Пурушоттама-маса: от теории до практики

Бриджабаси дас
Пурушоттама-маса: от теории до практики

Немного теории

В ведической культуре, как и в большинстве древних культур мира, используется лунно-солнечный календарь, в котором существуют такие понятия как «солнечный месяц» и «лунный месяц». Солнечный месяц — это промежуток времени, когда Солнце находится в одном знаке Зодиака, то есть период между двумя санкранти — переходами Солнца из одного знака в другой. «Лунный месяц» — это промежуток времени между двумя полнолуниями. Мы отмечаем праздники по лунному календарю и все месяцы нашего календаря определяются пребыванием Луны в той или иной накшатре в момент полнолуния (именно поэтому все названия лунных месяцев происходят от названия соответствующей накшатры, в которой Луна пребывает в день полнолуния — например, Магха (Магха), Джьяйштха (Джьёштха), Бхадра (Пурва-бхадра-пада), Карттика (Криттика), Маргаширша (Мригашира), Пхалгуна (Пурва-пхалгуни) и т.д.). Вместе с тем, год делится на 6 сезонов, в зависимости от движения Солнца, и каждому времени года соответствуют два лунных месяца, например: гришма (лето) — Джьяйштха и Ашадха, васанта (весна) — Чаитра и Ваишакха и т.д.

Но движения Солнца и Луны не пропорциональны — Солнце делает один оборот вокруг небесной сферы (то есть проходит через все 12 знаков Зодиака) за 365 дней, 6 часов и 13 минут (в соответствии с «Сурьясиддхантой», 4.8), тогда как лунный (а точнее «синодический») месяц в среднем длится 29 дней, 12 часов и 44 минуты. Поэтому 12 лунных месяцев («лунный год») длится 354 дня и 9 часов, что почти на 11 дней меньше, чем солнечный год. За три года эта разница вырастает в целый месяц — 33 дня. Вот тогда в лунный календарь вставляется дополнительный месяц, адхика-маса, для согласования его с солнечным годом.

В «Сурьясиддханте» (1.38-39) сказано, что в одной маха-йуге содержится 1.593.336 дополнительных месяцев (адхика-мас), тогда как солнечных месяцев в ней — 51.840.000, то есть дополнительный месяц вставляется в среднем через каждые 32 солнечных месяца и 16 дней (2 года и 8.5 месяцев). Точное время начала Адхика-маса рассчитывается намного сложнее — он наступает тогда, когда между двумя новолуниями нет санкранти, то есть Солнце не переходит в другой знак Зодиака (другими словами, когда Солнце пребывает в одном знаке дольше, чем лунный месяц). Поэтому сразу после такого новолуния (когда Солнце не меняет знак) наступает Адхика-маса, принимающий название основного месяца, а после следующего новолуния продолжается основной месяц, заканчивающийся после следующего полнолуния. Таким образом, основной месяц как бы «разделяется» пополам и в середину вставляется дополнительный Адхика-маса.

В «Джьотиш-шастре», процитированной в санскритском энциклопедическом словаре «Вачаспатьям», сказано:

ама̄ва̄сйа̄ двайам̇ йатра рави-сам̇кра̄нти-варджитам

мала-ма̄сах̣ са виджн̃ейо вишн̣ух̣ свапити каркат̣е

«Когда между двумя новолуниями нет санкранти, то нужно знать, что наступил дополнительный месяц. Господь Вишну спит, когда Солнце переходит в созвездие Рака».

Господь Вишну ложится спать в Шаяна-экадаши месяца Ашадха, после того, как Солнце переходит в созвездие Рака (и с этого дня наступает чатурмасья). Поэтому, чтобы это условие было соблюдено, месяц Ашадха удваивается за счет дополнительного месяца (двира̄ша̄д̣ха). К слову, двирашадха имеет особое значение среди других месяцев с вставкой Пурушоттама-маса, но об этом — в следующей записи.

По-другому можно сказать, что Адхика-маса вставляется тогда, когда между двумя санкранти происходят два новолуния.

Около четверти всех дополнительных месяцев приходится на месяц Джьяйштха (май-июнь), немногим менее — на месяц Шравана (июль-август), двое меньше — на месяцы Ашадха (июнь-июль) и Бхадра (август-сентябрь), еще немногим меньше — на месяцы Ваишакха (апрель-май) и Ашвина (сентябрь-октябрь). Относительно редко Адхика-маса приходится на месяц Чаитра (март-апрель) — только 5 раз за последние 230 лет и совсем редко на Пхалгуна (февраль-март) — только дважды за 230 лет. Адхика-маса в остальные месяцы либо не случается вообще, либо случается крайне редко.

Адхика-маса не предназначен для мирской деятельности

С точки зрения материалистичных последователей Вед (смартов и карма-кандий) Адхика-маса — совершенно неблагоприятное время для любых кармических действий (гархитам̇ сарва-кармасу) и все мирские ритуалы нужно переносить на вторую половину «чистого» месяца, то есть совершать после адхика-маса:

пакша-двайе ‘пи сам̇кра̄нтир йади на сйа̄т сита̄сите

тада̄ тан-ма̄са-вихитам уттаре ма̄си ка̄райет

«Если санкранти не приходится ни на светлую, ни на темную половину месяца, то всю деятельность, предписанную для этого месяца, нужно совершать в его второй половине» (цитата из «Джьотиш-шастры», приведенная в «Вачаспатьям»).

Поэтому писания из раздела смрити и карма-канды называют дополнительный месяц мала-маса («грязный месяц») или малимлуча («вор»).

Адхика-маса — очень важное время для духовной деятельности

Тем не менее, Шрила Бхактивинода Тхакур в своей статье «Слава месяца Пурушоттама», опубликованной в газете «Саджджана-тошани» в 1898 году (и в последствии также перепечатанной в «Гаудия» в 1928 году), утверждает, что парамартха-шастры (писания, провозглашающие духовные ценности) превозносят адхимас как наилучший месяц для занятия духовной деятельностью:

«Парамартха-шастры говорят: „О джива! Почему же ты ленишься в совершении хари-бхаджаны в этот дополнительный месяц? Сам Шримад Голоканатх Шри Кришна утвердил этот месяц в наивысшем положении. Что тут говорить, он превосходит даже такие в высшей степени благоприятные месяцы, как Карттика, Магха и Ваишакха. Поклоняйся же Шри-Шри Радха-Кришне в этот месяц соблюдая особые правила и обретешь все желаемое!“»

История Пурушоттама-масы

В своей статье Шрила Бхактивинода Тхакур упоминает несколько историй из Пуран, в частности из «Брихан-нарадия-пураны», где прославляется месяц Пурушоттама. Подобные истории также есть в прославлении Пурушоттама-масы из «Падма-пураны».

Однажды Нарада Муни попросил Господа Нараяну рассказать ему, как люди, занятые чувственными удовольствиями и забывшие о цели жизни, смогут обрести высшее благо.

Нараяна пересказал Нараде то, что ранее Господь Кришна рассказал Пандавам, жившим в изгнании в лесу. После того, как благочестивые ритуалы и обеты были распределены между 12 месяцами, дополнительному 13-му месяцу ничего не досталось. Все смотрели на него, как на «грязного вора», лишенного благих качеств.

Олицетворенная Адхика-маса отправилась на Ваикунтху к Господу Вишну и принялась жаловаться Ему на свою судьбу: «У всех месяцев, дней, титх есть свои покровители. Но у меня нет никого, у меня нет прибежища — все полубоги и люди отвергли меня и не совершают никакой благочестивой деятельности, когда я прихожу!»

Господь Вишну ответил Адхика-масе: «Не горюй, Я освобожу тебя ото всех твоих страданий и дарую тебе прибежище. Получив прибежище у Моих стоп, тебе больше не придется сокрушаться. Пойдем к Господу Кришне, Пурушоттаме, на Голоку. Он избавит тебя ото всех твоих бед!»

Выслушав о несчастьях мала-масы, Голоканатх Шри Кришна сказал: «О Вишну, я принимаю того, кого принял Ты. Этот месяц станет подобным Мне в славе, богатстве, успехе и могуществе. С этого времени этот месяц станет известен под Моим именем — Пурушоттама! Я лично стану его защитником, и этот месяц будет повелителем всех других месяцев. Так же как все должны поклоняться Мне, так все должны поклоняться этому месяцу. Он может дать все благословения тому, кто почитает его, так же как и Я. Так же как крестьянин получает великолепный урожай, посадив семена в хорошо подготовленную почву, так и разумный человек, занимающийся преданным служением Господу в этот месяц, избавится от страданий в этой жизни, а после смерти вернется домой обратно к Богу. Тот же неудачливый человек, который не совершает в этот месяц никакой джапы, не раздает пожертвований, не поклоняется Господу Кришне и Его преданным, осуждает других и критикует месяц Пурушоттама, отправится в ад на долгое время. Тот, кто полностью занят чувственными удовольствиями в этот месяц и не придает ему значения, становится кандидатом на пребывание в аду. Все люди должны заниматься каким-то видом преданного служения в этот месяц — поклоняясь Господу, повторяя Мои имена, омываясь рано утром и раздавая пожертвования».

Пандавы и Пурушоттама-маса

Далее Господь Кришна рассказал Пандавам историю предыдущей жизни Драупади, которая даже выслушав о славе Пурушоттама-масы из уст Дурвасы Муни, не поверила ему и не приняла его слова всерьез. Из-за этого она пострадала в предыдущей жизни и в следующей, будучи в частности публично униженной Духшасаной. Тогда Господь Кришна попросил Пандавов соблюсти необходимые обеты в следующий месяц Пурушоттама. Последовав Его совету, Пандавы избавились от всех страданий:

эвам̇ сарвешу тӣртхешу бхрамантах̣ панду-нандана̄х̣

пурушоттама-ма̄са̄дйа-вратам̇ черур видха̄натах̣

тад анте ра̄джйам атулам ава̄пур гата-кан̣т̣акам

пӯрн̣е чатурдаш́е варше ш́рӣ-кр̣шн̣а-кр̣пайа̄ муне

«О мудрец! Таким образом сыновья Панду, путешествующие по всем святым местам, совершили предписанные обеты в месяц Пурушоттама. Так они избавились от всех препятствий и по завершению четырнадцатого года изгнания обрели непревзойденное царство».

Что нужно делать и что нельзя делать в этот месяц

Самое главное правило — усилить и увеличить свое служение Господу в этот месяц. Повторять больше кругов или повторять свои круги более внимательно. Больше читать или слушать «Шримад-Бхагаватам». Взять на себя дополнительное служение или наконец-то начать совершать какое-то служение Господу.

Как сказано в «Падма-пуране», в этот месяц очень благоприятно предлагать Шри-Шри Радха-Кришне лампаду, благодаря чему человек избавляется от всех грехов и обретает преданность Кришне.

асмин ма̄се двиджа-ш́решт̣ха̄ на̄сач-чха̄стра̄нй уда̄харет

на свапет пара-ш́аййа̄йа̄м̇ на̄лапет витатхам квачит

пара̄пава̄да̄н на брӯйа̄н на катхан̃чит када̄чана

пара̄ннам̇ ча на бхун̃джӣта на курвӣта пара-крийа̄м

«О лучшие из дваждырожденных! В этот месяц Пурушоттама не нужно обсуждать пустые мирские писания, такие как светская поэзия и литература и прочие. Нельзя спать на чужой постели и говорить на преходящие темы, связанные с услаждением чувств, а также говорить неправду. Нельзя осуждать других, а также есть чужую еду (или еду, приготовленную чужими людьми) и выполнять чужие обязанности».

дхйа̄йен нава-гхана-ш́йа̄мам̇ дви-бхуджам̇ муралӣ-дхарам

ласат пӣта-пат̣ам̇ рамйам̇ са-ра̄дха̄м̇ пурушоттамам

дхйа̄йам̇ дхйа̄йам̇ найен-ма̄сам̇ пӯджайан пурушоттамам

евам̇ йах̣ куруте бхактйа̄ сва̄бхӣшт̣ам̇ сарвам а̄пнуйа̄т

«Нужно памятовать о прекрасном Господе Кришне в сопровождении Шримати Радхарани, цветом напоминающего молодое темное грозовое облако, держащего в Своих двух руках флейту и одетого в желтые шелковые одежды. Нужно провести месяц Пурушоттама в такой постоянной медитации и поклонении Господу. Тот, кто с преданностью поступает так, обретет исполнение всех своих желаний».

Великий мудрец Валмики сказал: «О царь, нужно вставать рано утром с мыслями о Верховном Господе и, приняв омовение, совершить свои утренние обязанности в поклонении Господу Кришне и Его вечной спутнице Шримати Радхарани, которые суть Божества этого месяца… В этот месяц человек должен принять обет быть правдивым, не совершать насилия и пребывать в умиротворенном состоянии ума. Человек не должен в этот месяц принимать в пищу плоть животных, рыб и прочие виды невегетарианской пищи. Он также должен отказаться ото всякого дурмана. Нужно изо всех сил стараться порадовать Господа, совершая посильные аскезы».

Наши предыдущие ачарьи и месяц Пурушоттама

Иногда можно услышать утверждение «Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама, поэтому нам нет дела до него». Несомненно, беспримесная преданность Шриле Прабхупаде всегда заслуживает высочайшего почтения. Тем не менее, вряд ли кто-то может сказать, что Шрила Прабхупада был бы недоволен тем, что преданные с еще большим рвением занимаются служением Господу и проповедью, повторяют больше кругов и больше читают «Шримад-Бхагаватам». Более того, нельзя с абсолютной уверенностью сказать, что Шрила Прабхупада ничего не говорил о месяце Пурушоттама, поскольку, к сожалению, многое из того, что Шрила Прабхупада говорил, не сохранилось в записях. Очевидно, что он не акцентировал на нем внимания, так же как он не делал акцента и на других вещах, некоторые из которых сейчас стали общепринятыми практиками в нашем обществе, как, например, соблюдение месяца Карттика или наставническая система. Шрила Прабхупада обычно не подчеркивал важность особых обетов в Чатурмасью или в месяц Карттика, а если принять во внимание, что месяц Пурушоттама бывает в 2-3 раза реже Карттики, то естественно, упоминания о нем будут еще в 2-3 раза реже.

Да и речь идет не о том, чтобы вводить что-то новое — никто не говорит, что нужно установить, например, Божество Бала-Гопала и петь Ему весь день молитвы Валлабхачарьи или же катать Радха-Кришну на качелях. Нужно просто делать то, что мы уже делаем — повторять мантру Харе Кришна, читать «Шримад-Бхагаватам», петь бхаджаны и киртан, но делать это еще больше и лучше! А если мы этого не делаем, то этот месяц — прекрасная возможность начать это делать! Разве Шрила Прабхупада будет недоволен, если мы начнем каждый день петь киртан, каждый день читать «Бхагаватам», каждый день совершать какое-то служение Господу? Нужно начать хотя бы в этот священный месяц!

Конечно, всегда есть крайности с обеих сторон, как канавы по краям дороги — можно взять на себя непосильные обеты и совершать никому не нужные аскезы, оставив свое служение и проповедь под видом соблюдения «Пурушоттама-враты», а можно обмануть себя по-другому, сказав, что «Шрила Прабхупада этого не хотел», и продолжать жить как обычно, «не напрягаясь» (хотя соответствует ли наше «как обычно» тому, что хотел от нас Шрила Прабхупада — это другой вопрос).

Шрила Бхактивинода Тхакур был, судя по всему, первым, кто в современном мире заговорил о важности месяца Пурушоттама и о том, что этот месяц на самом деле не «грязный» и бесполезный, а совсем наоборот — он превосходит все другие месяцы и может даровать все благословения. Мы уже упоминали его статью о славе месяца Пурушоттама, которую он написал для своей газеты «Саджджана-тошани» перед наступлением этого священного месяца в сентябре 1898 года. Также в течении месяца Пурушоттама Бхактивинода Тхакура писал свою автобиографию под названием «Сваликхита-дживани» (на ее написание ушло два с половиной месяца — с 4 апреля по 21 июня 1896 г.).

Во времена Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура в Гаудия Матхе священный месяц Пурушоттама соблюдался с особым вниманием. В специальном выпуске газеты «Гаудия», посвященном божественному уходу Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура из этого мира (т. 15, №№ 23-24 от 16 января 1937 г.) рассказывалось, как после проведения в Калькутте праздников Баладева-авирбхавы и Джанмаштами Шрила Сарасвати Тхакур показал личный пример соблюдения Пурушоттама-враты и 12 августа 1936 года отправился на поезде из Калькутты в Матхуру. Там он провел некоторое время возле «Mathura Cantonment» в усадьбе под названием «Шивалайя», где давал лекции. После этого он отправился во Вриндаван и там, в «Мадхумангал-кундже», давал лекции по «Шримад-Бхагаватам». В это время он также проявил на Говардхане небольшой бхаджан-кутир. 9 сентября 1936 года он вернулся в Калькутту и провел там непрекращающуюся хари-катху на ежегодном фестивале в Шри Гаудия Матхе.

Пурушоттама-маса: от теории до практики
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур во время Пурушоттама-враты в Шри Кришна-Чайтанья Матхе во Вриндаване

Перед началом месяца Пурушоттама в августе 1936 года в газете «Гаудия» была опубликована статья, начинающаяся словами: «В 8:24 минувшей Пурвабхадры [17 августа] началась Пурушоттама-врата, которая продлится до 22:32 30 Бхадры [15 сентября]. В течении этого месяца личный спутник Лила-Пурушоттамы [Шри Кришны], Гаудия-ачарья-бхаскара [солнцеподобный ачарья гаудия-вайшнавов] в собственной обители Пурушоттамы, Шри Вриндаване, даровал благоприятную возможность праздновать Пурушоттама-врату с киртаном хари-катхи». <…>

Далее в статье говорится: «Мы — пангу, хромые, мы не можем своими усилиями пойти во Врадж. Глагольный корень „врадж“ означает „идти“ или „двигаться“. Но как хромой может идти? Более того, как к глупому материалисту, привязанному к семейной жизни (грихамедхи) и наделенному вялым разумом (манда-мати), придет вдохновение начать двигаться, оставив свое тупоумие в виде привязанности к вещам, не связанным с Кришной?

Тем не менее, если в склонном к служению сердце по милости лотосных стоп Шри Гуру проявится, как самое драгоценное богатство жизни, Шри Радха-Мадана-мохан — сокровище жизни Шри Гурудева, дарующего самбандха-гьяну и неотличного от Санатаны, который слепого и нежелающего человека силой поит бхакти-расой смешанной с отречением и побуждает его идти по пути во Врадж, — только тогда возможна жизнь во Вриндаване. Только личный спутник Шри Радхи (Радха-ниджа-джана), Шри Гуру, может занять чистую склонность души в любовном служении Мадана-мохану, устранив из ее сердца болезнь — вожделение (мадана). Корень такого любовного служения — слушание и повторение наставлений, услышанных из лотосных уст Шри Гуру».

Статья заканчивалась словами: «Поэтому, преданно принять служение Лила-Пурушоттаме, состоящее из прославлений (киртана-майи) и наставлений (вани-мукхара) личного спутника Шри Радхи, в этот самый благочестивый месяц Пурушоттама, в Шри Вриндаване — долг каждого».

  • Использованная литература:
  • — «Саджджана-тошани», т. 10, вып. 6 (сентябрь 1898 г.), бенгали
  • — «Гаудия», т. 6, № 47 (14 июля 1928 г.), бенгали
  • — «Гаудия», т. 15, вып. 4 (22 августа 1936 г.), бенгали
  • — «Гаудия», т. 15, вып. 23-24 (16 января 1937 г.), бенгали
  • — «Падма-пурана о славе месяца Пурушоттама», неопубликованная рукопись, английский
  • — «Падма-пурана», Уттара-кханда, гл. 62, санскрит и английский
  • — «Сурьясиддханта», пер. Бапудева Шастри (Калькутта, 1861 г.), английский
  • — «Вачаспатья», сост. Таранатх Таркавачаспати, т.1 (Калькутта, 1873 г.), санскрит.

Ваш слуга БРИДЖАБАСИ дас

Источник

https://brijabasidas.wordpress.com/

Приводится с незначительными сокращениями (Дандават.ру)

Читайте также: