Падение древних культур как предостережение нынешней цивилизации. Урок Шримад Бхагаватам

Ядунандана дас
Падение древних культур как предостережение нынешней цивилизации. Урок Шримад Бхагаватам

Сенсационное открытие сделали ученые, исследующие условия существования человеческой цивилизации . Оказывается, большинство древних культур исчезло… при переселении в другие, более комфортные районы планеты! Серьезный дисбаланс в климатическом механизме привел к исчезновению пригодных для сельского хозяйства земель, поставив тем самым, якобы, древние цивилизации на грань вымирания. При этом приводится в качестве примера, скажем, Хараппская культура. https://life.ru/t/%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B0/1170882/uchionyie_nazvali_prichinu_ischieznovieniia_drievnikh_tsivilizatsii Ученые предполагают, что климатические изменения нанесли урон природе и повлекли за собой голод и болезни.

Вверху: Махараджа Парикшит наказывает олицетворение Кали

В принципе, такая гипотеза вполне логична и имеет право на существование. Честь и хвала ученым, время от времени напоминающим нам о существовании других миров, полных неразрешимых загадок и тайн, а не только изобретающим все новые и новые нелепые и даже откровенно жуткие механизмы!

Не говорят ученые, увы, только о главной причине, которая лежит вне привычной эмпирической парадигмы, потому что для точного установления такой причины надо обратиться к «ненаучным» источникам, признав таковые в качестве неоспоримой истины и веского аргумента.

В Шримад Бхагаватам рассказывает о трагедии легендарного раджариши Парикшита. Он был проклят сыном брахмана за то, что изнуренный жаждой, встретив погруженного в глубокий медитативный транс лесного мудреца Шамики Риши и потому никак не отреагировавшего на появление благородного царя, в сердцах набросил на плечи садху мертвую змею. Сам мудрец, вернувшись во внешнее сознание, не придал проступку царя никакого значения. Но этого не смог стерпеть его сын Шринги. Тот не принял к сведению, что Махараджа Парикшит — сам по себе уникальная и возвышенная личность. Сута Госвами говорит о том, что Парикшита защищал лично Кришна, когда было пущено в ход страшное небесное оружие Дроны (ШБ, 1.18.1) А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, комментируя слова Суты Госвами, подчеркивает, что «Мудрецы Наимишараньи изумились, услышав о замечательном правлении Махараджи Парикшита и особенно о том, как он наказал олицетворение Кали и лишил его всякой возможности творить зло в своем царстве». А в следующем стих сам Сута Госвами сообщает мудрецам, собравшимся в лесу Наимишаранья, что «Махараджа Парикшит был всегда сознательно предан Личности Бога». В комментарии к стиху (1.18.5, комм.) Шрила Прабхупада разъясняет, что Махараджа Парикшит мешал олицетворению Кали осуществить его планы, хотя Кали давно ступил на эту Землю и искал возможности распространить свое влияние по всему миру. «Так должен поступать настоящий правитель, — свидетельствует Шрила Прабхупада. — Нарушители порядка, вроде олицетворения Кали, всегда будут пытаться расширить свою нечестивую деятельность, но долг сильного правительства — сдерживать их всеми средствами. Хотя Махараджа Парикшит и выделил места, где Кали мог находиться, он в то же время надежно оградил жителей своей страны от его влияния».

Суть драмы, вышедшей далеко за пределы частного конфликта, в том, что именно с этого рокового проклятия, явно несопоставимого со степенью тяжести вины выдающегося святого царя Парикшита (тем более, что, по словам Шрилы Прабхупады, сам царь был великим святым, его гнев и действия вызывают удивление, и поэтому мы должны признать, что все это было предопределено высшей волей Господа, равно как и то, что для Махараджи Парикшита такое отношение к брахману-мудрецу, конечно же, было неслыханным, но также случилось по воле Господа), и началось падение ведической цивилизации, самой древней и самой богоцентричной, дав зеленый свет эпохе ссор и лицемерия, Калиюге, и приведя, в конечном итоге, к гибели все более поздние маргинальные культуры на планете. «Поскольку век Кали искал возможности подорвать культурные устои четырех укладов жизни, несмышленый мальчик дал ему шанс проникнуть в сферу ведической культуры, — свидельствует Шрила Прабхупада (1.18.32, комм.). — Ненависть к низшим классам началась с этого сына брахмана, попавшего под влияние Кали, и после этого с каждым днем культурная жизнь стала приходить в упадок. Махараджа Парикшит стал первой жертвой несправедливости брахманов. Так ослабла защита от нападок Кали, которую предоставлял этот царь».

Иными словами, падение цивилизаций началось с падения брахманического сословия, в лоне которое чистые мотивы бхакти оказались инфицированными ядом гордыни и самовозвеличения. Это было уроком того, что без практического культивирования интеллектуалами (прежде всего хранителями духовного наследия) чистоты мотивов, бескорыстия, осознания своей чести, долга перед Господом и всеми живыми существами  любая цивилизация, какой бы великой она ни казалась, попросту обречена. Вопрос версии обратного сценария, то есть повсеместного восстановления утраченных однажды позиций, остается делом весьма спорным, особенно, если учесть, что минули тысячелетия. Самым действенным методом и, вероятно, единственным решением, в наше время может быть только философия санкиртаны Шри Чайтаньи Махапрабху.

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас

Читайте также: