Самые лучшие воспоминания Анфисы Чеховой

Ядунандана дас
Самые лучшие воспоминания Анфисы Чеховой

Несколько дней назад оставил тело вайшнав Александр Князев, более известный как Александр Корчунов. Ему было 69 лет. Его мало кто помнит из вайшнавов старшего поколения и почти никто никогда не видел из числа вайшнавов поколения нынешнего. О нем бы, пожалуй, и не вспомнили бы, если бы не телезвезда Анфиса Чехова, обычно развлекающая публику разными современностями. Дело в том, что Александр Князев-Корчунов — это… ее родной отец.

О печальном факте Анфиса (урожденная Александра) Чехова сообщила на своей странице в Инстаграме, подчеркнув, что ее отношения с отцом были сложные, но все же она его сильно любила. В многочисленных интервью прессе теледива ранее признавалась, что отец ушел из семьи, когда ей было четыре годика. По ее словам, она все же испытывает благодарность папе за его характер и жизненные уроки.

В жизни Александра было действительно много разных событий. Он был мастером спорта по борьбе, а еще, как утверждают газетчики, даже личным шофером Жириновского. Главным, однако, жизненным уроком Александра было то, что он был… кришнаитом. Об этом по случаю смерти отца сама Анфиса, понятно, не стала говорить, но раньше она, рассказывая о себе, об этом упоминала много раз. Сама она, к сожалению, не решилась разделить духовные предпочтения отца, хотя в начале испытывала любовь к одному из вайшнавов, не вынеся, однако, перспектив отречения от кипучей жизни.

Самые лучшие воспоминания Анфисы Чеховой

16 сентября тело Александра было кремировано в Митино, что на севере столицы. Последний обряд провел старший пуджари московского храма Вишнурата Прабху. Во время прощальной церемонии здесь находилась его вторая жена (второй брак тоже не сложился, потому что наш герой был серьезен в отношениях с женщинами, и если не ощущал глубины чувств, он утрачивал вкус к отношениям). Женщина рассказала, что однажды она почему-то взяла да и купила на улице у какого-то санкиртанщика Бхагавад-гиту для Александра, даже и не подозревая, что эта великая книга перевернет жизнь Александра навсегда. Эта вторая жена Александра сыграла важнейшую роль в его дальнейшей судьбе.

К сообществу вайшнавов Александр присоединился в начале 90-х. У него был интерес ко всему, что происходило в жизни последователей ИСККОН. Но больше всего ему нравилось книжное издательство «Бхактиведанта Бук Траст», поскольку именно книги, их печатание и распространение он считал «будущим ИСККОН». Александр трудился помногу и повсюду, где только можно. Отчасти у него был даже и какой-то свой бизнес, как вообще было привычным называть в те лихие годы любую работу, приносящую доход и требующую смекалки, а также сочетания самых разных качеств. Он зарабатывал и жертвовал, веря, что ББТ — это будущее ИСККОН.

Соответствующих качеств у него к тому время было немало. Он был мастером спорта по классической борьбе, закончил Институт физкультуры и спорта, был по-спортивному крепок и решителен в достижении цели, отличался характерной полной самоотдачей и простотой, позволяющей не тратить времени на поиски недостатков, а сразу «брать быка за рога». Он отлично водил автомобили и, по словам, даже был личным водителем и одновременно телохранителем Жириновского. Как только люди не крутились в те годы, чтобы остаться на плаву, а то и вообще — подняться!

Самые лучшие воспоминания Анфисы Чеховой

«Я познакомил с Александром в храме на „Беговой“, — вспоминает Сатчитананда Кришна дас. — Александр поражал меня и многих, кто с ним сталкивался, своим горячим желанием служить всем вокруг. Было видно за версту, что сознание Кришны стало его абсолютным стилем жизни и образом мысли, хотя он не занимал каких-то должностей в храме или где-то в других направлениях ИСККОН. Из всех учителей ему больше всего нравился Шрила Гопал-Кришна Госвами. Он считает Махараджа своим духовным учителем, но посвящения так и не успел получить. Удивляло и то, как в нем соседствовали физическая сила и тонкая тяга к искусствам. Наверное, это тоже говорит в пользу сознания Кришны, потому как вайшнав может демонстрировать искусность во всем, что делает и что попадает в поле его зрения. Александр был бардом, играл на гитаре, хорошо пел свои песни, песни других исполнителей, лирику и, естественно, духовные, молитвенные песни. И он еще мечтал о ведическом городке, где был бы свой университет».

Самые лучшие воспоминания Анфисы Чеховой

Александр мог петь и проповедовать повсюду, но ему очень хотелось создать объединение творческих вайшнавов под эгидой популярного радио «Кришналока». Он арендовал помещение в музее Маяковского и организовывал там творческие встречи-спевки, во время которых народ собирался, пел, говорил на духовные темы. Сам Александр очень любил мантру Харе Кришна, повторял ее постоянно, на четках и без. Простота характера и напористость давали ему немало преимущество в проповеди. «Он проникся сознанием Кришны, проповедовал повсюду, где только появлялся. И я видел это реально, — говорит Сатчитананда Кришна. — Благодаря своей простоте и порой даже некоторой детскости он с легкостью устанавливал отношения, мог общаться с самыми разными людьми. А когда он приходил в места, где можно было оказаться в центре внимания, то смело и бескомпромиссно шел „ва-банк“, открыто заявляя, что „на дворе Калиюга“, что „шансов почти никаких“ и что „панацеей от всех бед может быть только сознание Кришны“».

В каком-то смысле Александр был типом вайшнава, который создан для того, чтобы совместить непостижимую философию и сиддханту с простыми нравственными принципами, выделяющие цивилизованного человека из царства прочих существ: доброта, бескорыстие, сострадание, отзывчивость, внимание. Порою мы сами не ценим этого и не сожалеем о том, что этого нету в нас, а ведь во многом именно по таким качествам большинство людей и судит о вайшнавах и их религии. По воспоминаниям очевидцев, Александр мог помогать всем подряд направо и налево, всем, кто нуждался в его помощи, в том числе в банке, где работал. Он мог внезапно сорваться и поехать, чтобы привезти лекарства, если кому-то становилось плохо, бросить все и погрузиться в раздачу прасада, а мог применить на практике свою борцовскую хватку и сделать кому-нибудь целительный массаж, которому он научился в Институте физкультуры и спорта в свое время. Ему все время хотелось созидать, поддерживать и направлять, а не выкорчевывать. Наверное поэтому однажды ему пришла в голову идея поменять свою фамилию с «Корчунова» на более благородного и благозвучного «Князева».

«В 2002 году меня сбила машина, я получил серьезные травмы, — рассказывает Сатчитананда Кришна. — Труднее всего в это время мне было преодолеть тревожное ощущение того, что я всеми забыт и никому не нужен. Признаюсь, что это было для меня настоящим испытанием на прочность, и, если бы не Александр, я бы ушел, но благодаря ему я сохранил веру. Я в Александре увидел настоящее сознание Кришны».

Мне лично кажется, что Александр или, если хотите, Александр Иванович, не мог быть случайной фигурой в сложном плане движения сознания Кришны, срежиссированном Господом Кришна-Чайтаньей и проявленном Шрилой Прабхупадой. Все вокруг Александра и Александра Ивановича и внутри него складывалось по чьему-то четко выверенному сценарию, в котором человек либо возрождает в себе невиданные ранее качества, либо обретает нечто новое и тоже замечательное. Каждый его шаг, даже самый неуклюжий, имеет определенный смысл, даже если, с точки зрения обывательской морали, он бывал в чем-то неправ. Ставка на высокую цель — это не индульгенция, конечно, но в случае с Александром она точно наполняет его поступки иной, более глубокой моралью, которая оставляет за каждым выбор и одновременно дает человеку шанс.

В день прощальной церемонии молитвы за Александра звучали и в Москве, и в Маяпуре. Сам Александр ушел в благословенный день Бхадра-пурнима. Именно в такой день пять тысячелетий назад Махарадж Парикшит, проклятый за незначительный проступок сыном брахмана на смерть, поняв важность момента, не стал выяснять все «за» и «против», не бросился на помощь к могущественным брахманам, которые могли бы нейтрализовать смертный приговор, а сосредоточился на слушании «Шримад-Бхагаватам». Это день можно считать Бхагаватам-джаянти, по аналогии с Гита-джаянти. Тот, кто оставляет тело в этот торжественный момент, непременно достигает лотосных стоп Господа.

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас

Читайте также: