Шри Чайтанья и связи с общественностью

Маха-Матсья дас
Шри Чайтанья и связи с общественностью

Связи с общественностью — это, в каком-то смысле, сама жизнь, ведь всякий раз нам приходится выстраивать, поддерживать и развивать отношения с самыми разными людьми. Вопрос лишь в наших мотивах. А ИСККОН как духовное движение — это точно связи с общественностью, потому что движение Шрилы Прабхупады проповедническое и просветительское. Интересно, что решение тех или иных проблем, возникающих из-за неправильного общения, а то и вообще из-за отсутствия какого бы то ни было общения, предлагается в вайшнавских шастрах.

Об одном из таких методов Шри Чайтаньи говорит Шрила Прабхупада в своем комментарии к 99 стиху главы 7-й Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты». В самом стихе читаем:

прабхура мишта-вакйа шуни’ саннйасира гана

читта пхири’ гела кахе мадхура вачана

Слова Господа Шри Чайтаньи Махапрабху растрогали всех санньяси-майявади. Их настроение изменилось, и они обратились к Нему очень вежливо.

Большая часть комментария Бхактиведанты посвящена теме майявади и майявады, поскольку этого требует объяснение стиха. Смысл этой части комментария в том, что это пример людей, ослепленных майей, людей, чье знание украдено иллюзией. «Невежественные и глупые грешники, низшие из людей, а также те, чье знание украдено иллюзией, и демоны-безбожники никогда не предаются Мне», — цитирует Шрила Прабхупада известный стих из Гиты. Ну а поскольку их знание украдено иллюзией, то отсюда и их отношение к вайшнавам. «Имперсоналисты-майявади всегда стараются очернить вайшнавов, поскольку те признают Верховную Личность высшей причиной и хотят служить Ему, говорить с Ним и лицезреть Его, так же, как и Господь желает видеться, беседовать, есть и танцевать со Своими преданными, — констатирует Шрила Прабхупада. — Такие любовные взаимоотношения не находят отклика в сердце у санньяси-майявади. Поэтому первоначально санньяси-майявади Бенареса хотели встретиться с Чайтаньей Махапрабху, чтобы разубедить Его в личностной концепции Бога. Однако Шри Чайтанья Махапрабху Своей проповедью повлиял на санньяси-майявади. Они растрогались от Его учтивых речей и, проникшись к Нему дружелюбием, заговорили с Ним столь же учтиво. Каждому проповеднику приходится встречаться с оппонентами, но он ни в коем случае не должен еще больше настраивать их против себя. Они уже настроены негативно, и, если с ними говорить резко и неучтиво, эта враждебность только усилится. Поэтому мы должны следовать примеру Господа Чайтаньи Махапрабху и по возможности стараться переубедить оппонента, цитируя шастры и излагая выводы ачарьев. Именно так, и никак иначе, нужно пытаться победить врагов Господа».

Таким образом, Шри Чайтанья подсказывает нам настроение, с которым мы должны воспринимать тех, кто выступает против философии вайшнавов. Доводы ачарьев несут в себе важную аргументацию, не оставляющую никаких сомнений в авторитетности послания, его миролюбивости, сострадательности и ценности для всего общества.

Ваш слуга МАХА-МАТСЬЯ дас

Читайте также: