Равиндра Сварупа дас: «Будучи живым организмом, ИСККОН объединяет все разнообразие отдельных его элементов в трансцендентный союз»
Читая лекцию по первому стиху Шримад Бхагаватам в Каракасе 21 февраля 1975 года, Шрила Прабхупада привел интересный пример. Это не было главным в лекции; он привел этот пример как бы мимоходом. Тем не менее, пример заслуживает нашего внимания.
«Тут сказано, что происхождение жизни… анваяд итараташ ча артхешу абхиджнах сварат — Он прямо и косвенно сознает все проявления, и при этом Он независим. Это — как если взять меня в нашем Движении сознания Кришны. Я должен знать все — прямо и косвенно — об этом Движении. Если я не знаю прямо или косвенно всего об этом Движении, то я не могу называться его ачарьей-основателем. Как только изначальное становится сознающим, значит, Он — живой; грубая материя не может быть знающей все».
Подобно тому, как Шрила Прабхупада есть душа ИСККОН, так и ИСККОН являет собой его тело. [i] Поскольку речь идет о духовных предметах, тело в данном случае не отличается от того, кто в нем воплотился. В том же контексте этот принцип (как отмечалось ранее) был сформулирован в The Harmonist:
«Гаудия-матх также идентичен с его ачарьей-основателем. Друзья, последователи и обитель Его Божественной милости суть части его тела. Никто из них не претендует на что-либо; все они — полностью подчиненные части этой одной личности».
Почти четыре десятилетия спустя Шрила Прабхупада выдвигает тот же принцип в письме к Раяраме (В.Б.: Из писем: 11 января 1968 г.):
«Ты очень хорошо сказал, что я — это твоя жизнь. Это означает, что ты — мое тело, а жизнь и тело не могут быть разделены, потому что на духовном уровне нет такого разделения. На материальном уровне иногда жизнь отделена от тела, но на абсолютном уровне нет такого разделения».
Воодушевленный пребыванием в настроении своего ачарьи-основателя, ИСККОН есть воплощение духовной энергии Господа Чайтаньи в этом мире. В качестве организации, одушевленной таким образом Шрилой Прабхупадой, сам ИСККОН становится вечным социальным организмом. Как живой организм, он объединяет все разнообразие отдельных его элементов в трансцендентный союз, в котором каждый из его уникальных элементов укрепляет единство целого, в то время как целое повышает ценность индивидуальности каждой из его частей. Таким образом, ИСККОН служит примером того, как в традиции вайшнавов реализуется высший принцип божественности: «Единство в многообразии». [ii] Подчеркивая первостепенную необходимость применения этого принципа в ИСККОН, Шрила Прабхупада объясняет, что «его успех будет зависеть от согласия» (В.Б.: письмо Киртанананде, 18 октября, 1973 г.):
«Материальная природа означает раздор и несогласие — особенно в век Кали. Но успех этого Движения сознания Кришны будет зависеть от согласия, несмотря на наличие разнообразия. В материальном мире есть разнообразие, но нет согласия. В духовном мире есть разнообразие, но есть и согласие. Вот в чем разница. Материалисты, не будучи в состоянии приспособиться к разнообразию, своими разногласиями все сводят к нулю. Они не могут прийти в согласие с разнообразием, но если мы будем помещать Кришну в центр, то будет согласие в разнообразии. Это называется единством в многообразии. Поэтому я предлагаю, чтобы все члены нашего Движения встречались в Маяпуре каждый год во время празднования Дня рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. На собрании Джи-Би-Си старшие последователи нашего Движения должны обсудить, как обеспечить единство в многообразии. Если же мы будем просто бороться с разнообразием, то это — материальный план. Пожалуйста, постарайтесь сохранить философию единства в многообразии. Это сделает наше Движение успешным».
Ваш слуга РАВИНДРА СВАРУПА дас
Источник: «Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН. Основополагающий документ Руководящего совета (Джи-Би-Си)»
[i] Выражение «ИСККОН суть мое тело» неоднократно упоминается самим Шрилой Прабхупадой. См., например, вступление Дравиды-даса к книге Вьясапуджа 1986 г., а также подношения на Вьясапуджу от Ганапати-даса Свами в 1987 году, от Киртираджа-даса — в 1991, от Нитьодиты Свами — в 1995. В подношении 1997 года Тамал Кришна Госвами называет это выражение «известным заявлением» Шрилы Прабхупады, а в следующем году Гиридхари Свами отмечает в своем подношении: «Мы все знаем Ваше известное изречение: «ИСККОН есть мое тело». В настоящий момент у нас нет соответствующей цитаты Прабхупады, тем не менее, мы можем принять эту формулировку просто на основе нашего понимания значения термина «ачарья-основатель», представленного в The Harmonist.
[ii] «Верховный Бог-личность, живые существа, материальная энергия, духовная энергия и все творение — все это индивидуальные субстанции. В конечном счете, вместе они составляют палитру единого Высшего начала, Бога-личности. Поэтому те, кто продвинулся в духовном знании, видят единство в многообразии» (ШБ, 6.8.32). В своем комментарии к Чч (Мадхья, 10.113) Прабхупада утверждает, что «принцип единства в многообразии» философски известен как ачинтья-бхеда-абхеда, то есть одновременное единство и различие.