«Шримад-Бхагаватам» в фокусе внимания российского востоковедения

Ядунандана дас
«Шримад-Бхагаватам» в фокусе внимания российского востоковедения

Институт востоковедения РАН в своем журнале «Ориенталистика» опубликовал исследование, посвященное знаменитому священному писанию «Бхагавата-пурана», известному больше под названием «Шримад-Бхагаватам». В редакционной статье к очередному выпуску журнала директор ИВ РАН профессор В.П. Андросов подчеркивает: «История культуры средневековой Индии представлена статьей В.В. Останина, которая посвящена „Бхагавата-пуране“ — величественной книге бхагаватизма, вишнуизм, индуизма. Это один из самых крупных памятников раннесредневековой религиозной литературы, уступающей по объему разве только эпическим сказаниям Индии. Ее русский перевод (к сожалению, с английского) составил 26 томов. Замечательно, что автор приступил к изучению первоисточников одной из самых действенных „новых“ индийских религий России и Запада — кришнаизма, или Общества Сознания Кришны (орфография издания здесь и далее сохранена, в том числе название самого произведения — Щримад-Бхагаватам — Вайшнавизм.ру). „Новая“ религия является таковой только для европейцев и нас, россиян, тогда как сама по себе насчитывает многие века непрерывной учительской преемственности».

В статье доцента кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета (Барнаул) Вадима Останина «Архитектоника „Бхагавата-пураны“» рассматривается проблема содержательной структуры «Бхагавата-пураны», наиболее репрезентативного священного текста из списка главных восемнадцати пуран (так называемых исторических хроник) классического индуизма, выявляется десятичленная, характерная для маха-пуран («великих пуран») композиция «Бхагаваты», а затем рассматривается вариативность представлений о расположении данных десяти топиков внутри самой «Бхагаваты» на примере учения последователей традиции гаудия («бенгальский вишнуизм»).

Крайние позиции таких представителей традиции, как Джива Госвами (XVI в.) и Вищванатха Чакраварти (XVII–XVIII вв.), находят свое синтетическое выражение у Прабхупады (ХХ в.), наиболее позднего представителя школы. Ученый подчеркивает важную роль Бхактиведанты Свами Прабхупады в прояснении тонких смыслов древнего писания для современного человека. Подводя итог, исследователь указывает на наличие двух главных моделей архитектоники «Бхагавата-пураны» в традиции гаудия-вайшнавов. Первая из них, предложенная в XVI в. Дживой Госвами, не усматривает соответствия между десятью темами «великой» пураны и десятью Песнями «Бхагаваты», с Третьей по Двенадцатую. Напротив, согласно ей, все десять тем «растворены» во всех Песнях «Щримад-Бхагаватам». Вторая, актуализированная Вищванатхой Чакраварти (XVII–XVIII вв.), устанавливает такое соответствие. Наконец, в герменевтическом подходе Прабхупады (XX в.) смело сочетаются традиционность и в то же время оригинальность. С одной стороны, он следует мнению корифея вайшнавской экзегетики — Вищванатхи Чакраварти, увязывавшего темы с конкретными Песнями. Но, с другой стороны, по-видимому, памятуя о мнении других толковников в лице Дживы Госвами и Баладевы Видьябхушаны, предлагает свое уникальное строго последовательное прочтение композиции «Бхагавата-пураны».

ЯДУНАНДАНА дас

Читайте также: