Рок-опера «Волосы»: как ее правильно воспринимать?

Ядунандана дас
Рок-опера «Волосы»: как ее правильно воспринимать?

Полвека назад на Бродвее впервые вышел и тут же завоевал популярность мюзикл «Волосы», отразивший вкусы и настроения бунтарской молодежи на Западе 60-х годов прошлого века. В 1969 году рок-опера шла с аншлагами уже в Европе, особенно в Лондоне, где также имела огромный успех. Интересно, что предсталения сопровождались уличными харинамами и киртанами. А спустя десять лет после лондонской премьеры появилась и киноверсия мюзикла — от режиссера Милоша Формана, снявшего «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадея». Вот фрагмент из киноверсии:

Какое отношение психоделической мюзикл имел к вайшнавам? Оказывается, в нем звучала мантра Харе Кришна.

Но восприятие оперы все равно всегда было неоднозначным — из-за целого букета откровенно аморальных вещей.

Вот что говорит по этому поводу известный вайшнавский санньяси Шрила Мукунда Госвами, один из самых первых учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады.

…Нет, мы можем говорить об этой опере! Но с определенной осторожностью! Осторожность продиктована тем, что вся эта опера — про материализм. Несмотря на то, что именно из среды хиппи появились первые преданные (то есть преданные Богу — самоназвание вайшнавов, последователей Общества сознания Кришны — Ред.), движение хиппи не стоит рассматривать как некое духовное движение. То, что показано в опере, есть как раз теневая сторона так называемого «лета любви», или расцвета движения хиппи. Теневая сторона — это наркотики и секс. Иногда, кстати, это «лето любви» называют «летом наркотиков». В английском слова «любовь» и «наркотики», love and drug немножко схожи, как односложные слова, тут получается игра слов, которая при переводе теряется.

Тем не менее, мы можем воздать должное создателям оперы за то, что они включили туда мантру «Харе Кришна». Эта опера шла, например, в Шекспировском театре в Лондоне несколько сезонов подряд. Одна из актрис, которая участвовала в постановке, даже стала в некотором роде преданной. Пока шла опера, а она шла по субботам, преданные пели каждый раз Святое имя [Бога] перед театром. Таким образом преданные, выходя на харинаму, раскрывали истинный смысл Святого имени. В Шримад Бхагаватам (одно из главнейших сакральных произведений в традиции вайшнавов — Ред.), в стихе «Атмарама», говорится, что даже человек, исполненный материальных желаний, повторяя Святое имя, постепенно очистится. Поэтому, купив билет на эту оперу, тысячи людей услышат мантру «Харе Кришна». И это хорошо!

И в то же время нужно, опять-таки, быть осторожным, понимая, что нам не надо принимать философию движения хиппи. Ну, например, если где-то идет эта опера, можно рассмотреть вопрос о проведении харинамы перед зданием. Также во время такой харинамы можно раздавать листовки, объясняющие значение мантры, чтобы у людей не сложилось впечатления, что преданные поддерживают хиппи и придерживаются их философии…

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас

Читайте также: