Шрила Джива Госвами — четыре гения в одном лице

Сарвагья дас
Шрила Джива Госвами — четыре гения в одном лице

Обычно при упоминании имени Шрилы Дживы Госвами у всех, кто хоть что-то о нем слышал, возникает образ величайшего философа гаудия-вайшнавизма. В этом есть огромная доля правды. Но, оказывается, это еще далеко не всё.

Вайшнавские сампрадаи можно разделить на две категории.

Первая — делающая главный акцент на глубоком изучении Священных Писаний, в основном Ведантасутр и Упанишад, и опровержении аргументов имперсоналистов и представителей других философий. Типичным примером такой сампрадаи являются последователи Мадхвачарьи.

Вторая — ставящая главной целью достижение отношений с Верховной Личностью Бога и развитие этих отношений в различных трансцендентных расах. Гаудия-вайшнавы относятся именно к этой категории. Господь Чайтанья поставил в основу нашей практики Шримад Бхагаватам, который служит естественным комментарием на Ведантасутры, написанный ее автором, Шрилой Вьясадевой. Более того, Шримад Бхагаватам объясняет суть всей Ведической литературы, является комментарием на Гаятри-мантру, мать всех Вед, и удивительно прекрасным образом объясняет суть трансцендентных отношений между Господом и Его чистыми преданными.

Следуя наставлениям Господа Чайтаньи и положив в основу своих произведений Шримад Бхагаватам, Рупа, Санатана и Рагхунатха даса Госвами написали множество книг, главным образом объясняя науку о трансцендентных расах и описывая бесконечно прекрасные игры Господа. Понимая свою ограниченность во времени, они хотели передать самое важное из того, что принес Господь Чайтанья. И именно Джива Госвами взял на себя всю «грязную» работу по подведению философского обоснования этих трансцендентных отношений.

Наиболее важной и известной книгой Дживы Госвами является «Шатсандарбхи», состоящая из шести книг и глубочайшим образом раскрывающая все аспекты философии. В ней Джива Госвами берет за основу стихи из Шримад Бхагаватам, объединяя их по темам.

Одно перечисление тем, затрагиваемых в этом огромном трактате, способно привести в восторг любого истинного ценителя философии. Причем всё это сопровождается неимоверным количеством цитат из самых разных ведических шастр — Ведантасутр, Вед, Упанишад, Пуран, комментариев представителей разных сампрадай. Часто даже имея под рукой компьютер со всеми доступными в электронном виде книгами, доступ в Интернет и справочные каталоги ведической литературы, невозможно найти первоисточник, из которого взята какая-то редкая цитата. Поистине, Джива Госвами обладал энциклопедическим знанием. Часто, чтобы уменьшить объем текста, он приводит только первые несколько слов цитируемого стиха или ссылается на какую-то историю из Пуран, предполагая, что читатель должен это знать. Представляете, насколько бы вырос объем, если бы Джива Госвами все это подробно объяснял! Книга очень лаконичная, написана сложнейшим санскритом с применением множества терминов из ньяйи, мимамсы и санкхьи. Очень часто даже переведя текст, расшифровав все термины и найдя все цитаты, требуется довольно много времени на то, чтобы понять логику Дживы Госвами. Гопипаранадхана Прабху часто в ответ на какой-то сложный философский вопрос говорил: «Давайте посмотрим, что об этом говорит Джива Госвами в Сандарбхах». Там есть буквально все.

Помимо «Сандарбх» Джива Госвами написал еще три комментария на Шримад Бхагаватам, комментарий на Брахма-самхиту и множество других небольших философских книг. Но, как мы говорили в самом начале, это только одна сторона этой великой личности.

Традиционно в ведической культуре в начале все получали общее образование — изучали санскрит, риторику, общие моменты философии. Потом начиналась специализация либо в сторону более глубокого изучения философии, либо в направлении санскритской поэзии. Практически никто не был способен достичь совершенства в обоих направлениях. Мы уже описали, что должен был знать специалист в области философии.

Кавья, санскритская поэзия, является совсем другой реальностью и требует особого склада ума. Поэт должен с помощью метафор, аллегорий и многоуровневого смысла передать читателю особое поэтическое чувство. Это дар, приходящий свыше и часто являющийся плодом усилий в течение многих жизней. Поэты-вайшнавы использовали эту технику для объяснения трансцендентных рас, которые, как это сказано в «Чайтанья-чаритамрите» (Антья, 1.198), иначе невозможно передать. Именно так писали Рупа и Рагхунатха даса Госвами, погружая своих читателей в глубочайшие духовные переживания.

Джива Госвами был гением и в этой сфере. Он перевел на язык поэзии все то, о чем он писал в своих «Шатсандарбхах». «Гопала-чампу», «Гопала-вирудхавали», «Шри Мадхава Махотсава», «Санкалпа-калпадрума» — вот только самые известные из его произведений в этом жанре. Написанные головоломным санскритом с использованием редких слов и множества поэтических украшений, они в мельчайших деталях описывают сокровенные игры Господа. В «Бхакти-ратнакаре» описывается, как даже видавшие виды современники опускали руки в попытках до конца понять то, что вложил в свои книги Джива Госвами, и начинали просто поклоняться его книгам как Божествам.

Но и это еще не все. Писательская деятельность требует высочайшей концентрации внимания и спокойной атмосферы. Обычно гении такого уровня полностью уходят от мирских дел. Но Джива Госвами при всем этом также был гениальным менеджером. После ухода Рупы и Санатаны Госвами он практически стал лидером сампрадаи, взяв на себя бремя всех административных и юридических дел. Во «Вриндаван Ресерш Инститьют» до сих пор хранятся документы на собственность Радха-кунды, оформленные на имя Дживы Госвами. Он лично заботился о том, чтобы у каждого, кто приезжал во Вриндаван, был прасад и место где жить. Там же хранится его переписка с преданными вне Вриндавана, где он вдохновляет их и отвечает на сложные философские и практические вопросы.

И, наконец, он был гениальным преподавателем. Именно его перу принадлежит «Харинамамрита-вьякарана», гениальная грамматика санскрита, по которой вайшнавы могут очень быстро освоить этот сложнейший язык. Для поэтов он написал книгу «Расамрита Шеша», учащая тому, как писать вайшнавскую поэзию. Для пуджари — «Арчана-дипику», описывающую детали поклонения Радхе и Кришне. Он лично обучил множество великих вайшнавов. Нароттама, Шьямананда, Шринивас — вот только некоторые из тех, кому он был духовным наставником. Беспокоясь за судьбу сампрадаи, именно он послал первую группу санкиртаны с книгами Госвами за пределы Вриндавана. Его переписка с вайшнавами того времени пронизана исключительным смирением. Похоже, что его любили все.

В этот благоприятный день мы можем помолиться Дживе Госвами, чтобы мы смогли достичь совершенства в нашем преданном служении. В своих книгах он сам постоянно подчеркивал, что полностью зависит от милости вайшнавов, и по его милости может произойти настоящее чудо.

Ваш слуга САРВАГЬЯ дас

Читайте также: