Шесть менее известных духовных песен Джорджа Харрисона, битла-индуиста

Nate Rabe
Шесть менее известных духовных песен Джорджа Харрисона, битла-индуиста

Джордж Харрисон принял индуизм в 1969 году после встречи со Свами Прабхупадой, основателем всемирного движения Харе Кришна. Он вспоминал, что та встреча была похожа на распахивание двери в своем подсознании. Шагнув внутрь, он обнаружил, что всё изменилось. Называя себя впоследствии «Closet Krishna», Харрисон продолжал регулярно посещать Индию на протяжении всей своей жизни и никогда не терял веру в простое послание любви Господа Кришны.

После духовного пробуждения Харрисона и его музыка приобрела сильный духовный аспект. Элементы американской религиозной музыки, такие как евангельские хоры, часто сочетающиеся с санскритской лирикой и индийскими инструментами, и песни, которые он написал в 1970-е, считаются одним из самых красивых и мелодичных выражений духовного устремления во всей популярной музыке.

My Sweet Lord

Несмотря на то, что его первый сольный альбом 1970-х «All Things Must Pass» считается, пожалуй, самым «духовным» среди его многочисленных пластинок, хоть и уступает таким классическим фрагментам как «What is Life» и «My Sweet Lord», все же индийские и индуистские сочинения Харрисона гораздо богаче, чем просто этот альбом. Давайте рассмотрим несколько других менее известных композиций, с которыми должен быть знаком каждый фанат Харрисона.

«Dehra Dun»

Харрисон и его трое великолепных друзей должно быть прошли по месту, которое сегодня известно как столица Уттаракханда, когда двигались по дороге из Ришикеша в Массури где-то в конце 1967-го — начале 1968-го.

(В то время я был студентом в Массури и помню, как старшие ученики на несколько дней затаили дыхание, когда «Битлз были на базаре». Ходили слухи, что они даже отправились в Ландур, где находилась Woodstock School).

Хотя Дехрадун был в то время прекрасным провинциальным городом, его едва ли можно было назвать самым выразительным или духовным городом. Так что несколько странно, что Харрисон написал песню в его честь. Когда слушаешь эту песенку — а иначе о ней и не скажешь — не можешь не чувствовать, что музыканта вдохновила на песню именно легкость рифмовки с названием города.

Однако тут есть одна интригующая строчка: «See them move along the road in search of life divine/beggars in a goldmine — Нищ, но в жи́ле золотой ищет Бога и покой». Слушаешь и словно видишь нищих пилигримов, тянущихся по дороге в Ришикеш или Харидвар. Песня была записана в Лондоне еще в 1969 году.

Махамантра Харе Кришна

В том же году он сделал «Dehra Dun». The Beatles записывали «Abbey Road», а Харрисон занимался личным сайд-проектом. Благодаря своему знакомству со Свами Прабхупадой Харрисон познакомился и с несколькими другими преданными Харе Кришна, включая Мукунду Госвами (он же Майкл Грант), бывшего джазового музыканта, ставшего бхактой. Харрисон любил Госвами и помогал группе основать храм Радха-Кришны в Лондоне.

Поскольку у обоих был музыкальный бэкграунд, они также работали вместе над альбомом Кришна-бхаджанов. Харрисон продюсировал и исполнял, а Госвами аранжировал. Этот трек, вероятно, считается одной из наименее вероятных поп-песен, когда-либо ставших хитом. Но в 1969/70 году группа певцов храма Радха-Кришны гастролировала по Европе, и эта песня попала в поп-чарты нескольких стран, в том числе стал номером 12-м в Великобритании. Группа даже выступила на ультра-крутом поп-музыкальном шоу «Top of the Pops!» Поддержка, оказываемая Харрисоном храму и альбому, сыграла важную роль для укоренения в стране Международного общества сознания Кришны, или ИСККОН.

«Говинда джая джая»

Еще один, более удачный трек с альбома храма Радха-Кришны, на котором Харрисон играет на фисгармонии. В этот период он перестал играть на ситаре и не вернется к нему три года. Но он поддерживал свой интерес к индуизму и индийской культуре другими способами. Несколько лет спустя Харрисон вспоминал, как он и Джон Леннон постоянно пели бхаджаны во время отпуска на греческих островах и как они «не могли остановиться, потому что, как только останавливаешься, так сразу кажется, будто свет погас». На просьбу дать определение бхаджану, он ответил, что это «мистическая энергия, заключенная в звуковую структуру».

Подходит для идеального подведения итогов.

«Полюби меня»

Это не редкость. Действительно, это одна из самых красивых, любимых и откровенно духовных песен Харрисона. Написанный и записанный в 1971-72 годах, когда он активно участвовал с Рави Шанкаром в продвижении помощи бангладешским беженцам, Харрисон умоляет о любви, мире и надежде, просит помочь ему справиться с тяжелым бременем жизни.

Give me love

Give me love

Give me peace on earth

Give me light

Give me life

Keep me free from birth

Give me hope

Help me cope, with this heavy load

Trying to, touch and reach you with,

heart and soul

Om!

Полюби же меня, полюби Ты меня

Дай мне мир на земле

Дай мне свет, дай мне жизнь

Защити от страданья рождений.

И опору мне дай, сделай легким мой груз

Сердцем, позволь, я к Тебе прижмусь!

Ом!

Харрисон назвал эту песню личной молитвой Господу.

«The End of the Line» (с «The Travelling Wilburys»)

Включение этого трека в плейлист духовных тем Джорджа Харрисона может показаться совершенно неуместным. Но позвольте все же признать сей факт. Будучи фанатом, я всегда поражался позитивной энергии и радости, которые Харрисон передает в своих духовных песнях. Они всегда легки и шлют простые послания доброты и любви. Мелодии неизбежно сладостны, а игра на гитаре — захватывающа. Так что этот список конца 80-х от гениальной супергруппы «The Traveling Wilburys» отражает всю ту невероятную (и блаженную) легкость «Прекрасного бытия» — от фирменного гитарного вступления Харрисона до расслабленного чувства товарищества и оптимистично-лирического настроения.

Давай-ка, сам живи и жить другим давай. И будет всё в порядке — ты только всех прощай!

«Промытые мозги»

Из последнего альбома Харрисона, выпущенного после его ухода в 2001 году, «Brainwashed» служит доказательством того, что духовные поиски музыканта неутомимо продолжались до самого конца. Хотя лирически это выглядело несколько неуклюже («Промыли мозг дедуле, кузену Бобу и бабуле, хоть та была у банды в доле»), послание остается простым и недвусмысленным: Бог — это мудрость, любовь и блаженство, в чем мы все нуждаемся и которые ищем. Произведение заканчивается нежной бхаджанской кодой, которая более чем компенсирует довольно невообразимую предыдущую часть и суммирует нежный и гуманный дух одного из истинных великих поп-музыкантов.

Nate RABE

Источник http://www.dandavats.com/?p=28287

Six lesser-known spiritual songs of George Harrison, the Hindu Beatle

Thursday, 23 April 2020 / Published in Articles / 15,673 views

The songs the Beatle wrote in the 1970s are among the more beautiful and melodic expressions of spiritual longing in all of popular music.

George Harrison embraced Hinduism in 1969 after a meeting with Swami Prabhupada, the founder of the international Hare Krishna movement. He recalled that the impact of the meeting was similar to a door opening in his sub-conscious. Once he stepped through, everything changed. Referring to himself thereafter as «Closet Krishna», Harrison continued to visit India regularly throughout his life and never lost faith in the simple message of love of Lord Krishna.

After his spiritual awakening, Harrison’s music took on a strong spiritual aspect. Often combining elements of American religious music, such as gospel choirs, with Sanskrit lyrics and Indian instruments, the songs he wrote in the 1970s are among the more beautiful and melodic expressions of spiritual longing in all of popular music.

While his first solo album,1970’s All Things Must Pass, is perhaps the most «spiritual» of his many records, yielding classic cuts such as What is Life and My Sweet Lord, Harrison’s India/Hindu oeuvre is far richer than that one album. This week we take a look at several other lesser-known compositions that every Harrison fan should be familiar with.

Dehra Dun

Harrison and his three Fab friends would have passed through what is now the capital of Uttarakhand enroute to Mussoorie from Rishikesh sometime in late 1967/early 1968.

[I was a student in Mussoorie at the time and recall older students gushing breathlessly for days that ‘The Beatles were in the bazaar’. Rumour had it that they even ventured up to Landour where Woodstock School was located.]

Though a lovely provincial town in those days, Dehra Dun was hardly the most impressive or spiritual of cities. So it is somewhat odd that Harrison would compose a song to the place. As you listen to this ditty — and it is nothing more that that — you can’t help but feel that it was the ease with which the town’s name could be rhymed that inspired the song.

One intriguing line however, «See them move along the road in search of life divine/beggars in a goldmine» suggests a scene of pilgrims in Rishikesh or Haridwar. The song was recorded back in London in 1969.

Hare Krishna Maha Mantra

In the same year he made Dehra Dun, and The Beatles were recording Abbey Road, Harrison was juggling a personal side project. Through his connections with Swami Prabhupada, Harrison met several other Hare Krishna devotees including one Mukunda Goswami (aka Michael Grant), a former jazz musician turned bhakta. Harrison took a liking to Goswami and assisted the group in establishing the Radha Krishna temple in London.

Given both men’s musical backgrounds they also worked together on an album of Krishna bhajans. Harrison produced and performed and Goswami arranged. This track probably ranks as one of the least likely pop songs ever to become a hit. But in 1969/70 the Radha Krishna temple’s group of singers toured Europe and this song registered on the pop charts of several countries, including #12 in the UK. The group even performed on the ultra-cool pop music show, Top of the Pops! Harrison’s support to the temple and the album is recognized as being instrumental in giving International Society for Krishna Consciousness or ISKON a solid presence in the country.

Govinda Jaya Jaya

Another, more up-beat, track from the Radha Krishna Temple album on which Harrison plays harmonium. During this period he had stopped playing the sitar and wouldn’t return to it for three years. But he kept his interest in Hinduism and Indian culture alive in other ways. Harrison recalled years later how he and John Lennon, sang bhajans constantly while on a sailing holiday in the Greek islands, we «couldn’t stop, because as soon as you stop, it was like the lights went out.» Asked to define bhajan, he answered, it is «mystical energy encased in a sound structure.»

Seems about the perfect summation.

Give Me Love

This is no rarity. Indeed, it is one of the most beautiful, loved and overtly spiritual of all of Harrison’s songs. Written and recorded in 1971-72 when with Ravi Shankar he was intensely involved in promoting the cause of Bangladeshi refugees, Harrison pleads for love, peace and hope to help him cope with life’s heavy burdens.

Give me love

Give me love

Give me peace on earth

Give me light

Give me life

Keep me free from birth

Give me hope

Help me cope, with this heavy load

Trying to, touch and reach you with,

heart and soul

Om.

Harrison called this song a personal prayer to the Lord.

The End of the Line (with the Travelling Wilburys)

The inclusion of this track might seem wildly out of place in a playlist of George Harrison spirituals. But let me plead the case. As a fan I have always been struck with the positive energy and joy that Harrison communicates in his spiritual songs. They are always light and put forward simple messages of kindness and love. The melodies are inevitably sweet and the guitar playing exciting. This late 80s number from the genius supergroup The Travelling Wilburys captures all of that incredible (and blissful) lightness of Being beautifully, from Harrison’s signature guitar intro to the relaxed camaraderie, to the optimistic lyrics.

Well its all right remember to live and let live

Well its all right the best you can do is forgive

Brainwashed

From his final album, released after his passing in 2001, Brainwashed, is proof that Harrison’s spiritual quest remained active right to the end. While lyrically somewhat clunky [They brainwashed my great uncle/brainwashed cousin Bob/They even go my grandma/when she was working for the mob] the message remains simple and unambiguous — God is the wisdom, love and bliss we all need and seek. The piece ends with a gentle bhajan coda, which more than makes up for the rather unimaginative preceding portion and sums up the tender and humane spirit of one of pop music’s true greats.

<!—Source: http://scroll.in/article/809327/six-lesser-known-spiritual-songs-of-george-harrison-the-hindu-beatle

Читайте также: