Жизнь в измерении Шрилы Прабхупады

Яшоматинандана дас
Жизнь в измерении Шрилы Прабхупады

Харе Кришна, дорогие преданные! Примите мои почтительные поклоны! Слава Шриле Прабхупаде! Хотелось бы сказать несколько слов об одной из старейших российских вайшнави, удивительной матаджи Анандидни. Я познакомился к ней в 1990 году, вскоре после того, как присоединился к ИСККОН. В то время вместе с Вишвамитрой Прабху она активно занималась проповедью ученым в рамках Института Бхактиведанты. В то время я учился на пятом курсе химфака МГУ, и Вишвамитра Прабху активно занимал меня всевозможной деятельностью в Институте Бхактиведанты в Москве

Я с самого начала проникся симпатией к этой невысокого роста энергичной пожилой женщине с исключительно аристократичными манерами. В миру ее знали как Зинаиду Федоровну. Она активно проповедовала на разных научных площадках, и она тоже привлекала меня к этим мероприятиям. Так у нас сложились дружеские отношения.

Она присоединилась к движению в середине 80-х, и в Сознании Кришны ее «выпестовал» Видура Прабху. Она рассказывала мне разные истории из этого прошлого, но, вероятно, больше об этом периоде сможет рассказать Кришнананда Прабху.

После легализации ИСККОН в России, по просьбе Видуры Прабху она организовала ашрам матаджи, и, соответственно, была там старшей матаджи. Но, в целом. ее больше привлекала проповедь интеллигенции, и через какое-то время она переключилась на это служение. Все равно, ее небольшая квартирка на Лениградском проспекте всегда была местом встреч преданных. Иногда в нее набивалось до 30 человек, а то и больше. Иногда у нее останавливались старшие преданные, ученицы Шрилы Прабхупады.

После того, как в 1993 году я переместился из Москвы в Ярославль, где принял служение президента храма, а затем в регионы Золотого кольца и Средней Азии, где служил региональным секретарем, мы чисто по географическим причинам мало пересекались. В 1997 году я вернулся в Москву, и опять, закрутившись в море служения, тоже мало с ней пересекался. Но, тем не менее, я до сих пор помню наизусть ее номер телефона еще с начала 90-х.

Наши пути опять сошлись уже после моей болезни в 2017 году. Я решил набрать знакомый номер, и услышал бодрый голос матаджи Анандини. Оказалось, что она уже с 2014 года как «невыходная» и все время проводит дома. Зимой того года она неудачно упала, и потом долго пожинала последствия этого события. Все внимание она уделяла своим Гаура-Нитай и была рада, когда преданные навещали ее. У нее постоянно звучала запись джапы Шрилы Прабхупады. В силу разницы поколений, ей было нелегко найти подходящее общение, и она была рада услышать в лице меня кого-то из «старой гвардии». Вдобавок к тому, что она была вынуждена проводить все время дома (ей было чисто физически тяжело куда-то ездить, даже на машине), в силу высокой чувствительности, она не могла пользоваться никакими современными гаджетами — ни компьютерами, ни смартфонами. Только живое общение или обычный стационарный телефон. Я регулярно ей позванивал, и мы проводили много времени, обсуждая разные темы в Сознании Кришны и вообще говорили «за жизнь». Она рассказывала мне мистические истории из своего прошлого, когда ее мать хотела сделать аборт, сидела уже в приемной у врача, и вдруг из ниоткуда там появился какой-то морской офицер и сказал, что ей не надо этого делать, после чего исчез так же внезапно, как и появился.

Вся ее жизнь была сосредоточена на Шриле Прабхупаде. Более того, она рассказывала, что Прабхупада проявился в ее жизни еще до того, как она встретилась с преданными — она увидела его то ли во сне, то ли в виде́нии, после чего она в реальности увидела его фотографию на одной из книг. Она постоянно соизмеряла то, что происходит в ИСККОН с наставлениями Шрилы Прабхупады. Эта принципиальность, возможно, делала ее немного резкой в глазах других преданных, из-за чего некоторые немного побаивались ее прямолинейности.

В конце 90-х после ситуации с Харикешей Свами, она приняла прибежище у Его Святейшества Радханатхи Свами, и эта удивительная личность тоже заняла важное место в ее сердце. Она просила Лешу Павлова записывать его лекции на СD и тоже постоянно слушала их. Ее вдохновляла тема сотрудничества между преданными в изложении Махараджа, а также его строгая приверженность Шриле Прабхупаде. Она жила ви́дением будущего Храма Ведического Планетария в Маяпуре, и когда я в прошлом году ездил в Индию, она попросила меня привезти какой-нибудь камешек с места строительства. Она часто делилась воспоминаниями о служении в прошлом. Помню, как она рассказывала о своем участии в написании сценария и съемках фильма «Золотой поднос» с Абдуловым в главной роли. Она была консультантом картины, и по ее рекомендации в фильме были вставлены эпизоды с преданными. Мы часто обсуждали с ней философские моменты Сознания Кришны. То есть, было море Кришна-катхи и вайшнава-катхи.

Я очень рад, что Кришна послал мне возможность близкого общения с этой удивительной преданной. Я уверен, что Кришна и Гуру Махарадж позаботятся о ней и ее ждет самое светлое будущее. Хотя она принимала меня как равного, я сам, тем не менее, учился и учусь у нее преданности, терпению и смирению. Все — это беспричинна милость Кришны!

Ваш слуга ЯШОМАТИНАНДАНА дас

Опубликовано Вишнурата Дас Манахов Вторник, 20 августа 2019 г.

Читайте также: