Шри Гаура Кишора дас Бабаджи, воплощение отречения Шри-Шри Рупы-Рагхунатхи

Кришнананда дас
Шри Гаура Кишора дас Бабаджи, воплощение отречения Шри-Шри Рупы-Рагхунатхи

В 1849 году, сразу после кончины своей жены, Шри Гаура Кишора дас Бабаджи оставил грихастха-ашрам. Он переехал во Вриндаван и принял посвящение у Шри Бхагаваты даса Бабаджи, ученика Шри Джаганнатхи даса Бабаджи. Более тридцати лет Гаура Кишора дас жил во Вриндаване, совершая свой бхаджан под деревьями у Гири-Говардхана, Нандаграма, Варшаны, Радха-кунды, Сурья-кунды, Равала и Гокулы.

В уединенном месте он повторял 200 тысяч раз имена Кришны каждый день (128 кругов четок). Испытывая муку разлуки с Радха-Говиндой, он безутешно плакал. Путешествуя по 12 лесам Враджа, он громко выкликал святые имена своим зычным и пронизанным скорбью голосом. Особенно ему очень нравился этот бхаджан:

котхай го према-майи радхе радхе!

радхе радхе го джая радхе радхе!

декха дийя прана ракхо радхе радхе!

томар кангал томай даке радхе радхе!

оадхе вриндавана-виласини радхе радхе!

радхе кану-мано-мохини радхе радхе!

радхе ашта-сакхир широмани радхе радхе!

радхе вришабхану-нандини радхе радхе!

О Радхе, Радхе! Где Ты, о Богиня экстатической любви? О Радхе, Радхе! Слава Тебе, о Радхе, Радхе!

О Радхе, Радхе! Пожалуйста, яви мне Свою милость, ибо только так я смогу жить дальше. Твой самый падший слуга взывает к Тебе, о Радхе, Радхе!

О Радхе! О хитрая царица Вриндавана. О Радхе, Радхе! О Радхе! Околдовавшая Кану (Кришну). О Радхе, Радхе!

О Радхе! О драгоценный камень среди восьми подруг. О Радхе, Радхе! О Радхе! О очаровательная дочь Махараджа Вришабхану. О Радхе, Радхе!

Дух отречения Шрилы Бабаджи Махараджа был необычайным. Иногда он даже глотал глину с берегов Радха-кунды или Ямуны, чтобы обмануть чувство голода, мешавшее ему думать о Господе. Иной раз он собирал у враджаваси мадхукари. Мадхукари — это прошение о подаянии едой в домах семейных людей, подобно тому, как пчела собирает мед с каждого цветка. Он воспринимал всех враджаваси (обитателей священного Вриндавана) как личных спутников Радхи и Кришны, и потому выражал почтение каждому: человеку, корове, животному, птице, дереву, змее, насекомому, муравью — всем, кто живет в святой дхаме.

На Варшане он каждый день вил цветочную гирлянду для Райи и Кану (Радха-Кришны). После тридцати лет сокровенного служения Радха-Кришне во Вриндаване, по милости Божественной Четы, Бабаджи решил повидать Шри Навадвипа Дхаму. Он посетил все места, где проходили лилы Господа Гауранги в Гаура-Мандале. В Навадвипе он обычно пел бхаджан, который означал следующее:

Обретя милость Нитая, человек обретет милость Гауранги, которая позволит ему обрести кришна-прему. А благодаря кришна-преме человек обретает служение Шримати Радхарани и гопи.

Гаура Кишора дас Бабаджи был воплощением отречения Шри Рупы-Рагхунатхи. И, будучи абсолютно отреченным, он не заботился о том, чем прикрыть свое тело. Он воду-то пил из глиняных горшков, выброшенных на помойку. Он поддерживал свою жизнь, изредка съедая немного подгоревшего риса, перемешивая его с водой Ганги или же просто немного глины с берега.

Он постоянно носил с собой две книги, принадлежащие перу Шри Нароттамы даса Тхакура: «Прартхану» и «Према-бхакти-чандрику». В день экадаши он ничего не ел и не пил. Многие люди признавали в нем маха-бхагавату и пытались служить ему, но он никогда не принимояннал их служения.

Он постоянно приходил в Свананда-сукхада-кунж, чтобы послушать Шримад Бхагаватам из уст Шри Бхактивинода Тхакура. Будучи постоянно погруженным в свой бхаджан, Шрила Бабаджи Махарадж не хотел принимать учеников. Но когда за своего сына его об этом попросил Бхактивинод Тхакур, он передумал. Увидев искреннее смирение и глубокую привязанность сына Тхакура Бхактивиноды к бхаджану, Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи принял его единственным учеником. Это был Шри Варшабханави-дайита дас, прославившийся впоследствии как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Махарадж.

Желая спастись от бесконечных просьб мирян дать им мирские благословения, он однажды даже уединился в отхожем месте в Кулия Дхармашале (в Коладвипе). Когда чиновники обратились к нему с просьбой перейти жить в нормальный бхаджан-кутир, Бабаджи Махарадж попросту закрылся в туалете, ответив, что уже нашел такое нормальное место. Иными словами, он был уверен, что общение с материалистичными людьми намного хуже запаха испражнений в отхожем месте.

Гаура Кишора дас Бабаджи посоветовал доктору из Калькутты, желавшему открыть в Навадвипе Дхаме бесплатный госпиталь: «Если ты на самом деле намерен жить в Навадвипе Дхаме, то забудь о своем желании лечить ублажающих свои чувства людей. Если ты хочешь сделать нечто действительно важное, тогда отрекись от всего, кроме хари-бхаджана. Все остальные виды долга и служения привязывают человека к ужасному циклу кармических реакций».

Однажды Бабаджи Махарадж строго сказал только что женившемуся молодому человеку: «В этом мире так трудно найти жену вайшнави. Если же человеку удается это, он должен воспринимать этот дар, как благословение Кришны. Жена поклоняется мужу, как своему повелителю и господину. Но и муж должен поклоняться жене, ибо она — Кришна даси, служанка Кришны. Так муж сможет защитить свое преданное служение, считая жену не своей служанкой, а преданной Кришны».

«Тот, кто любит бходжан (вкусно покушать), испортит свой бхаджан (служение гуру)», — любил говорить Шрила Бабаджи Махарадж. Другими словами, желание вкусно поесть лишь для того, чтобы удовлетворить позывы языка (бходжана), уничтожит все плоды попыток поклонения Кришне (бхаджана). Как-то раз один вайшнав съел в его бхаджан-кутире немного праздничного прасада, после чего Бабаджи Махарадж не разговаривал с ним три дня. На четвертый день он сказал: «Ты принял „праздничный прасад“, который приготовили проститутки и красивые женщины. Так как ты принял пищу, не поинтересовавшись ее происхождением, твой бхаджан потерял всякий смысл».

Суть наставлений Шрилы Гаура Кишоры даса Бабаджи сводится к следующему: «Божественное имя Кришны — единственное прибежище. Никогда не стоит пытаться вспоминать трансцендентные игры Радха-Дамодары с помощью каких-то искусственных методов. Неустанное повторение Божественных Имен очищает сердце. Воспевая хари-нама маха-мантру (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе), человек быстро увидит духовную форму, качества, игры Шри Кришны. Тогда он осознает свою вечную сущность, природу служения и одиннадцать особенностей духовной личности».

Слова смиренного Бабаджи, произнесенные им незадолго до своего ухода их этого бренного мира: «Протащите мое мертвое тело по улицам Навадвипы», были восприняты буквально неразумными так называемыми «возвышенными» вайшнавами, считавшими себя достойными учениками Бабаджи. Но Сарасвати Тхакур не позволил им совершить этот кощунственный поступок. Он бросил вызов недобросовестным «брахманам»: «В соответствии с наставлениями шастр, всякий, кто имел плотскую связь с низкой женщиной на протяжении последних двадцати четырех часов, считается оскверненным и поэтому не имеет права прикоснуться к моему Гуру Махарадже». Услышав это смелое заявление, «брахманы» спешно удалились.

19 ноября 1915 года Шрила Гаура Кишора дас Бабаджи вошел в вечные блаженные игры Гандхарвика-Гиридхари. Его возлюбленный ученик Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур построил его самадхи на территории Шри Чайтанья Матха у Йогапитха Господа Чайтаньи в Шридхаме Маяпуре.

Во враджа-лиле Шри Гаура Кишора дас Бабаджи служит Шримати Радхарани как Гуна-манджари. Его пушпа-самадхи находится рядом с Радха-кунда Бихари Гаудия Матха, неподалеку от священной Радха-кунды.

Ваша слуга КРИШНАНАНДА дас

Из архива ЦОСКР

Читайте также: