»

Crane nodded at the swami and then redirected his attention toward the Christian evangelists.

«So, Dr. Morgan, what does the Campus Crusade for Christ say about original sin?»

«Everyone has to rid themselves of sin,» the older slightly portly man said, pushing his glasses up on his nose. «Alcohol and narcotics are a problem for many college students.»

«How would you correct these problems?»

«Biblical study and reading is recommended for every college student,» Dr. Morgan said. «We have classrooms in schools all over the country, places where students can study and pray together. And sing.»

«Wow! That’s a lot of classrooms,» Crane said. The audience laughed. «What do you do?» he asked the young evangelist, Joseph.

«I study mathematics at Stanford,» Joseph answered.

«And you’re the leader of the Campus Crusade for Christ at Stanford?»

«That’s right. We have about twenty to fifty people in our group at Stanford, mostly freshmen. We meet three times a week.»

Crane walked over to the swami and, thrusting a microphone at him, asked, «Do you think Jesus Christ can save souls?» «Oh, yes, certainly,» the swami answered. «Why not? He is son of God, isn’t it?» Walking quickly back to Dr. Morgan, Crane asked, «Do you think people can be saved by Krishna consciousness?» «Jesus Christ walked a very narrow path,» he answered. «He said we have to come to the Father through him.» «Are you saying then that people who take the swami’s religious route can’t be saved?» Crane persisted. The CCC leader squirmed and frowned. «No, I didn’t say that,» he said. «It’s just that we have a very narrow path to walk.»

«Do you think someone can get to heaven by following scripture like theirs?» he asked. «The Bahagavad-gita?» He turned and looked over his shoulder at the swami. «Did I say that right?»

The swami smiled and moved his head as if to say «Not really, but it’s not important.»

«Everybody who comes to our prayer meetings feels the presence of Christ and becomes transformed,» the young Christian said. «I can vouch for that. I’ve been there.» They were avoiding a direct answer to the question.

Crane spun around and, still gracefully wielding his microphone, bounced over to the swami.

«Do you think anyone can go to heaven through the Bible?» he asked.

«Yes,» the swami answered immediately. «Any word of God.»

«The Bible?»

«Yes.»

The blue neon light above us came on: «FIVE SECONDS TO COMMERCIAL.»

«We’ll be right back with the swami and the Crusade for Christ,» Crane said. «Don’t go away.»

It seemed like no time since the start of the program, but when I looked at my watch I saw that nearly fifteen minutes had already elapsed since the beginning of the interview. The devotees in the audience were talking excitedly among themselves and smiling at us.

«Your answers were very good,» I said to the swami. «I think he likes you.» The swami looked ahead and nodded. «Let us see,» he said. «Millions of people will see this show.» I was making small talk.

«Yes,» he said. He opened his eyes slightly wider on hearing this but continued to sit silently watching the audience, most of which stared back.

The red camera lights flashed again and we were back on air. After a brief re-introduction, Crane continued where he had left off. «So you approve of the Bible, then?» he asked the swami. The swami nodded. «Of course.»

The host quickly turned and walked up close to Dr. Morgan, shoving the microphone in his face. «But you don’t approve of the Bahagavad-gita. You wouldn’t recommend it as the word of God?»

«No, I wouldn’t,» he said slowly and deliberately. He looked uncomfortable, trapped and unable to handle the situation.

Crane turned to the cameras. «It’s time for our studio audience to ask questions.» A technician in plimsolls and a blue shirt mounted the stage and pointed a microphone on a long, thin stick at the audience. It had a three-foot-long barrel that made it look like a rifle.

A man raised his hand. Crane said, «Yes. Stand up please.»

The man stood. He wore a white broad-brimmed ten-gallon hat and long black braids that descended over his ears through two holes in the hat’s brim. He pointed angrily at the Christian man.

«If your religion is so good, why did you slaughter a million of my people?» he shouted, looking defiant with his arms folded across his chest.

The CCC leader fidgeted and finally said, «I think you’re mistaking US Union Army soldiers for Christians. It wasn’t like that. I think you have gotten some of your facts wrong.»

«I know they were Christians,» the man said. «You can’t say they weren’t. And a lot of people died. A lot of women and children thousands.»

«I’m sorry, but they weren’t followers of the Gospel,» he insisted.

«That’s your apology?» the American Indian scoffed.

«Please sit down and let someone else ask a question,» Crane said, surprised at the man’s outburst.

A lady in a patterned green dress raised her hand.

«Please stand up, ma’am,» Crane requested.

«I want to know, is Krishna God to the swami?» she asked.

«He is our name for God. God has many names. Krishna is one of the many names of God. Chief name.»

«Thank you,» she said, and sat down.

A fat, red-faced man raised his hand. He was wearing jeans and a Hawaiian shirt.

«I want to ask the swami if this is yoga,» he said.

«This is bhakti-yoga,» the swami answered. Krishna says yoginam api sarvesah ‘the best yoga is to meditate on Me.’ This is meditation on the personality of God. You can do this anywhere.»

«OK,» Crane said. «That’s all the time we have tonight. Thank you to all our guests for being on the show with us tonight.»

Mukunda Goswami, one of the first devotees to be initiated by Srila Prabhupada in 1966, pioneered the preaching in England. Currently, he serves as an initiating spiritual master within ISKCON.

Читайте также: