Нейробиолог исследует «эффект санскрита»

Кришнананда дас
Нейробиолог исследует «эффект санскрита»

Автор Джеймс ХАРТЦЕЛЛ

2 января 2018 г., публикация в https://www.scientificamerican.com/

МРТ показывает, что запоминание древних мантр увеличивает размер областей мозга, связанных с когнитивной функцией

Сотни одетых в дхоти молодых людей сидели, скрестив ноги, на полу лицом друг к другу и переговаривались между собой. По указанию их учителя зал затих. Затем они начали чтение. Без паузы и ошибок, полностью по памяти, одна сторона комнаты произносила одну строку текста, затем другая сторона отвечала следующей строкой. Басовые и баритонные голоса наполнили зал звучной просодией, каждое слово отчетливо слышно, их правые руки двигались вместе, отмечая высоту и акцент. Эффект был гипнотическим, древний звук отражался по комнате, насыщая мозг и тело. Через 20 минут они остановились в унисон. Это была просто демонстрация. Полное чтение одного из древнейших индийских текстов на санскрите, Шукла Яджурведа, занимает шесть часов.

Вверху: Маньюваджрамандала с 43 божествами из Тибета. Источник: Google Культурный Институт Викимедиа

Я провел много лет в изучении санскрита и переводов с него и был очарован его очевидным влиянием на разум и память. В древних индийских методах обучения запоминание текста является стандартным: традиционные ученые, или пандиты, владеют многими различными типами санскритской поэзии и прозаических текстов; и традиция считает, что именно запоминание и чтение древних слов и фраз, известных как мантры, улучшает память и мышление.

Я также заметил, что чем больше санскрита я изучал и переводил, тем лучше становилась моя словесная память. Одноклассники и учителя часто отмечали мою способность точно повторять собственные предложения лекторов при задании им вопросов в классе. Другие переводчики санскрита рассказывали мне о подобных когнитивных сдвигах. Поэтому мне было любопытно: был ли на самом деле специфический для языка «эффект санскрита», как утверждается в традиции?

Когда я поступил в докторантуру по когнитивной нейробиологии в Университете Тренто (Италия) в 2011 году, у меня была возможность начать изучение этого вопроса. Индийские ведические санскритские пандиты годами обучаются устному запоминанию и точному повторению устных текстов трехтысячелетней давности объемом от 40 до 100 тысяч и более.

Мы хотели выяснить, как такая интенсивная тренировка вербальной памяти влияет на физическую структуру их мозга. С помощью India-Trento Partnership for Advanced Research (ITPAR) мы отобрали профессиональных ведических пандитов из нескольких спонсируемых правительством школ в регионе Дели; затем мы использовали структурную магнитно-резонансную томографию (МРТ) в Национальном исследовательском центре мозга Индии для сканирования мозга пандитов и органов управления, соответствующих возрасту, полу, рукам, доминированию глаза и владению многими языками.

То, что мы обнаружили из структурного анализа МРТ, было примечательным фактом. Многочисленные области в мозге пандитов были значительно больше, чем у контрольных, с более чем на 10% больше серого вещества в обоих полушариях головного мозга и существенным увеличением толщины коры. Хотя точные клеточные основы измерения серого вещества и толщины коры все еще находятся в стадии изучения, увеличение этих показателей постоянно коррелирует с улучшением когнитивной функции.

Наиболее интересным для словесной памяти было то, что правый гиппокамп пандитов — область мозга, которая играет жизненно важную роль как в краткосрочной, так и в долговременной памяти — имел больше серого вещества, чем контроли, в почти 75% этой подкорковой структуры. У нашего мозга есть два гиппокампа, один слева и один справа, и без них мы не сможем записать какую-либо новую информацию. Многие функции памяти являются общими для двух гиппокампов. Тот, что справа, однако, более специализирован для паттернов, звуковых, пространственных или визуальных, поэтому большое увеличение серого вещества, которое мы обнаружили в правом гиппокампе пандитов, имело смысл: точное рецитирование требует очень точного кодирования и воспроизведения звуковых паттернов. Пандиты также показали значительное утолщение областей правой височной коры, которые связаны с речевой просодией и голосовой идентичностью.

Наше исследование было первым исследованием мозга профессионально обученных санскритских пандитов в Индии. Хотя это первоначальное исследование, сфокусированное на межгрупповом сравнении структуры мозга, не могло напрямую ответить на вопрос об эффекте санскрита (который требует подробных функциональных исследований со сравнениями запоминания на разных языках, для которых мы в настоящее время ищем финансирование), мы нашли нечто конкретное в интенсивной тренировке вербальной памяти. Означает ли существенное увеличение пандитами серого вещества критических органов вербальной памяти, что они менее склонны к разрушительным патологиям памяти, таким, как болезнь Альцгеймера? Мы еще не знаем этого, хотя отдельные сообщения от индийских аюрведических врачей предполагают, что это может иметь место. Если оно так, то возникает вероятность того, что вербальные «упражнения» для памяти, назовем это тренировкой, способны помочь пожилым людям, подверженным риску слабоумия, замедлить или, что еще более радикально, предотвратить их возникновение.

Если это так, обучение точно должно проводиться. Однажды я снимал на видео четырех старших учителей-пандитов, демонстрирующих разные скорости чтения. В середине сессии все четверо внезапно остановились. «Что случилось?» — спросил я. «Один из нас допустил небольшую ошибку, — последовал ответ. — Я не возражаю», — сказал я. «Да, но мы не можем идти дальше», — возразили они и возобновили свое декламирование с самого начала.

Примечание автора: старшие сотрудники, ответственные за этот проект, не участвовали в разработке или написании текста блога; он не был представлен им на утверждение; любые мнения или выводы, высказанные в блоге, принадлежат только доктору Харцеллу.

Этот пост был написан выпускником онлайн-курса «Поделитесь своей наукой: ведение блогов для журналов, газет и многого другого», предлагаемого Scientific American и Центром коммуникаций науки Алана Алды при Университете Стони Брук при спонсорской поддержке Фонда Кавли.

Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

Ваш слуга КРИШНАНАНДА дас

Источник https://blogs.scientificamerican.com/observations/a-neuroscientist-explores-the-sanskrit-effect/

A Neuroscientist Explores the «Sanskrit Effect»

MRI scans show that memorizing ancient mantras increases the size of brain regions associated with cognitive function

By James Hartzell on January 2, 2018

A hundred dhoti-clad young men sat cross-legged on the floor in facing rows, chatting amongst themselves. At a sign from their teacher the hall went quiet. Then they began the recitation. Without pause or error, entirely from memory, one side of the room intoned one line of the text, then the other side of the room answered with the next line. Bass and baritone voices filled the hall with sonorous prosody, every word distinctly heard, their right arms moving together to mark pitch and accent. The effect was hypnotic, ancient sound reverberating through the room, saturating brain and body. After 20 minutes they halted, in unison. It was just a demonstration. The full recitation of one of India´s most ancient Sanskrit texts, the Shukla Yajurveda, takes six hours.

I spent many years studying and translating Sanskrit, and became fascinated by its apparent impact on mind and memory. In India’s ancient learning methods textual memorization is standard: traditional scholars, or pandits, master many different types of Sanskrit poetry and prose texts; and the tradition holds that exactly memorizing and reciting the ancient words and phrases, known as mantras, enhances both memory and thinking.

I had also noticed that the more Sanskrit I studied and translated, the better my verbal memory seemed to become. Fellow students and teachers often remarked on my ability to exactly repeat lecturers’ own sentences when asking them questions in class. Other translators of Sanskrit told me of similar cognitive shifts. So I was curious: was there actually a language-specific «Sanskrit effect» as claimed by the tradition?

When I entered the cognitive neuroscience doctoral program at the University of Trento (Italy) in 2011, I had the opportunity to start investigating this question. India’s Vedic Sanskrit pandits train for years to orally memorize and exactly recite 3,000-year old oral texts ranging from 40,000 to over 100,000 words. We wanted to find out how such intense verbal memory training affects the physical structure of their brains. Through the India-Trento Partnership for Advanced Research (ITPAR), we recruited professional Vedic pandits from several government-sponsored schools in the Delhi region; then we used structural magnetic resonance imaging (MRI) at India’s National Brain Research Center to scan the brains of pandits and controls matched for age, gender, handedness, eye-dominance and multilingualism.

What we discovered from the structural MRI scanning was remarkable. Numerous regions in the brains of the pandits were dramatically larger than those of controls, with over 10 percent more grey matter across both cerebral hemispheres, and substantial increases in cortical thickness. Although the exact cellular underpinnings of gray matter and cortical thickness measures are still under investigation, increases in these metrics consistently correlate with enhanced cognitive function.

Most interestingly for verbal memory was that the pandits’ right hippocampus—a region of the brain that plays a vital role in both short and long-term memory—had more gray matter than controls across nearly 75 percent of this subcortical structure. Our brains have two hippocampi, one on the left and one on the right, and without them we cannot record any new information. Many memory functions are shared by the two hippocampi. The right is, however, more specialized for patterns, whether sound, spatial or visual, so the large gray matter increases we found in the pandits’ right hippocampus made sense: accurate recitation requires highly precise sound pattern encoding and reproduction. The pandits also showed substantially thickening of right temporal cortex regions that are associated with speech prosody and voice identity.

Our study was a first foray into imaging the brains of professionally trained Sanskrit pandits in India. Although this initial research, focused on intergroup comparison of brain structure, could not directly address the Sanskrit effect question (that requires detailed functional studies with cross-language memorization comparisons, for which we are currently seeking funding), we found something specific about intensive verbal memory training. Does the pandits’ substantial increase in the gray matter of critical verbal memory organs mean they are less prone to devastating memory pathologies such as Alzheimer’s? We don’t know yet, though anecdotal reports from India’s Ayurvedic doctors suggest this may be the case. If so, this raises the possibility that verbal memory «exercising‘ or training might help elderly people at risk of mild cognitive impairment retard or, even more radically, prevent its onset.

If so, the training might need to be exact. One day I was filming four senior pandit teachers demonstrating the different recitation speeds. Partway into one session all four suddenly stopped. «What’s wrong?‘ I asked. «One of us made a slight error,» came the response. «I don’t mind,» I said. «Yes, but we do,» and they restarted the entire recitation from the beginning.

Author’s note: Senior personnel responsible for this project were not involved in the conception or writing of the blog text; it was not presented to them for approval; any opinions or conclusions expressed in the blog are Dr. Hartzell’s alone.

This post was written by a graduate of the online course Share Your Science: Blogging for Magazines, Newspapers and More, offered by Scientific American and the Alan Alda Center for Communicating Science at Stony Brook University, with sponsorship from the Kavli Foundation.

The views expressed are those of the author(s) and are not necessarily those of Scientific American.

Читайте также: