Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна

Дивали — символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца… Эта мысль проходит красной нитью по всем историям, о которых вспоминают в Карттику.

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) пишет: «Эту церемонию проводили обитатели Айодхьи, столицы Господа Рамачандры, когда Господь Рама возвращался туда после 14 лет изгнания… В Его отсутствие страной правил Его младший брат, Бхарата, и вернувшись в столицу, Рама вновь принял власть из рук Своего брата. День Его воцарения — это и есть Дивали. Первоначальное название Дивали — Дипавали… „Дипа“ — значит „светильник“, а „бали“ — „много“. Когда зажигают много светильников — это называется Дипавали» /из письма Хамсадуте от 10 октября 1968 г./.

Когда Господь Рамачандра возвращался в Айодхью после победы над Раваной, жители столицы приветствовали Его и Его спутников, зажигая вдоль дорог десятки и сотни тысяч глиняных светильников, чтобы осветить путь вернувшимся изгнанникам.

Первый день Дивали называется Дханвантари-трайодаши. Второй — Нарака-чатурдаши (в этот день празднуют победу Господа Кришны над демоном Наракасурой). Третий день — собственно Дивали. В этот день поклоняются богине процветания Лакшми и вспоминают о возвращении Господа Рамы в Айодхью. В четвертый день проводится поклонение священной горе Говардхан и царю Бали Махарадже, а в пятый день — Бхратри дудж — братья чествуют сестер.

Подарки в Дивали

Дивали — фестиваль не только огней, но и подарков. Обмен подарками — значительная составляющая духовной традиции вайшнавов. Великий святой Шри Рупа Госвами писал: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные [души, предавшиеся Господу] испытывают друг к другу».

В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как в Дивали. Торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина такой коммерческой активности в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком. В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном — поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга (в том числе и соседей, а то и каждого встречного) сладостями, и таким образом выражать свою любовь и расположение. Таким образом, Дивали превращается в праздник радости и любовного взаимообмена. В дни фестиваля популярны некоторые особые подарки: монетки с изображением Лакшми и Ганеши, Божества и предметы для поклонения.

В наши дни, конечно, характер подарков в Индии изменился по сравнению с ведическими временами. Сегодня это все чаще технические диковины, предметы искусства, драгоценности, часы и т.п. А сладости и сухофрукты для угощения продаются в особых стилизованных упаковках-корзиночках «а-ля Дивали».

Да, но как смотрят на Дивали и на праздничную суету (очень похожую на наш Новый год) вайшнавы? Последователи Кришны могут воспользоваться этим праздником, чтобы укрепить взаимоотношения в вайшнавской семье, обменяться подарками, тем самым выразив любовь друг к другу. В день новолуния следует посетить храм, чтобы взглянуть на украшенный огнями алтарь, а на следующий день — раздать родным, близким, да и просто знакомым прасад — в честь Говардханапуджи.

И, конечно, не следует забывать и о богине процветания Лакшми Деви. Шрила Прабхупада писал одному из своих учеников: «Всяк пытается наслаждаться Лакшми без Нараяны… Богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он [материалист] — принц, а завтра — попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. Поэтому, где бы ни поклонялись Господу Нараяне с великой заботой, там всегда будут удача и богатство. Поэтому преданные [Господу души] считаются самыми удачливыми людьми… Поделитесь же своей удачей с другими, расширяя это Движение сознания Кришны». /из письма Виджитатме-дасу от 8 марта 1973 г./.

Так что Дивали — это еще и хороший повод делать подарки и щедрые пожертвования Божествам! А еще проповедовать славу святого имени Господа Кришны!

Нарака-чатурдаши — пик праздника Дивали

В этот день Шри Кришна одолел демона Наракасуру. Наракасура (Бхаумасура) был необычайно могущественным. Решив унизить полубогов, которые испокон веку враждуют с демонами, он силой отобрал балдахин с трона Варуны и украл серьги у матери полубогов Адити. Кроме того, он похитил из разных царств 16 100 девушек, царевен и заточил их в своем дворце.

Тогда предводитель полубогов Индра в отчаянии обратился за помощью к Господу Кришне. Господь с легкостью преодолел все защитные ограждения города Бхаумасуры (который был защищен не хуже современных секретных военных объектов), разгромил его армию, а затем снес демону голову Своей Сударшана-чакрой.

После этого Кришна вошел во дворец Бхаумасуры. Все пленные царевны, восхищенные красотон и доблестью Господа, в мыслях тут же приняли его своим мужем. Зная об их желании, Кришна повелел доставить каждую из них в Двараку на отдельном паланкине. Затем Господь распространил Себя в 16 100 образов и женился на всех царевнах в 16 100 дворцах. Приданным на этих свадьбах стали несметные богатства, собранные Бхаумасурой. Так Господь Кришна, еще раз явил Свое непостижимое могущество Верховного Бога-личности.

После победы над Бхаумасурой Кришна вместе со Своей второй женой, Сатьябхамой отправился на планету Индры, чтобы вернуть ему похищенные Бхаумасурой сокровища. С этим связана еще одна интересная история… Ее (а также подробности предыдущей истории) можно прочитать в 5 главе второго тома книги «Кришна», которая называется «Освобождение демона Бхаумасуры».

Нарака-чатурдаши называют пиком праздника Дивали. В этот день Дивали в Индии празднуют буквально все. Весь день посвящен веселью, настроение у всех праздничное, люди надевают новые одежды и посещают храмы. А по ночам устраивают фейерверки.

Есть и другие интересные традиции…

В Ведах говорится, что тот, кто совершает омовение утром в Нарака-чатурдаши, не увидит миров [бога смерти] Ямараджи. Особо желающие избежать ада во время омовения оборачивают вокруг тела веточки растений апамарга и прапунната (или других священных лоз), а потом торжественно произносят имена Ямараджи (такие, как Дхармарадж, Мритью, Антака, Вайвасвата, Кала, Сарвабхутакшая, Аудумбарададхна, Нил, Парамештхин, Врикодар, Читра и Читрагупта). Особо праведные еще и предлагают богу смерти возлияния из священной воды. Потом зажигаются огни.

В этот день царь (или другой глава государства) совершает пуджу, чтобы среди его подданных царил достаток и благоденствие. Царь зажигает светильники в храмах Господа Кришны. Также в этот день благоприятно зажигать огни на крышах домов, в святилищах, залах, на берегах рек и озер, в садах, на улицах, в рощах близ домов, в стойлах коров и загонах для слонов.

Сам Господь Шива говорил своему сыну Картикее, что в этот день, совершив омовение, нужно с преданностью поклоняться Шри-Шри Радхе-и-Кришне и другим Божествам, предложить подношение предкам, а царю следует накормить брахманов досыта разными яствами и испросить у них прощения за всё, что было не так.

Днем царь должен поприветствовать подданных и по-доброму пообщаться с ними, тогда весь следующий год в царстве будет царить мир.

Вайшнавы зажигают свечи перед Божествами или изображениями Кришны. Благоприятно также читать о развлечениях, подвигах и деяниях Господа, описанных выше.

Кстати, месяц Дамодара продолжается. В храмах Кришны, в том числе в России, после Гаура-арати (вечернего богослужения) по-прежнему поют Дамодараштаку, и каждый гость храма может предложить Божествам и Господу Дамодаре горящий фитилек, что особенно благоприятно во время Дивали.

Господь Рама возвращается в Айодхью

После победы в жестокой десятидневной битве против демона Раваны, Господь Рама, Его супруга Сита и брат Лакшман собрались вернуться в Айодхью. Люди приветствовали Их радостными возгласами, а полубоги сыпали с небес цветы.

В это время в Айодхье любящий брат Господа Рамы Бхарата с нетерпением ждал Его возвращения. Каждый день все эти 14 лет Бхарата страдал, думая о том, что Рама, Лакшман и Сита были вынуждены уйти в лес из-за глупой прихоти его матери Кайкеи. Бхарата правил Айодхьей от имени Рамы, но сам жил как монах-санньяси. А на троне стояли деревянные сандалии Господа, которые Он оставил брату, уходя в изгнание.

Вместе с жителями Айодхьи Бхарата устроил пышное празднество в честь возвращения Рамы. Дороги и улицы были чисто умыты и разрисованы цветными узорами (ранголи). В воздухе витал аромат цветов и душистых масел. Дома украшали цветы и гирлянды, и повсюду горели свечи и лампадки. На улицах было не протолкнуться — все жители высыпали встречать Своего Господа, которого не видели долгие годы…

Бхарата и Рамачандра обнялись, омывая друг друга слезами радости. Затем Рама выразил почтение Кайкее, матери Бхараты, а потом Своей матери Каушалье, а также Сумитре, третьей жене Своего отца Дашаратхи.

Через несколько дней Рама был торжественно возведен на трон. Он правил Айодхьей совершеннейшим образом, и все ее жители, включая даже животных и деревьев, были постоянно счастливы…

Cобственно Дивали

Хотя с тех пор в праздновании Дивали и появилось множество других традиций, основа сохранилась неизменной — люди украшают свои чисто вымытые дома цветами и огнями, а на улице перед порогом рисуют ранголи — орнаменты, выполненные с помощью цветных порошков и рисовой муки.

Дивали — это праздник огней. Говорится, что в огне светильника — свет Солнца, Луны, молнии и звезд. Свет — черта божественного, тогда как тьма — знак отсутствия Бога. В ночь Дивали зажигаются миллионы лампад. Их свет освещает дома и сердца людей, пробуждая в них стремление к божественному.

Свет — признак божественного, тогда как тьма — знак отсутствия Бога. Тамаси ма джьотир гама — говорят Веды. «Не оставайся во тьме, иди к свету». Этот путь — из ночи в день — это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе. Наверное, поэтому во всех религиях огромную роль играют свечи и лампады. В христианстве свечи зажигают перед иконами, тем самым выражая свое почтение Господу и святым. В иудаизме принято зажигать свечи по субботам, и есть даже особый праздник — Ханука, во время которого зажигают свечи (в первый день — одну, во второй — две и так далее; всего праздник длится восемь дней). Это праздник умножения света и непрекращающегося присутствия Бога в жизни человека, а зажигание свечей — это символ готовности приносить свет в мир: сегодня больше, чем вчера, завтра — больше, чем сегодня…

Традиционные лампадки, которые зажигают в Дивали, называются дийя. Чаще всего это небольшая глиняная чашка с маслом гхи и хлопковым фитильком. Иногда масло наливают в стеклянный стакан с цветной водой — масло всплывает на поверхность и подпитывает горящий фитиль. Дети делают свои дийи из пористой глины или из теста, хотя им не дают ни фитилей, ни масла — из соображений безопасности.

Большинство дий изготавливают, как и тысячи лет назад, из глины, гхи и хлопка. Некоторые раскрашивают их разноцветными красками. Однако сейчас их стали делать и керамическими; а вместо гхи используют воск. А в каком-нибудь дорогом бутике можно купить роскошную дийю, украшенную драгоценными камнями…

Дивали празднуют не только индусы. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру — Гуру Гобинд Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей — Махавиры.

Кстати, в этот же день в большинстве штатов Индии проводят Лакшмипуджу — поклонение Матери Лакшми. Такие же церемонии, правда, менее пышные, проводятся и, например, в московском храме Кришны. В ходе церемонии богине Лакшми подносят разнообразный махапрасад от алтарных Божеств Шри-Шри Даял Нитая — Шачисуты. А во время Гаура-арати вайшнавы подносят Божествам самые разнообразные светитильники.

Говардханапуджа

Традиция почитания священной горы Говардхана, начатая еще Кришной, существует и по сей день. В день Говардханапуджи (слово «пуджа» означает «поклонение, почитание») десятки и сотни тысяч паломников устремляются к подножию священной горы и выражают ей свое почтение. В этот день дорога, огибающая гору (обычно довольно пустынная), похожа на реку — толпы людей из Уттар-Прадеша, Пенджаба, Гуджарата и многих других штатов и стран спешат обойти святыню.

В храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд (это в буквальном смысле горы еды!), предлагают их Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше.

Также в этот день во многих храмах и домах строят «копию» холма Говардхан. В качестве «строительного материала» нередко используют съедобные вещи — как правило, рис и сладости. Так, в Натхадваре (город в штате Раджастхан, недалеко от Вриндавана) вес этой рисовой горы — 2,5 тонны. Рис часто покрывают тканью, а поверх нее выкладывают разнообразные лакомства. В том же Натхадваре обязательный элемент праздника — «расхищение» холма: когда основные церемонии закончены, местные жители, вооружившись большими заплечными сумками, набивают их рисом с горы и незаметно передают их женам, стоящим «на страже» у ворот. Так, в атмосфере всеобщего веселья, праздник продолжается до глубокой ночи.

Не забывают в этот день и о коровах, которых так любил Кришна. В этот день священным животным также проводится церемония поклонения: на них надевают гирлянды и украшения и вдоволь кормят свежей травой и сладостями.

В этот же день проводят Бали-дайтьяраджапуджу — поклонение Бали Махараджу, поскольку, согласно легенде, именно в этот день он пожертвовал завоеванную им Вселенную Господу Вамане.

Еще одна интересная традиция — Гудипадва. В этот день недавно вышедшие замуж девушки вместе со своими мужьями приходят в гости к своим родителям, которые готовят для них особое угощение и подарки. Раньше существовал обычай, что в этот день в дом отца девушку отвозил ее брат.

Церемония аннакута в России — это, как правило, постройка «модели» Говардхана из бисквита, халавы (сладкого манного пудинга с фруктами и ягодами), крема, сладостей, фруктов… Это, пожалуй, самая любимая, самая ожидаемая часть праздника. 5 тысяч лет назад, во время первой Говардханапуджи все жители Вриндавана готовили и приносили различные блюда, чтобы доставить удовольствие Кришне. По милости Шрилы Прабхупады эта удивительная возможность теперь есть у каждого из нас.

В российских храмах Кришны Говардхан украшается сладостями и фруктами, которые приносят члены общины.

Бхратридудж

В пятый день Дивали отмечается праздник под названием Бхратридудж. Название этого праздника указывает на то, что он проводится на второй день после новолуния (дудж).

Говорится, что в этот день бог смерти Ямарадж отправился в гости к своей сестре, и она поставила ему на лоб благоприятный знак, чтобы его не покидала удача. Поэтому в этот день сестры совершают пуджу, чтобы защитить своих братьев. В ответ братья в знак своей любви дарят сестрам подарки.

Другой вариант происхождения этого праздника связан с историей освобождения Наракасуры. После убийства этого демона, Господь Кришна отправился к Своей сестре Субхадре, которая приняла Его традиционной церемонией — предложив Ему светильник и поставив на лоб знак тилака. Таким образом Она по-сестрински хотела защитить Кришну от всего неблагоприятного.

Праздник Дивали считается незавершенным без Бхратридуджа. Индусы, говорящие на хинди, называют его Бхаидуджем, говорящие на маратхи — Бхавбиджем, бенгальцы — Бхаипхотой, а непальцы — Бхаитикой. Но, как бы ни звучало название, суть праздника остается одинаковой — той же, что и в остальные дни Дивали. Это праздник любовного взаимообмена, подарков и добрых пожеланий.

Материальный мир по природе своей мрачен, холоден и равнодушен, тогда как духовный мир исполнен тепла, любви и света. И хотя празднование Дивали в современной традиции напрямую не связано с Богом, оно может дать нам некоторое представление об атмосфере духовного мира — в котором всегда тепло и светло, где каждый день праздник, где преданные с любовью служат Своему Господу и друг другу, где нет обид и огорчений… В Калиюгу, особенно в западном мире, люди все больше отдаляются друг от друга, становятся замкнутыми, черствыми и равнодушными. Порой даже в обществе верующих людей бывает трудно избавиться от привычной холодности в отношениях, и четвертый стих «Упадешамриты» Шри Рупы Госвами, где он описывает настроение любви, которая должна царить между душами, предающимися Господу, остается нередко для нас такой же далекой теорией, как сотворение Вселенной или внушительная продолжительность жизни Брахмы.

Однако во время празднования Дивали мы можем вновь и вновь ощутить реальный вкус возвышенных отношений между душами — дарить подарки и принимать их в ответ, делиться духовными опытом и ощущениями и слушать рассказы о деяниях Господа, и, конечно же, угощать друг друга прасадом. Отличный способ для создания здоровой общины, более того — для создания настоящей духовной семьи!

По материалам www.dayalnitay.ru

На фото: Дивали в Лондоне (снимок из архива ЦОСКР)

 

Читайте также: