«В его присутствии я чувствовала, что Кришна и сознание Кришны — это реальность»
14 июня вайшнавы из многих стран мира поздравляли Шримати Мандакини с Днем ее явления. Придя в движение Сознания Кришны в совсем юном возрасте, она сразу привлеклась личностью Шрилы Прабхупады. Будучи искренней и любознательной девушкой, Моника (как ее тогда звали) стала постигать азы духовной науки, все больше и больше погружаясь в знание о Верховной Личности Бога. Совсем скоро она получила посвящение от Шрилы Прабхупады и приступила к служению пуджари в одном из храмов.
Мандакини пришла в ИСККОН вместе с двумя своими подругами из колледжа, которые позже получили духовные имена Джьотирмайи и Илавати. Мандакини и Джьотирмайи изучали этнологию в Сорбоннском университете. Их интересовал вопрос концепции Бога в различных цивилизациях и культурах, и в ней они пытались найти смысл жизни. Разочарованные материальной жизнью, они мечтали о духовном учителе и были готовы к чему угодно.
…Мы повстречали преданных, и они показались нам чистыми ангелами, и сильное впечатление на нас произвела махамантра. Преданные сказали нам: «Наш духовный учитель сейчас в Лондоне. Почему бы вам не встретиться с ним?» Илавати работала, поэтому не смогла пойти, но Джьотирмайи и мне, каким-то образом, удалось добраться до Бэри Плэйс.
Храм показался нам очень могущественным духовным местом. Он был красиво отстроен и излучал мистическую атмосферу. Мы были воспитанными девушками, поэтому, когда во время киртана все преданные сделали поклон, мы сделали тоже самое. Я немного приподняла свою голову и увидела рядом с собой две золотые стопы. Я посмотрела вверх, и оказалось, что это был сам Шрила Прабхупада. В тот момент я почувствовала внутренне что-то необычное и удивительное.
Прабхупада прошел, сел на вьясасану и повел красивый медитативный киртан. Когда я впервые поймала его взгляд, из моих глаз покатились слезы, хотя я не понимала, почему это происходит. Это не были слезами печали или мирской радости. У меня было отчетливое ощущение, что эта личность знает меня лучше, чем я знаю себя сама, что он может заглянуть внутрь меня и увидеть мою истинную сущность. Я ощутила чувство вечности, выходящее за пределы моего тела, и почувствовала, что Прабхупада и я очень давно знаем друг друга. Меня поразили его сила и чистота. Смиренный и очень милостивый, он в то же время казался императором Вселенной.
Я стала любить преданных все больше и больше. Но поскольку я была заражена философией книг майявади, у меня были большие проблемы с принятием философии. Даже когда Прабхупада ответил нам на каждые наши сомнения и вопросы (даже когда мы не задавали их напрямую) очень ясным, убедительным, логичным и мистическим образом, каждый день мы с Джьотирмайи спрашивали друг друга: «Как ты думаешь, неужели Шрила Прабхупада действительно наш истинный духовный учитель?» И затем мы всегда отвечали себе: «Надо еще немного подождать, чтобы узнать наверняка».
Однажды, после воскресной лекции, один индийский гость сказал: «У Бога нет формы! Кришна не есть Бог!» Прабхупада побагровел от гнева и принялся кричать на него: «Ты — негодяй!» Мы с Джьотирмайи подумали: «Духовному учителю не следовало бы гневаться». Я была подавлена и подумала: «Это не мой духовный учитель. Он не умеет контролировать свой гнев. Нам лучше уйти. Мы не можем начать следовать за ним просто из-за своих сильных чувств к нему. Я не могу встать на ложный путь. Я ищу истину».
Мы уже готовы были уйти, как кто-то сказал нам: «Шрила Прабхупада хочет увидеться с вами». Мы прошли в его комнату, и он спросил меня: «Ты умеешь печатать?» В то время, я не умела этого делать. Прабхупада хотел вовлечь нас в служение, и он полностью похитил мое сердце просто своим присутствием и исходящими от него любовью и заботой.
Я осталась, и наша удивительная Ямуна рассказала мне об основах жизни в преданном служении очень творчески, личностно и с энтузиазмом. В храме царило чистое счастье! Мы находились среди удивительных, ярких, творческих преданных. Мы никогда не скучали, служение было для нас наслаждением, оно никогда не было в тягость. Мы спали совсем немного, и каждая минута была приключением как внутри нас, так и снаружи.
Тривикрама Свами, тогда еще брахмачари, взял нас с собой на санкиртану на Площадь Пикадилли и на Сохо-стрит. Нам он казался старшим братом. Минута за минутой моя любовь к Шриле Прабхупаде росла, и моя связь с ним становилась все крепче. Я чувствовала, что каждая секунда должна быть посвящена служению Божествам и Им на радость. Они стали центром нашей жизни, и мы также ощущали себя под Их защитой.
Помню, мы ходили на харинаму три раза в день — утром, после обеда и вечером до ночи — на Пикадилли. Вернувшись в храм, мы принимали немного прасада, проводили арати, читали «Бхагавад-гиту» или другую книгу. Мы были полностью погружены в служение. Харинама была нашей настоящей медитацией. Мы медитировали на слушание и пение Святого имени, пытаясь не отвлекаться на крики толпы и витрины магазинов. Мы были настолько погружены, что каждый ощущал блаженство и радость. Когда мы только присоединились и Прабхупада увидел, как мы танцуем в своих нейлоновых ярко-розовых и голубых сари, он был очень доволен. Он сказал: «Эти юные девушки — словно цветы, раскачивающиеся на ветру».
Прошла неделя, и Прабхупада собрался лететь в Америку. Он еще не улетел, а я уже чувствовала сильную разлуку с ним. В его присутствии я чувствовала, что Кришна и сознание Кришны — это реальность, и я осознавала факт, что я не [материальное] тело. Прабхупада распахнул наши сердца. И он открыл окно в духовный мир. В аэропорту все плакали, и когда он ушел в своей аристократической манере, я была уверена, что он и есть мой духовный учитель.
То сильное чувство разлуки пришло снова чуть позже. Он собирался уезжать, прожив месяц в Бхактиведанта Мэноре. Я ощущала чувство сильной утраты. Казалось, я не смогу жить без его физического присутствия. Он вел нас прямо в духовный мир, убеждая нас все сильнее. Жизнь без него казалась невыносимой. Казалось, что невозможно продолжать держаться дальше без его физического присутствия. Но через какое-то время я вернулась к своему служению и поняла, что, выполняя его, я всегда буду рядом с ним. Позже, по милости Кришны, я была способна вынести его физическое отсутствие, и чувствовать его присутствие, выполняя преданное служение.
Мы всегда отсылали Шриле Прабхупаде маленькие подарки, например, луглу, или шарфики, которые мы делали для его Божеств. Он всегда принимал и отвечал взаимностью на наши усилия, и от этого любовь между Шрилой Прабхупадой и нами становилась сильнее. Это было соревнование любви, и так как мы привязывались к нему все больше и больше, мы все больше привязывались и к лотосным стопам Кришны.
Однажды Прабхупада зашел в храм, и на нём был связанный мною шарфик, который я подарила ему накануне. Шарфик был слишком маленьким и смотрелся на нем очень забавно, но он принял это мое простое, несовершенное любовное подношение. Прабхупада всегда знал, как усилить любовный обмен между нами, как укрепить нашу духовную связь и любовную привязанность.
Ваш слуга ЯДУБАРА дас, «По стопам Шрилы Прабхупады» (глава 1: «Ноябрь 1965 г. — июль 1970 г.)
Пер. ГИТАМРИТЫ даси (г. Красноярск)
Источник