Мадхавендра Пури — родоначальник концепции мадхурьябхавы в преемственности вайшнавов

Ядунандана дас
Мадхавендра Пури — родоначальник концепции мадхурьябхавы в преемственности вайшнавов

Что должно лежать в основе нашего стремления к Богу? Ответ на этот нериторический вопрос дает Шри Мадхавендра Пури, явление которого сегодня отмечают вайшнавы

Проливной дождь экстатической любви, проявленной Господом Гаурангой во время Своих земных лил, начались с Мадхавендры Пури. И затем они пришли через Ишвару Пури, игравшего роль духовного учителя Господа Чайтаньи…

Еще до Своего Явления на эту землю Господь Чайтанья направил на землю таких Своих спутников, как Шри Адвайт Ачарья, Шри Джаганнатха Мишра, Шачимата, Мадхавендра Пури, Ишвара Пури. Шри Мадхавендра Пури принял посвящение в сампрадайе Мадхвачарьи, от Шри Лакшмипати Тиртхи. У Мадхавендры Пури было много учеников, но старшими из них были Шри Адвайта Ачарья и Шри Ишвара Пури. Так или иначе, все вайшнавы Бенгалии и Кшетра-мандалы (Джаганнатха Пури) были связаны со Шри Мадхавендрой Пури. После прихода Господа Чайтаньи многие из его учеников присоединились к движению санкиртаны Махапрабху.

«Сердце Мадхавендры Пури было насыщено божественной любовью так же, как и сердца его учеников. Он проявлял необычайную любовь к Богу. Видя темное дождевое облако, он падал без чувств. Каждый день и каждую ночь он был опьянен нектаром кришнапремы» (Вриндавана дас Тхакур).

После завершения продолжительного паломничества по Бхарата Бхуми (Индии) он провел свою жизнь во Вриндаване и Ориссе. Именно он начал восстановление Вриндавана, которое Шри Рупа Госвами и Санатана Госвами продолжили после него. Стоило ему, гуляя по рощам Вриндавана, вспомнить сладостные игры Радха-Кришны, как он в приливе счастья терял сознание.

Как-то раз во сне Шри Гопал приказал Мадхавендре Пури раскопать спрятанное в земле Божество Гопала и установить его на вершине горы Говардхан. Мадхавендра Пури отпраздновал установку Божества, проведя праздник «Аннакута» (пышный праздник предложения бхоги Кришне). Этот праздник Аннакута также называется Говардхана- пуджей, считаясь одним из самых значимых праздников вайшнавов во Вриндаване, в Индии и во всем мире. Изначальное Божество Гопала, известное под именем Шри Натхаджи, находится сейчас в Натхадваре, в Раджастхане.

Мадхавендра Пури ввел в сампрадайе Мадхавачарьи концепцию мадхурьябхавы (отношений в супружеской любви) и посеял семена премабхакти. А Шри Чайтанья Махапрабху стал высоким древом, с ветвей которого падают сладчайшие плоды премы, доступные каждому. Он также явил вирахабхаву, настроение любви, которым наслаждаются в разлуке с Богом. Его направление в сампрадайе Мадхавы, которое отличает именно эта экстатическая любовь к Богу, получило название Мадхава-гаудия-сампрадайи.

В Джаганнатха Пури Шри Чайтанья Махапрабху проявил сильное переживание вирахабхавы. Эти переживания безгранично усиливались, когда Господь слушал стихи из Песни Десятой «Шримад-Бхагаватам», «Кришна-Карнамриты», «Гита-Говинды», «Падьявали», а также сердечных поэм Чандидаса и Видьяпати. Переживание вирахи началось в Махапрабху с одного-единственного стиха, произнесенного Его парам-гуру (великим предшественником) Мадхавендрой Пури:

айи дина даядра натха хе

матхуранатха кадавалокьясе

хридаям твад алока катарам

дайита бхрамьяти ким каротьяхам

«О сострадательный Господь, повелитель бедных и смиренных! О повелитель Матхуры! Когда я снова смогу увидеть Тебя? Не видя Тебя, Мое сердце испытывает сильную боль. О Мой возлюбленный, я переполнен переживаниями. Что же мне делать?» («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 4.197).

Шри Кришнадас Кавирадж говорит, что подобно тому, как бриллиант каустубха считается лучшим среди драгоценных камней, эта шлока считается расакавьей (лучшим стихом среди всех поэтических строк в наследии расы). В действительности этот стих был произнесен Самой Шримати Радхарани. Это было печальным призывом Радхи, обращенным к Шьямасундаре, уехавшему в Матхуру и оставившему ее одну во Вриндаване в полном отчаянии. По милости Радхарани, тот же самый стих вышел из уст Мадхавендры Пури.

Несколько первых слов этой шлоки распахивали двери божественной любви Махапрабху, заставляя Его терять сознание. Испытывая сильное чувство разлуки с Кришной, Мадхавендры Пури постоянно воспевал этот стих вплоть до момента своего ухода.

Кришнадас Кавирадж сказал, что этот стих Мадхавендра Пури учит вайшнавов обретению кришнапремы, взращивая в их сердцах интенсивное чувство сильной разлуки с Кришной. Гаудия-вайшнавы принимают этот стих как выражение самой сути настроения разлуки.

Гаудия-сампрадайя учит нас поклонению Радхе и Кришне в настроении разлуки, в котором проявляется высший уровень служения Богу с преданностью. На этом уровне вайшнав чувствует полное опустошение — «без Кришны весь мир кажется пустым». Мгновение без Кришны-Мадхавы кажется подобным тысячелетию. Шри Чайтанья Махапрабху постоянно плавал в океане дивьонмада-махабхавы — безумии от экстатических переживаний, проявленных Шри Радхой в «Бхрамара-гите» («Шримад-Бхагаватам», 10.47). В этом стихе Мадхавендра Пури раскрывает те же эмоции. Гаудия-вайшнавы пришли к выводу, что проливной дождь экстатической любви, проявленной Господом Гаурангой во время Своих земных лил, начались с Мадхавендра Пури. И затем они пришли через Ишвара Пури, игравшего роль духовного учителя Господа Чайтаньи.

Самадхи Мадхавендра Пури расположено в Ремуне, в Ориссе, неподалеку от храма Кширачора-Гопинатхи.

По книге МАХАНИДХИ Свами «Самадхи гаудия-вайшнавов во Вриндаване»

Читайте также: