Нетривиальная юкта-вайрагья

Ядунандана дас
Нетривиальная юкта-вайрагья

Харе Кришна! Примите мои смиренные поклоны! Стоит только наступить теплым весенним денькам, как тут же начинают говорить о субботниках. Как правило, свысока, с легкой иронией и чувством непричастности. Можно, конечно, по-разному воспринимать эти «великие почины», но вот, с точки зрения юкта-вайрагьи, это идеальный диалект для общения с государством и общественностью. Смотря как, однако, посмотреть на дело. Можно думать, что это просто тривиальная кармическая деятельность. А можно пойти чуточку дальше и разглядеть в этом нишкама-карма-йогу, которая, по сути, и есть бхакти, поскольку наши мотивы направлены на служение Шриле Прабхупаде, вайшнавам и благополучие ИСККОН. Иными словами, участие в общегородских субботниках очень важное событие для любой ятры! А если посмотреть еще шире, то такие события становятся постоянной коммуникационной площадкой и доступным языком общения с другими людьми.

За такое гениальное открытие, прекрасным образом отражающее ведический взгляд на мир, Ленину можно смело поставить памятник! Правда, в ведические времена не было необходимости таскать бревна, не было грязных железобетонных городов-монстров, железок на колесах и ядовитых производств. Но позаботиться об окружающей среде и о том, как поддерживать связь с божественной природой, люди умели. В шастрах встречаем упоминания о том, как в те незапамятные эпохи считалось престижным рыть колодцы для добычи чистой воды, облагораживать берега рек, шахты и рудники и высаживать полезные деревья, плоды приносящие.

Даже если нас несколько смущает слово «субботник», можно вполне заменить его на более современное — «экологическое мероприятие», например, или что-то в этом духе! Да и почему обязательно только по субботам, можно и в другие дни недели. По сути своей, это проповедь своим примером, своим заботливым отношением к окружающей среде в духе шастр. В эти дни во многих городах России вайшнавы показывают всем пример того, как можно бескорыстно и достойным образом заботиться о чистоте парков, газонов и скверов. Эта традиция нашего социального служения продолжается уже много лет.

Почему это важно и актуально? Во-первых, благодаря такому несложному, в общем-то, служению мы поддерживаем добрые и конструктивные отношения с местной городской администрацией. Нас знают как надежных и жизнерадостных помощников, которые на практике демонстрируют свое позитивное отношение к миру. Это формирует стабильный образ вайшнавов как социально ориентированного сообщества. Во-вторых, такое служение помогает и простым местным жителям лучше понять нас и наш образ жизни. Вайшнавская культура многогранна, и она выражается, в том числе, и через облагораживание среды обитания и качества жизни. В-третьих, продолжение традиции вайшнавских субботников свидетельствует о нашей приверженности чистоте, порядку и уважению к природе, что меняет и нас самих в лучшую сторону. И, в-четвертых, это служит примером для вайшнавов из других городов страны.

Понятно, что ныне об экологии заговорили еще и как о нацпроекте, а это означает корректировку отраслей промышленности, поиск рациональных форм использования сырьевых ресурсов, решение проблем переработки и утилизации мусора, преодоление энергетического и водного кризисов и т.д. Но все это рассматривается через призму сохранения индустриальной парадигмы сознания, и потому результаты все равно не будут идеальными. Однако не все зависит только от бюджетных нацпроектов, но, далеко не в последнюю очередь, от малых форм, от добровольческого служения. И вайшнавы, опирающиеся на солидную теологическую базу, могут сыграть в решении экологических проблем значимую роль.

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас

Читайте также: