Абсолютно свободный слушатель

Агнивеша дас

Как выжить в обществе, состоящем из людей, которые тянут тебя на дно? Таким вопросом не задавался, пожалуй, лишь тот, кого занесло на необитаемый остров со всеми удобствами.

Вполне очевидно, что нормальному человеку не интересно общаться с глупыми людьми, и к примеру, привлекаться «ценностями» человека с маниакальными наклонностями. Конечно, в таком вынужденном окружении есть и свои плюсы. Когда приходится крутиться среди людей, которые нам не интересны, больше начинаешь ценить тех, кого любишь и уважаешь. Однако, во всем должны быть своя мера и своя цена. Хотя время-место-обстоятельства и обязывают нас порой вращаться в обществе людей с низшими моральными принципами, или попросту глупцами, все же нужно уметь ограждать свое сознание от «мусорных» идей и мыслей.

Вверху: Джеймс Кристенсен. Слушатель

Как всегда, когда возникают подобного рода вопросы (и даже если они еще не возникли) полезно обращаться за подсказкой к мудрецам. Заглянем в «Нектар наставлений» великого вайшнавского философа и гениального писателя (без привязки к конкретной эпохе) Шри Ру́пы Госва́ми (1493-1564). Его наставления выходят за рамки того поколения, в котором он жил, и применимы в жизни любого сегодняшнего и завтрашнего человека.

Процитируем перевод второго стиха «Упадешамриты» («Нектара наставлений», санскр.), выполненный выдающимся вайшнавским ачарьей А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой: «Шесть видов деятельности пагубно отражаются на преданном служении [Богу]. Преданное служение страдает, если человек: 1) ест слишком много и накапливает больше, чем необходимо, вещей и денег; 2) прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых мирских целей; 3) ведет пустые разговоры на мирские темы; 4) выполняет правила и предписания шастр только ради следования им, а не во имя духовного прогресса, или не выполняет никаких правил и предписаний, действует, не признавая авторитетов, как ему заблагорассудится; 5) общается с людьми мирского склада, далекими от сознания Кришны; 6) жаждет мирских успехов.

Таким образом, во втором стихе «Нектара наставлений» мудрец говорит о шести видах деятельности, пагубно отражающейся на духовной жизни. Следование этим принципам как нельзя лучше применимо в жизни любого человека, который не хочет сломаться под спудом современных «ценностей». Кстати, сами такие «ценности» можно условно назвать «чуждыми» — с той лишь оговоркой, что такое наше отношение к ним не должно сказываться на нашей доброжелательности по отношению к вольным или невольным носителям этих идей.

Рассмотрим эти шесть видов деятельности.

Внутренний стержень человека страдает, во-первых, от гипераппетита. Такой человек всеяден, неразборчив и неугомонен в еде, хотя о сей элементарной угрозе его предупреждает даже Минздрав. Ведь от обжорства и откровенно вредной диеты любая деятельная натура способна быстро погрузиться, как говорят в народе, в «обломовщину», а это уже вирусная история, сказывающаяся на сопротивляемости всей нации внешним и внутренним вызовам. И есть к тому же негастрономические сверхзапросы, которые оборачиваются еще и «гобсековщиной», когда человек накапливает вещей сверх надобности и потом чахнет над своим бессмысленным скарбом.

Если вещи и деньги не служат нашим высоким (читай: духовным) целям, то мы становимся слишком зависимыми от них и начинаем деградировать.

Причиной для деградации становится и то, что человек прилагает чрезмерные усилия ради осуществления труднодостижимых целей и тогда не остается времени на личностное развитие. Эти чуждые цели захватывают наш ум, хотя острой необходимости поддерживать темы, которые нас не интересуют, и нету вовсе. Речь идет не о том, чтобы отмахиваться от других как от назойливых мух, но о том, что не сто́ит своим сознанием вливаться в грязную реку бессмысленных идеалов, равно как и общаться с людьми «чуждого» склада ума, то есть с теми, кому не интересны твои ценности.

Зачем нам разделять жажду сомнительных успехов? Да, вокруг масса харизматичных личностей, которые очень круто зажигают, очень заразительны и решительны в отстаивании своей позиции. Но поможет ли достижение этих целей их и твоему духовному росту?

Если человек следует духовным правилам ради самих правил, то это хорошо, поскольку постепенно он начнет следовать им более осознанно и это станет стилем жизни, не ограничивающим свободу мысли. Но в общественном сознании распространен антипод таким одухотворяющим правилам и предписаниям — бюрократия, когда человек выполняет свои правила и предписания только во имя буквы, а не во имя личностного развития. А другой антипод — анархия, когда человек вообще отвергает всякие нормы, действуя так, как ему заблагорассудится. Хотя даже, скажем, для вождения авто требуется обучение. И точно так же для нашего личностного развития нужны живые примеры, книги и другие источники знаний. То есть, существуют определенные правила, ведущие нас к личностному развитию.

Перечитывая великих мудрецов, обнаруживаешь, что любой из признаков цепляется за другой, словно очерчивая роковую спираль драматичной картины жизни в материальном мире. Но коль скоро Шри Рупа Госвами проводит логическую последовательность в описании, заметим, что эти шесть видов деятельности выстроены в порядке увеличения их вредоносности. А еще интересно то, что они словно указывают на шесть ступенек, идя по которым, человек века раздоров и лицемерия опускается все ниже и ниже в пропасть деградации. Логика такова, что если мы хотим намного больше денег, чем уже имеется, если прилагаем куда больше усилий для того, чтобы получить желаемое, если «между делом» тратим время на пустые разговоры для того, чтобы «отвлечься» или «убить время», если начинаем пренебрегать своими принципами и уделяем мало времени личностному росту, так как много времени проходит в зарабатывании денег, то и общаться с нежелательными элементами, так сказать «акулами» своего дела, приходится больше — для «повышения квалификации» — и, как следствие, мы заражаемся низменными интересами этих самых «акул».

Осмысливая наставления святых личностей, мы сопоставляем их с реальной жизнью и убеждаемся в том, что в трактатах мудрецов нет ни тени вымысла. И даже если порой для наглядности мудрецы предлагают классификацию пороков и методов спасения, нужно иметь в виду, что все эти признаки взаимосвязаны и могут вести в нужном направлении, если мы меняем свои мотивы, а значит и круг общения. Возможно, что для современного человека, ищущего истину и не желающего становиться жертвой обмана или мириться с самообманом, правильное общение могло бы сыграть важнейшую роль. Общение может убедить вас в чем угодно, поэтому нужно очень внимательно выбирать людей, с которыми общаетесь. Подсознательно мы принимаем многое из того, о чем говорят наши знакомые, однако это не значит, что они не заблуждаются. Шри Рупа Госвами, а вслед за ним и другие вайшнавские ачарьи напоминают о том, что каждому из нас необходим круг настоящих друзей и также успешных наставников, которые всегда придут на помощь…

Ваш слуга АГНИВЕША дас

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *