Равиндра Сварупа дас: «Будучи живым организмом, ИСККОН объединяет все разнообразие отдельных его элементов в трансцендентный союз»

Равиндра Сварупа дас: «Будучи живым организмом, ИСККОН объединяет все разнообразие отдельных его элементов в трансцендентный союз»

Читая лекцию по первому стиху Шримад Бхагаватам в Каракасе 21 февраля 1975 года, Шрила Прабхупада привел интересный пример. Это не было главным в лекции; он привел этот пример как бы мимоходом. Тем не менее, пример заслуживает нашего внимания.

«Тут сказано, что происхождение жизни… анваяд итараташ ча артхешу абхиджнах сварат — Он прямо и косвенно сознает все проявления, и при этом Он независим. Это — как если взять меня в нашем Движении сознания Кришны. Я должен знать все — прямо и косвенно — об этом Движении. Если я не знаю прямо или косвенно всего об этом Движении, то я не могу называться его ачарьей-основателем. Как только изначальное становится сознающим, значит, Он — живой; грубая материя не может быть знающей все».

Подобно тому, как Шрила Прабхупада есть душа ИСККОН, так и ИСККОН являет собой его тело. [i] Поскольку речь идет о духовных предметах, тело в данном случае не отличается от того, кто в нем воплотился. В том же контексте этот принцип (как отмечалось ранее) был сформулирован в The Harmonist:

«Гаудия-матх также идентичен с его ачарьей-основателем. Друзья, последователи и обитель Его Божественной милости суть части его тела. Никто из них не претендует на что-либо; все они — полностью подчиненные части этой одной личности».

Почти четыре десятилетия спустя Шрила Прабхупада выдвигает тот же принцип в письме к Раяраме (В.Б.: Из писем: 11 января 1968 г.):

«Ты очень хорошо сказал, что я — это твоя жизнь. Это означает, что ты — мое тело, а жизнь и тело не могут быть разделены, потому что на духовном уровне нет такого разделения. На материальном уровне иногда жизнь отделена от тела, но на абсолютном уровне нет такого разделения».

Равиндра Сварупа дас: «Будучи живым организмом, ИСККОН объединяет все разнообразие отдельных его элементов в трансцендентный союз»

Воодушевленный пребыванием в настроении своего ачарьи-основателя, ИСККОН есть воплощение духовной энергии Господа Чайтаньи в этом мире. В качестве организации, одушевленной таким образом Шрилой Прабхупадой, сам ИСККОН становится вечным социальным организмом. Как живой организм, он объединяет все разнообразие отдельных его элементов в трансцендентный союз, в котором каждый из его уникальных элементов укрепляет единство целого, в то время как целое повышает ценность индивидуальности каждой из его частей. Таким образом, ИСККОН служит примером того, как в традиции вайшнавов реализуется высший принцип божественности: «Единство в многообразии». [ii] Подчеркивая первостепенную необходимость применения этого принципа в ИСККОН, Шрила Прабхупада объясняет, что «его успех будет зависеть от согласия» (В.Б.: письмо Киртанананде, 18 октября, 1973 г.):

«Материальная природа означает раздор и несогласие — особенно в век Кали. Но успех этого Движения сознания Кришны будет зависеть от согласия, несмотря на наличие разнообразия. В материальном мире есть разнообразие, но нет согласия. В духовном мире есть разнообразие, но есть и согласие. Вот в чем разница. Материалисты, не будучи в состоянии приспособиться к разнообразию, своими разногласиями все сводят к нулю. Они не могут прийти в согласие с разнообразием, но если мы будем помещать Кришну в центр, то будет согласие в разнообразии. Это называется единством в многообразии. Поэтому я предлагаю, чтобы все члены нашего Движения встречались в Маяпуре каждый год во время празднования Дня рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. На собрании Джи-Би-Си старшие последователи нашего Движения должны обсудить, как обеспечить единство в многообразии. Если же мы будем просто бороться с разнообразием, то это — материальный план. Пожалуйста, постарайтесь сохранить философию единства в многообразии. Это сделает наше Движение успешным».

Ваш слуга РАВИНДРА СВАРУПА дас

Источник: «Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН. Основополагающий документ Руководящего совета (Джи-Би-Си)»

[i] Выражение «ИСККОН суть мое тело» неоднократно упоминается самим Шрилой Прабхупадой. См., например, вступление Дравиды-даса к книге Вьясапуджа 1986 г., а также подношения на Вьясапуджу от Ганапати-даса Свами в 1987 году, от Киртираджа-даса — в 1991, от Нитьодиты Свами — в 1995. В подношении 1997 года Тамал Кришна Госвами называет это выражение «известным заявлением» Шрилы Прабхупады, а в следующем году Гиридхари Свами отмечает в своем подношении: «Мы все знаем Ваше известное изречение: «ИСККОН есть мое тело». В настоящий момент у нас нет соответствующей цитаты Прабхупады, тем не менее, мы можем принять эту формулировку просто на основе нашего понимания значения термина «ачарья-основатель», представленного в The Harmonist.

[ii] «Верховный Бог-личность, живые существа, материальная энергия, духовная энергия и все творение — все это индивидуальные субстанции. В конечном счете, вместе они составляют палитру единого Высшего начала, Бога-личности. Поэтому те, кто продвинулся в духовном знании, видят единство в многообразии» (ШБ, 6.8.32). В своем комментарии к Чч (Мадхья, 10.113) Прабхупада утверждает, что «принцип единства в многообразии» философски известен как ачинтья-бхеда-абхеда, то есть одновременное единство и различие.

Читайте также: