Размышляя над возрастом Кришны

Агнивеша дас
Размышляя над возрастом Кришны

В «Шри Гаура-Говиндарчана-смарана-паддхати» Шрипада Дхьяначандры Госвами о вечном возрасте Шри-Шри Радха-Кришны говорится: «Из-за очень большого удовольствия от пребывания враджа-раджа-кумарой Кришна продлил Свою лилу во Вриндаване на половину того количества лет, которое Он уже прожил там (фактический возраст: десять лет, шесть месяцев и пять дней), сделав Свой возраст пятнадцатью годами, девятью месяцами и семью с половиной днями (это Его физический возраст, внешне Он подходил на такой возраст). Шри Нанданандана вечно играет во Врадже (в возрасте, близком к окончанию кишоры, то есть к шестнадцати годам) как кишора-гопа… Возраст Шри Радхи — в середине периода кишора. Подобно тому, как возраст Кришны увеличивается на половину, также и возраст Радхи (физический возраст) увеличивается до четырнадцати лет, двух месяцев и пятнадцати дней (с девяти лет, пяти месяцев и двадцати дней фактического возраста).

Разницу в фактическом и физическом возрастах, или быстром развитии Кришны, мы также встречаем в шастрах «Ананда-Вриндавана-чампу», «Вайшнава-тошани», «Бхакти-расамрита-синдху» и других. В частности, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своем комментарии на «Шримад-Бхагаватам» (10.45.3) говорит: «Три года и четыре месяца, которые Господь Кришна провел в Махаване (Гокуле), были равны пяти годам обыкновенного ребенка». Итак, возраст пауганда (детство) у Кришны началось в три года и четыре месяца.

В «Шримад-Бхагаватам» (10.45.3) говорится следующее: «О царь Парикшит, прошло еще немного времени, и Раме с Кришной уже не надо было ползать на четвереньках. Они свободно расхаживали по Гокуле на ногах».

Расчёты месяцев мы будем делать на основе ведического календаря, беря за основу день рождения Шри Кришны по лунному календарю в восьмой день убывающей Луны месяца Бхадрапада.

Интересно, что первое упоминание о флейте Кришны мы находим в «Шримад-Бхагаватам» (10.11.40), где Кришну и Балараму описывают играющими на флейтах, наслаждающимися в кругу друзей. Это описывается после того, как Кришна переехал во Вриндаван и только начался возраст пауганда. Столица Нанды Махараджа переместилась из Гокулы Махавана (Великий лес) временно в Чхатикару во Вриндаване. Такое название Чхатикара получила из-за пограничных стен города, первоначально сооруженных из воловьих повозок в виде круга (чхатикара).

Шрила Джива Госвами, комментируя «Шримад-Бхагаватам» (10.45.3) говорит, что переезд во Вриндаван произошёл через несколько дней после Дамодара-лилы, в начале третьего года, в два годика и три месяца. И это мы также читаем в «Шримад-Бхагаватам» (10.11.30). Кришна пасет телят во Вридаване через два-три месяца, то есть в два года и четыре или пяти месяцев. И тогда появляется флейта. В это же время произошли лилы с Ватсасурой, Бакасурой и Вьомасурой. Шрила Джива Госвами в этом комментарии описывает даты вплоть до переезда в Матхуру. Например, возраст пауганда у Кришны начался в начале пятого года, а кишора — в начале седьмого года.

Мы видим, что лилы с воровством масла, из-за чего Кришну называли Макханчором («воришкой масла»: макхан — масло, чора — вор) и Дамодара-лила проходили без флейты.

Размышляя над возрастом Кришны

Кришна переходит через Ямуну. Рис. РАДХЕ ЖЕНДРОН (акварель)

В «Шримад-Бхагаватам» (10.8.28-29) говорится: «Глядя на очаровательные детские шалости Кришны и желая снова и снова послушать об этом, все гопи, жившие по соседству, приходили к матушке Яшоде и жаловались ей. «Милая подруга Яшода, иногда твой сын приходит в наши дома раньше, чем мы подоим коров, и отвязывает телят, а когда хозяин дома начинает сердиться, твой сын просто улыбается. Иногда Он придумывает какой-нибудь способ стащить вкусную простоквашу, масло и молоко, а потом съедает и выпивает это. Когда собираются обезьяны, Он делится с ними, а когда обезьяны настолько объедаются, что уже больше ничего не хотят, Он колотит горшки вдребезги. Иной раз, если Ему не удается стянуть из какого-то дома масла или молока, Он сердится на его обитателей и в отместку принимается дразнить и щипать их маленьких детей. А когда дети начинают плакать, Кришна убегает».

В «Ананда-Вриндавана-чампу» (7 глава) говорится, что, хотя у Нанды Махараджа было много гопов (пастухов), которые могли заботиться обо всех его коровах, которых насчитывалось 900 тысяч, он решил, однако, доверить коров своему сыну Кришне. Яшода запротестовала, заявив, что их сын пока ещё питается молоком матери и что это непосильная ответственность. Но Кришна сказал, что таково Его заветное желание и продолжал: «Мама, пожалуйста, разреши Мне, ведь мои друзья и Я Сам хотим ощутить несравненное счастье, когда будем пасти коров. Ну кто же в этом мире откажется от такого веселого занятия?» Услышав такие слова Кришны, Яшода смолчала и решила больше не отговаривать сына.

Кришна питался грудным молоком матери Яшоды по меньшей мере до двух лет и пяти месяцев, в то время было естественным кормить грудным молоком детей до трех лет.

Когда Кришне только исполнилось три года, Брахма похитил телят и пастушков. И Кришна, приняв облик точно таких же телят и пастушков, наслаждался Своими лилами. В «Шримад-Бхагаватам» (10.13.27) говорится: «Так Господь Шри Кришна, который стал этими пастушками и телятами, заботился Сам о Себе. Целый год длилась эта лила, проходившая во Вриндаване и в лесу». Этим Кришна исполнил желание старших гопи тем, что они заботились о Кришне в облике своих сыновей, исполнил желание коров, которые могли лично заботиться о Кришне, принявшем облик их телят, а заодно и развеял гордыню Брахмы. И также «Гарга-самхите» (7 глава, «Вриндавана-кханда)» мы узнаём, что юные гопи, страстно любившие Кришну, вышли замуж за всех гопов (пастушков), которые в то время были ни кем иным, как самим Кришной.

После свадьбы дети продолжали жить у себя дома до полного взросления, однако часто виделись друг с другом и со своими родителями. В «Ананда-Вриндавана-чампу» (7 глава) говорится, что в день, когда закончилась лила с Брахмой, царь Нанда посоветовавшись с Яшодой, решил, что для Кришны пришло время предоставить отдельную комнату. Яшода, слегка улыбаясь, ответила: «Мне кажется, что всего лишь несколько дней прошло с тех пор, как Он родился. Даже теперь Кришна едва ли способен защитить Себя. Я не могу прожить и мгновения без Него и не мыслю, чтобы Он не сидел у меня на коленях»…

На следующий день для Кришны построили особую спальню, и Он переехал с женской половины матери Яшоды.

Детство Кришны, пауганда, началось у Него по фактическому возрасту в три года и четыре месяца, то есть, по всем признакам, дети были как пяти-шестилетние. А это значит, что Кришна, к своему физическому возрасту пауганда, уже год и два месяца жил во Вриндаване и уже ровно год пас телят. Лила с Брахмой продолжалась до начала пятого года жизни Кришны. Эта лила, по желанию Самого Кришны, повлияла на то, что Кришна станет полноправным пастухом через десять месяцев, то есть через два месяца после лилы с Брахмой.

В «Шримад-Бхагаватам» (10.15.1) Шукадева Госвами сказал: «Когда Господь Рама и Господь Кришна, живя во Вриндаване, вступили в пору отрочества (пауганда), пастухи решили, что пришло время доверить братьям пасти коров. Приступив к новым обязанностям, два брата, окруженные друзьями, осчастливили землю Вриндавана, оставляя на ней следы Своих лотосных стоп». О этом говорит также Джива Госвами в «Гопала-чампу» в 12 главе Первой книги, что Кришна и Баларама по физическому развитию превышали Свой возраст и Нанда Махарадж поэтому решил провести традиционную праздничную церемонию возведения подпаска в полноправные пастухи, и тогда Кришна впервые стал пасти коров. Во Врадже по этому случаю устроили праздник в среду, на восьмой лунный день светлой половины месяца Карттика, когда взошло созвездие Шравана, и тот праздник продолжался три дня.

В Падма-пуране (раздел «Карттика-махатмья») говорится: «Восьмой лунный день светлой половины месяца Карттика сведущие люди называют „Гопаштами“. С этого дня Господь Васудева (Кришна) стал настоящим пастухом: теперь Он стал пасти не только телят, но также и коров»«. В шуклаштами месяца Карттики, когда Кришне уже исполнилось шесть лет физического возраста начался период пауганда, и Его родители в первый раз поручили Ему пасти коров. В то время обычно при наступлении возраста пауганда для «праздника посвящения в пастухи» выбирался благоприятный день. Фактический же возраст Кришны был четыре года и два с половиной месяца.

В «Ананда-Вриндавана-чампу» (8 глава) описывается, как Кришна вступил в возраст пауганда: «Его красота стала еще привлекательнее. Он очаровывает всех Своей сладостной улыбкой, пухленькими щёчками и естественным благоуханием Своего тела»… «В возрасте шести лет Кришна и гопы, воплощения чистоты и благих качеств, уже пасли не телят, а коров и заботились о них. Теперь Кришна редко проказничал и вел Себя легкомысленно, как ранее, в каумара-лилах»… «Когда цветочные бутоны раскрывают лепестки, в них появляются пыльца и нектар, привлекающие рои жаждущих пчёл. Точно также в теле Кришны в этом возрасте проявились все сопутствующие качества красоты, нежности, благоухания и сладостности. Объединившись вместе, они вызывали в Кришне игривые желания, характерные Его возрасту. Эти показательные качества Его характера выдавали в Нём олицетворённого Купидона и природу дхира-лалиты (юного героя, искусного в шутках, свободного от тревог и подчиняющегося чистой любви своих преданных)».

Это описание делается перед тем, как Кришне исполнилось семь лет. В месяце Вайшакха (апрель-май) в начале седьмого года, в шесть лет и восемь месяцев, Кришна входит в возраст кишора. Столица Нанды Махараджа переезжает из Чхатикары в Нандаграм (Город Нанды).

В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.312) говорится: «Юность (кишора) делится на три периода: начало, середина и окончание». Джива Госвами, комментируя этот стих, говорит: «Слово „окончание“ (шеша) означает, что Кришна вечно остается в этом возрасте. Это означает, что в данный период Кришна наиболее полон относительно других возрастных периодов». Эти три периода юности Кришны прекрасно описаны в «Нектаре преданности» (26 глава) Шрилы Прабхупады.

Одно из самых прекрасных описаний Кришны вступления в возраст кишора мы находим в «Шримад-Бхагаватам» (10.21.5), и это описание делают сами гопи: «С пером павлина, украшавшим Его голову, с голубыми цветами карникара за ушами, в наряде из желтого шелка, блиставшем словно золото, и гирляндой Вайджаянти на шее, Господь Кришна, чье тело трансцендентно, явил Себя в виде величайшего из танцоров и так вошел в лес Вриндавана, украсив его следами Своих стоп. Нектаром Своих уст Он заполнял отверстия Своей флейты, а Его друзья-пастушки пели Ему славу». Эта 21-я глава Шримад-Бхагаватам» называется «Венугита» («Песнь флейты»), и, ссылаясь на Шрилу Дживу Госвами, в комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (10.45.3) говорится, что тогда был месяц Ашвина и Кришне было семь лет и один месяц.

В «Ананда-Вриндавана-чампу» (11 глава) рассказывается, что пурва-рага, любовь, предшествующая встрече, полностью проявилась в Кришне, Радхе и гопи одновременно, с наступлением возраста кишора. И первая встреча наедине в кундже произошла в сезон дождей, когда Кришне было около семи лет.

Кришна вступает в последний период ранней юности в десять лет.

Уддхава говорит, что Кришна прожил во Вриндаване одиннадцать лет («Шримад-Бхагаватам», 3.2.26): «После этого отец Кришны в страхе перед Камсой отнес Его туда, где простирались пастбища Махараджи Нанды. Словно тлеющий, до поры скрытый от глаз огонь, Он прожил там одиннадцать лет вместе со Своим старшим братом Баладевой».

И хотя Кришне было одиннадцать лет, по физическому возрасту он выглядел, однако, словно пятнадцатилетний. Акрура описывает Кришну как кишора (подростка, ранняя юность), еще не вступившего в шестнадцатилетний, юношеский возраст йаувана («Шримад-Бхагаватам», 10.38.28-29): «Вслед за этим, подъехав к деревне Врадж, Акрура увидел Кришну и Балараму, которые шли доить коров. На Кришне были желтые одежды, а Баларама был облачен в синие, и глаза Их напоминали осенние лотосы. Тело одного из этих могучеруких юношей (используется слово „кишорау“), обителей богини процветания, было темно-синего цвета, другой же был белокожим. У Них были правильные черты лица, а по красоте Они не знали Себе равных. Бросая на окружающих взгляды, полные любви и заботы, юноши с улыбкой ступали по пастбищу словно молодые слоны».

Женщины Матхуры также говорили о Кришне и Балараме («Шримад-Бхагаватам», 10.44.8): «Как можно сравнивать двух опытных борцов, чьи мускулы тверды словно молния, а тела напоминают могучие горы, с двумя мальчиками, еще не вступившими в пору зрелости (то есть полной расцветшей юности, йауванау), с мягкими и нежными телами?»

Рупа Госвами цитирует Вишванатха Чакраварти Тхакур в книге «Радха-Кришна-ганнодеша-дипика»: «Каумара, младенчество (со дня Своего явления до трех лет и четырех месяцев) Кришна провел в Гокуле Махаване. Его детство, пауганда (с трех лет и четырех месяцев до шести лет и восьми месяцев) прошло во Вриндаване возле Чхатикары. В это время Господь вместе с друзьями-пастушками наслаждался играми в Рамана Рети на берегах Ямуны. Раннюю юность, кишора (с шести лет и восьми месяцев до десяти лет и семи месяцев) Кришна провел в Нандаграме. Затем, в месяц Чайтра (на тринадцатый лунный день темной половины месяца) Он отправился в Матхуру, где на четырнадцатый день убил демона Камсу. После этого Кришна больше не растет. В Падма-пуране объясняется, что некоторые особо выдающиеся личности проявляют зрелость, в полтора раза превышающую их возраст. Поэтому Кришна выглядит шестнадцатилетним юношей. Именно этот Его сладостный, сияющий нетленной юностью облик преданные любят больше всего.

Итак, Господь оставался с десяти лет и семи месяцев до двадцати восьми лет и четырех месяцев в Матхуре, после чего уехал в Двараку на 96 лет. Там Он правил как царь до 125 лет, а потом ушел вместе со Своими спутниками в другую Вселенную».

Размышляя над возрастом Кришны

Однако для описания возраста Кришны в «Бхакти-расамрита-синдху» Рупа Госвами приводит не фактический возраст Кришны из описания Вишванатхи Чакроварти Тхакура, а физический возраст, и Шрила Прабхупада в «Нектаре преданности» (26-я глава) вслед за ним также говорит: «В жизни Кришны выделяют три периода: со дня Его явления и до конца пятого года Его жизни — возраст каумара, с начала шестого года до конца десятого — возраст пауганда и с одиннадцати лет до конца пятнадцатого года — возраст кишора. С начала шестнадцатого года Кришну называют йауваной — юношей. С этого момента Он уже не меняется». Об этом также рассказывает в 42-й главе.

Иными словами, мы видим, что Кришна обгоняет в развитии обычных людей в возрасте каумара, пауганда и кишора, и разница составляет пять лет, три месяца и два с половиной дня. И этот физический возраст Кришны в шестнадцать лет (пятнадцать лет, девять месяцев и семь с половиной дней) в возрасте йауваны берут в расчёт ачарьи для описаний, а не фактический возраст Кришны в десять лет, шесть месяцев пять дней.

Так как физически возраст кишора к тому времени, как Кришна приехал в Матхуру, закончился, Кришна говорит своим родителям Васудеве и Деваки («Шримад-Бхагаватам», 10.45.3): «Дорогой отец, из-за Нас, двух ваших сыновей, вы с матушкой Деваки пребывали в постоянной тревоге и не имели возможности радоваться Нашему детству, отрочеству и юности».

В «Ананда-Вриндавана-чампу» (7 глава) говорится: «Вечный возраст Кришны — пятнадцать лет. Однако Его кумара- и пауганда-лилы также вечно остаются в Его теле. По своей сладостной воле Кришна проводит ту или иную игру, чтобы исполнить желания Своих преданных, которые сами суть лианы желаний».

В конце месяца Пхалгуна за несколько дней Кришна убил Камсу вместе с его сторонниками и вернул трон Махарадже Уграсене. Сразу же Кришна отправился с Баларамой в Авантипур, где в течение шестидесяти четырех дней учился у Сандипани Муни, причем каждый урок был услышан Ими единожды. Это была немыслимая скорость обучения, при которой Кришна и Баларама получили все знания от учителя по 64 предметам, или искусствам, а обучение каждому искусству занимало всего один день.

Также Кришна, по желанию, может очень быстро перемещается и во времени. Желая отблагодарить Сандипани Муни за науки, Кришна и Баларама отправляются на поиски пропавшего сына их учителя. За короткое время Они попадают в город бога смерти Ямараджа Самьямани, находящийся к югу от горы Сумеру, и возвращаются обратно с мальчиком. После обучения у Сандипани Муни Кришна вернулся в Матхуру.

Другим подвигом Кришны был Его перелёт вместе с Арджуной всего за полторы мухурты, то есть за 72 минуты, через всю Веленную к Маха-Вишну — за сыном брахмана — и обратно.

В «Кришна-карнамрите» Билвамангала Тхакур говорит о Кришне как о полностью расцветшем юноше (йаувана). Например:

Стих ||4||: «Пусть же наши сердца озарит это лучезарное сияние (Шри Кришна), чьи волосы украшены павлиньим пером, чей лик — венец сладостности и очарования, чья юность неувядаема (навайауванам), и чья флейта своими нектарными трелями наполняет слух удивлением и восторгом! Ему с любовью служат и поклоняются девушки Враджа, чья высокая грудь подобна цветочным бутонам. Только Он — единственный наслаждающийся во Вселенной и источник всех наслаждений».

Стих ||88||: «Вся слава моей жизни и душе, Шри Кришне, который приводит в восторг и пленяет весь мир! Его цветущая юность (йауванам) украшена последним отблеском детского очарования, Его глаза излучают радость, Его красота каждое мгновение сводит с ума. В порыве любви Он целует Свою флейту, а нектаром Своей улыбки сбивает с толку Мадану, бога любви».

Еще один скачок времени произошел примерно тогда, когда Кришне было 58 лет. В комментарии Мадхвачарьи на «Махабхарату» (который русскоязычный мир увидел в переводе с санскрита и с толкованиями Гададхары Пандита даса под названием «Тайны Махабхараты»), в 13 главе, 8 подразделе (стихи 175-177): «Задействовав Свое верховное могущество, Господь совершил двенадцатилетнее подвижничество, посвященное Шиве, всего лишь за один день! Кришна осуществил это следующим образом. Обычно планета Юпитер за астрологический год проходит лишь один дом небесного Зодиака. Однако на этот раз, по особому повелению Шри Кришны, Юпитер начал передвигаться по небу очень быстро и прошел по всем 12 знакам Зодиака ровно за одни сутки. Таким образом, получилось, что суточное подвижничество Кришны стало равноценным двенадцатилетнему аскетическому подвигу». Как объясняется, некогда Кришна дал благословение Шиве, в соответствии с которым Кришна обязался совершить игру прошения милости у Шивы, прося у него благословение на рождение Прадьюмны, и это предполагалось, чтобы усугубить невежество порочных демонов. Таким образом, возраст Кришны за сутки стал 70 лет.  К тому же Кришна неоднократно бывал в райском городе Индры, Амаравати, где один день равен пяти годам земной жизни.

В «Матсья-пуране» говорится, что во время битвы на Курукшетре Кришне было 89 лет. Однако, согласно «Махабхарате», Ему было семьдесят. Это еще один скачок во времени, когда фактический возраст составляет семьдесят, а физический — восемьдесят девять лет.

Шрила Прабхупада пишет в книге «Путешествие в глубь себя»: «Во время битвы на Курукшетре Кришна выглядел как молодой человек не старше двадцати —двадцати четырех лет. Но в это время у Него уже были правнуки. Итак, Кришна всегда остается юным».

Есть еще два утверждения из шастр о том, сколько лет Кришна пребывал в нашей Вселенной, Кришнадас Кавирадж Госвами в «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.392) говорит: «Кришна остается в каждой вселенной на протяжении ста двадцати пяти лет и наслаждается Своими лилами во Вриндаване и Двараке». Также и в «Шримад-Бхагаватам» (11.6.25) говорится: «О Верховная Личность Бога, о мой Господь, Ты снизошел в династии Яду и, таким образом, Ты провел сто двадцать пять осеней с Твоими преданными». И это также физический возраст Кришны, а не фактический.

И в «Вишну-пуране», и в «Махабхарате» о Кришне и Балараме говорится, что даже в преклонном возрасте у Них были прекрасные черные волосы. Как мы можем видеть, Кришна в течение Своего фактического пребывания на Земле на протяжении ста шести с половиной лет не проявлял каких-либо признаков старости в своем физическом возрасте в сто двадцать пять лет, который и принимается в расчёт для описания лил Кришны, например, Шрилой Прабхупадой и Шри Рупой Госвами.

Ваш слуга АГНИВЕША дас

Читайте также: