Трансцендентный гений Лочаны даса Тхакура

Лаванга Латика даси
Трансцендентный гений Лочаны даса Тхакура

Шри Лочана дас Тхакур родился в семье брахмана, жившего в Радхадеше, в Махакумаре, недалеко от Катвы, что в округе Бурдхаман, в Бенгалии. Когда он был всего лишь маленьким мальчиком, ему посчастливилось встретить преданных Шри Гауранги. Его гуру был Нарахари Саракар Тхакур.

В своей «Шри Чайтанья-мангале» Шри Лочана дас Тхакур пишет: «Самая сокровенная моя мечта — быть возле лотосных стоп Шри Нарахари Тхакура, служить и поклоняться ему всем своим сердцем. Падший Лочана даса лелеет одно желание — чтобы по милости Нарахари ему было позволено петь славу Шри Гауранги. Мой Господин — Шри Нарахари Тхакур, а я — его слуга. Я склоняюсь перед ним и молю его об одном — разрешить мне заниматься этим служением. Это единственное, чего я жажду».

Отца Лочаны даса звали Шри Камалакара дас. Имя матери было Шри Садананди. Лочана дас был их единственным сыном, поэтому родители в нем души не чаяли. Большую часть своей жизни он прожил в доме деда и бабушки. Там и началось его образование. С раннего детства он очень привязался к Шри Гауранге, и в то же время его не привлекали материальные удовольствия.

В расцвете юных лет он отправился в Шри-Кханду, где встретил своего гурудева, Шри Нарахари Саракара Тхакура, и укрылся у его лотосных стоп. Он прожил там некоторое время, а затем получил наставления о киртане.

Лочана дас Тхакур был помолвлен в очень раннем возрасте, как было принято в его роду. Его будущая супруга, тем не менее, оставалась в доме своих родителей. Мальчик рос очень отрешенным и проявлял большой интерес к духовной жизни. Очень много времени проводил он с другими вайшнавами за Хари-катхой. Видя это, родители девочки забеспокоились и пожаловались на него Нарахари Саркару. Тот велел сыну отправиться к своей супруге. Тот пошел в деревню, но совершенно забыл, где находится их дом. Встретив на улице маленькую девочку, Лочана обратился к ней за помощью, назвав ее «ма», то есть «матушка». Когда они наконец добрались до дома родителей его супруги, он обнаружил, что та маленькая девочка и есть его супруга. С тех самых пор он всегда относился к своей жене как к матери и всегда служил Гуру и Гауранге в умонастроение отречения.

Лочана дас составил свою «Чайтанья-мангалу», когда ему было всего 17 лет! В «Чайтанья-мангале» он особо прославлял близкие отношения своего гуру Нарахари Саркара с Господом Шри Чайтаньей. Позже, обеспокоившись тем, что не уделил достаточно внимания Господу Нитьянанде, Лочан дас сложил несколько замечательных молитв.

В прежние времена поэты Бенгалии слагали священные песни и стихи в различных формах классических рифм и размеров, называвшихся панчали. В особенности стиль панчали использовался для прославления Господа. Лочана дас Тхакур воспользовался этой формой стихосложения при написании своей знаменитой «Шри Чайтанья-мангалы». В панчали употребляются пять различных песенных стилей.

Также Лочана дас Тхакур сочинил множество песен во славу Шри-Шри Гаура-Нитьянанды. Самая известная, пожалуй, это «Парама каруна»:

парама каруна пахун дуи джана

нитай гаурачандра

саба аватара сара широмани

кевала ананда канда

бхаджа бхаджа бхаи чайтанья нитай

судхрида вишваса кори

вишая чхария се расе маджия

мукха боло хари хари

декхо оре бхай трибхуване най

эмона дояла дата

пашу пакхи-джхуре пашана видоре

шуни джар гуна гатха

самсаре маджия рохили пория

се паде нахило аша

апана карама бхунджае шамана

кахое лочана даса

«Парама каруна» в исполнении Шрилы Прабхупады и его учеников Слушать

Эта песня была особенно дорога Его Божественной милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который объясняет ее смысл следующим образом:

«Эта песня написана Лочаной дасом Тхакуром. Лочана даса утверждает, что два Господа, Нитай-Гаурачандра — Господь Нитай и Господь Чайтанья — очень милостивы. Они олицетворяют собой сущность всех воплощений. Особенностью же этих двух воплощений является то, что предложенный Ими метод самоосознания приносит одну лишь радость, ибо Они призывали просто петь и танцевать. Есть много других воплощений, таких, например, как Господь Рама или Кришна, поведавший “Бхагавад-гиту”, изучение которой требует знания и глубокого проникновения в суть вопроса. Но Господь Чайтанья и Нитьянанда предложили метод, практика которого приносит только радость, — нужно просто петь и танцевать. Поэтому Лочана дас обращается ко всем: “Дорогой брат, прошу тебя, просто поклоняйся Господу Чайтанье и Нитьянанде с твердой верой”. Не думайте, что не достигнете желанной цели, если будете просто петь и танцевать. Вы обязательно достигнете ее. Господь Чайтанья Махапрабху заверяет, что с помощью этого метода можно достичь полного совершенства. Поэтому нужно петь с твердой верой в сердце.

Так в чем же заключается этот метод? Тот, кто хочет с помощью этого метода обрести сознание Кришны, не должен предаваться услаждению чувств. Это единственное ограничение. Если человек перестанет удовлетворять свои чувства, он непременно достигнет цели. Нужно оставить стремление удовлетворять свои чувства и просто петь: “Харе Кришна! Хари! Хари!”

Лочана дас Тхакур говорит: “Дорогой брат, просто попробуй и испытай этот метод на себе. Во всех трех мира нет равных Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде, ибо Они настолько милосердны, что не только люди, но даже птицы и звери плачут, когда видят Их”. Когда Господь Чайтанья шел по лесу Джхарикханда, все животные: тигры, слоны, змеи, олени — пели вместе с Ним мантру Харе Кришна. Это пение прекрасно, и принять в нем участие могут все, даже животные, не говоря уже о людях. Конечно, обыкновенный человек не сможет заставить петь животных, но мы по крайней мере можем попытаться вдохновить на пение мантры Харе Кришна людей, раз Чайтанья Махапрабху вдохновлял на это даже зверей. Это пение так чудесно, что способно растопить даже самое каменное сердце. Оно так прекрасно, что растопит даже камень.

Но Лочана дас Тхакур с болью в сердце говорит, что он попался в ловушку удовлетворения чувств. Он обращается к себе с такими словами: “Дорогой мой ум, ты попался в ловушку удовлетворения чувств, и тебя не привлекает пение мантры Харе Кришна. О чем еще можно говорить, если тебя не привлекают лотосные стопы Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды? Единственное, что мне остается, — это просто сокрушаться о своем невезении. Ямараджа, повелитель смерти, наказывает меня, не позволяя мне присоединиться к этому движению”».

Во Врадже его имя Гопалика.

Ваша слуга ЛАВАНГА ЛАТИКА даси

Источник http://vedastore.blogspot.ru/2013/01/blog-post_12.html

Что из себя представляет «Шри Чайтанья-мангала»?

Точно годы жизни Шри Лочаны даса Тхакура неизвестны. В деревне Кандра хранится рукопись «Чайтанья-мангалы», написанная рукой самого Лочаны даса Тхакура.

«Чайтанья-мангала» состоит из 11 000 стихов, распределённых между четырьмя разделами: Сутра-канда (1800), Ади-канда (3300), Мадхья-канда (4300) и Шеша-канда (1600). Так как поэма предназначалась для пения, в ней нет деления на главы. Сутра-канда описывает события, которые привели к воплощению Кришны в образе Чайтаньи в Навадвипе. В Ади-канде описывается ранний период жизни Чайтаньи, до того, как он отправился в Гайю. Мадхья-канда описывает дальнейшую жизнь Чайтаньи вплоть до его встречи с Сарвабхаумой Бхаттачарьей. Шеша-кханда повествует о паломничестве Чайтаньи по Южной и Северной Индии. В некоторых манускриптах также содержится описание позднего периода жизни Шри Чайтаньи вплоть до его Ухода.

По словам Маханиддхи Свами, автора книги «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване», Лочана дас Тхакур написал «Чайтанья-мангалу», в которой прославляются игры Господа Чайтаньи, не раскрытые на страницах трудов Вриндавана даса Тхакура и Кришнадаса Кавираджа. В частности, он упоминает необычайно трогательную беседу Шри Гаурасундары (Шри Чайтаньи) Вишнуприи Деви накануне принятия Господом Чайтаньей санньясы.

Будучи талантливым музыкантом, Лочана дас рассказал о лилах Махапрабху в удивительно поэтичных образах, наполненных вдохновением, и обычные люди могли с легкостью понять божественность качеств, проявленных Шри Чайтаньей. Подобно тому, как вайшнавы обычно повторяют ведические истории из «Рамаяны» и «Махабхараты», так и вайшнавы, странствующие по Бенгалии, до сих пор повторяют истории из «Чайтанья-мангалы».

Читайте также: