«Совершенный Кришна может явиться только по Своей воле»

Бхакти Вигьяна Госвами
«Совершенный Кришна может явиться только по Своей воле»

В 1542 году, почти 10 лет спустя после ухода Господа Чайтаньи, в Нрисимха-чатурдаши здесь, во Вриндаване, хотя большую часть своего бхаджана он проводил на Радха-кунде, Гопал Бхатта Госвами целый день читал «Шримад-Бхагаватам», он читал лилу о Прахладе Махарадже. Читая про эту лилу, он подумал: «Маленький мальчик Прахлада, его простая преданность была такой сильной, что Господь вышел из камня. Мое сердце хуже, чем камень. Я столько думаю о Господе, но Господь не приходит ко мне! У меня нет даже образа Господа, чтоб поклоняться Ему. У меня есть только какие-то камни, которые пришли ко мне. Они неотличны от Господа, но все равно это не то».

И перед тем, как забыться во сне, он подумал: «Лучше мне вообще умереть, нет никакого смысла в моей жизни. Да, Махапрабху назначил меня официальным преемником, но что толку в этом, если у меня нет даже мурти Господа, чтоб поклоняться?»

И словно для того, чтобы еще больше «посыпать соль» на его раны, в этот день из Дели сюда пришел богатый купец и принялся раздавать в качестве пожертвования одежды для разных Божеств. Он пришел и к Гопал Бхатте Госвами и сказал: «Свамиджи, у тебя есть Божества? Я принес шрингар, украшения разные. Бери, бери, бери».

Гопал Бхатта Госвами подумал: «Это знак от Кришны. Я ни на что не гожусь, даже на то, чтобы украшать Божества и заботиться о Них. И на это я не гожусь». Он заснул каким-то образом еле-еле. В то время он жил под деревом здесь. Он был преемником Чайтаньи Махапрабху, но у него не было ни больших дворцов, ни каких-то величественных храмов. Он жил здесь. И у него была коробка с его Шалаграмами, которую он держал на дереве.

Проснувшись, он первым делом подумал, что надо совершать абхишеку для Шалаграм. И он увидел, что крышка на коробке приподнялась. Он подумал: «Змея заползла в эту коробку». Он взял палку и стал палкой открывать крышку. Когда он скинул крышку, чтобы змея выползла, он увидел… черную змею:) Он увидел Кришну! Иногда Шримати Радхарани называла Кришну «черной змеей», когда Она шутила с Ним.

Гопал Бхатта Госвами увидел Радха-Рамана! Один из Шалаграмов, Дамодар-шила, которую он принес с озера Дамодары, превратился в Радха-Рамана! И не просто превратился — Он вырос, Он возмужал. Все Госвами Вриндавана очень быстро узнали об этой вести. Они пришли с разных концов Враджа, чтоб посмотреть на Радха-Рамана. Все в один голос заговорили, что у Него стопы как у Мадана-мохана, ну точь-в-точь как у Мадана-мохана! А его грудь точь-в-точь как у Гопинатха, а лик — точь-в-точь как у Говинды.

«Совершенный Кришна может явиться только по Своей воле»

В свое время, 5000 лет тому назад, когда Кришна ушел, Махараджа Парикшит, преемник династии Пандавов, император всей великой Бхараты, созвал разных вассальных царей, которые помогали ему в большой войне, описанной в «Махабхарате». И он сказал: «Выбирайте себе царство, которым вы будете править, я буду награждать вас».

Таков был обычай — когда царь побеждал, он должен был своим вассалам дать щедрое пожертвование. И первым, кого он вызвал, был праправнук Кришны. Он спросил у него: «Выбирай, какое царство ты хочешь». «Отгадай, какой землей я хочу править», — сказал тот. И попросил у Махараджи Парикшита Матхуру и Врадж. Это был Махараджа Ваджранатх. Кришна к тому времени ушел, и Ваджранатх слышал о своем великом прадеде только по рассказам.

И тогда же он стал устанавливать Божества. Созвал лучших ваятелей. Кто-то говорит, что это был Вишвакарма, кто-то, что это были другие ваятели. Но он сказал: «Вы должны изваять по описанию, которое сохранилось, вы должны изваять Кришну. Сначала он был в полном недоумении: «Как мне удастся восстановить Врадж?», потому что Врадж к тому времени уже зарос. И тогда Шандилья Муни, семейный жрец Ядавов и Кришны, сказал, что: «Я помогу тебе. На твое счастье осталось два живых свидетеля лил Кришны».

Это были Уттара, мать Махараджа Парикшита, и Уддхава, Его ближайший спутник и министр. И когда Махараджа Ваджранатх поручил скульпторам изваять Кришну, в качестве судей, первыми, кто получили даршан этих мурти, были Уттара и Удхава. Они пришли, чтоб посмотреть на изваяния Божеств и заговорили: «Неплохо, но что-то не то». Они посмотрели на Мадана-Мохана и сказали: «О, стопы точь-в-точь как у Каны, как у Кришны». Они посмотрели на Гопинатха и сказали: «О, у Него грудь как у Кришны».

«Совершенный Кришна может явиться только по Своей воле»

У Кришны очень широкая грудь. Если вы посмотрите на Радха-Рамана, вы увидите, что у Него узкая талия, широкая грудь, очень короткая шея и очаровательный лукавый лик. И они посмотрели на Говиндаджи и сказали: «Его лицо точь-в-точь как у Кришны». Но никто совершенное изображение Кришны не сделал. Махараджа Ваджаранатх хотел уволить этих скульпторов, найти кого-то еще, он хотел им дать новое задание. И в этот момент с неба прозвучал голос: «Даже не пытайся. Совершенный Кришна может появиться только по Своей воле». Абсолют, чтобы Он проявился полностью, должен Сам захотеть проявиться.

Иначе говоря, четыре с половиной тысячи лет все ждали прихода Радха-Рамана. Когда Радха-Раман пришел, все Госвами единодушно сказали, что у Него грудь точь-в-точь как у Гопинатха, стопы как у Мадана-мохана, лик как у Говиндаджи. И, таким образом, Абсолют совершенным образом изваял Себя Сам. И эта форма Абсолюта до сих пор находится здесь, и мы с вами настолько удачливы, что мы могли созерцать Его. Сам Кришна проявился для того, чтобы принимать любовь и поклонение Гопала Бхатты Госвами, которого Сам Чайтанья Махапрабху сделал Своим преемником.

«Что это было? — это было первое, о чем подумал Гопал Бхатта Госвами, когда Он появился. — Чайтанья исполнил Свое обещание. Он обещал вернуться, и Он пришел». Он пришел в том же самом облике. Только Чайтанья внешне выглядит как Шримати Радхарани, а внутри у Него всегда Кришна, в сердце. Сейчас же Он пришел в образе Кришны, а внутри, в сердце, у Него кто? В сердце у Него всегда Шримати Радхика.

Он понял, что это Кришна, который переживает разлуку со Шримати Радхарани и поэтому название Его не заставило себя долго ждать. Во время маха-расы (а маха-раса происходила недалеко отсюда — это танец расы, когда Кришна ушел: вначале от гопи, потом убежал даже от Шримати Радхарани) Шримати Радхарани принялась жалобно звать Его. Как Она Его звала? Раман прешта! Где же Ты, где же Ты, Раман!

«Совершенный Кришна может явиться только по Своей воле»

Самадхи Гопала Бхатты Госвами в Радха-Рамана Мандире

Гопал Бхатта Госвами понял: «Радха-Раман пришел сюда, и в сердце у Него всегда Радха». Поэтому здесь в алтаре нет Радхи. Символом Ее служит корона, находящаяся слева от Радха-Рамана. Но Сам Радха-Раман держит Радху внутри. И те, у кого есть глаза, смогут увидеть Шримати Радхарани в Нём. И с тех пор, с 1542 года, непрерывно идет поклонение Радха-Раману. Сам Гопал Бхатта Госвами зажег первый огонь и на огне приготовил первое подношение для Радха-Рамана.

Этот огонь до сих пор горит в кухне, на которой готовится подношение для Радха-Рамана. Этот огонь не прерывается, угли хранятся как святыня. Тот же самый огонь, который возжег сам Гопал Бхатта Госвами, до сих пор горит в этой кухне, на том же самом огне Ему готовят обед, и тот же самый огонь любви живет в сердцах севаков, которые Ему поклоняются. Его очень любят. Его называют Лалой.

Они обращаются с Ним как с живым. Вы видели, как они выгнали нас? Радха-Раман любит, когда Ему поют, когда Он вкушает. Он не любит, когда там «блллл», что-то на русском языке говорят, на тарабарском наречии. Он любит, когда Ему поют. Здесь по вечерам поют сладостные бхаджаны для Радха-Рамана. Гопал Бхатта Госвами был в высшей степени счастлив, когда почувствовал, что Чайтанья Махапрабху, или Радха-Раман, откликнулся на его молитву, Он снова вернулся сюда, пришел сюда.

И, в сущности, в каком-то смысле приход Радха-Рамана завершил миссию Чайтаньи Махапрабху. С тех пор как Радха-Раман пришел сюда, можно было сказать, что Врадж восстановлен: открыты все святые места, найдены все Божества, установленные Махараджем Ваджранатхой. И Сам Радха-Раман, чтобы сказать: «Всё, Вриндаван в самом полном виде здесь есть!», пришел сюда, внеся Шримати Радхарани в Свое сердце. Потом, как было уже сказано, все остальные Божества ушли отсюда, но Радха-Раман остался здесь…

Фрагмент лекции БХАКТИ ВИГЬЯНЫ ГОСВАМИ во время одной из парикрам по Вриндавану

Читайте также: