Вриндаван Прабху: «Я постоянно повторял мантру, потому что без повторения Харе Кришна испытывал какой-то дисбаланс и весь день шел кувырком»

Виджитатма дас
Вриндаван Прабху: «Я постоянно повторял мантру, потому что без повторения Харе Кришна испытывал какой-то дисбаланс и весь день шел кувырком»

Вриндаван Прабху: «Я постоянно повторял мантру, потому что без повторения Харе Кришна испытывал какой-то дисбаланс и весь день шел кувырком»Одному из первых последователей Сознания Кришны в нашей стране исполнилось 70 лет. Предлагаем фрагмент из книги Владимира Пискарева (Виджитатмы даса) «Движение сознания Кришны в СССР. Очерки истории 1971 — 1989».

…Первым из тех, кого проповедь Ананта-Шанти заинтересовала всерьез, стал московский студент Владимир Кустря, впервые узнавший о философии сознания Кришны в 1974 году.

Владимир Алексеевич Кустря (впоследствии известный как Вриндаван дас) родился 4 октября 1948 года, в селе Новокрестьяновка Ставропольского края, а в начале 1970-х годов переехал в Москву, где учился на технолога пищевой отрасли промышленности. Молодой человек уже тогда находился в духовном поиске и интересовался йогой и религией. Впервые о достоинствах индийской философии он услышал от брата и всячески хотел узнать об этом подробнее. Владимир, где только было возможно, доставал книги на эту тему и искал тех, кто мог бы рассказать о ней подробнее.

Одновременно с этим он интересовался и христианством, посещая баптистский молельный дом в Маловузовском переулке и православный храм близ нынешней станции метро «Бульвар Рокоссовского». «Мне нравилась сама атмосфера, — вспоминает он. — Там можно было отдохнуть, люди попадались интересные. Идея Бога меня привлекала, но в христианстве я не нашел особо глубоких знаний. Индийская же философия, насколько я знал, обширна и довольно глубоко изучает данный вопрос… Приехав в Москву, я стал ходить в церковь и в разные собрания: и к пятидесятникам, и к православным. Но там не было ничего, что представляло бы для меня интерес, поскольку обсуждения шли только на уровне Библии. Библию я немного знал, читал, и мы часто дискутировали с молодежью. На Маловузовском было особенно много молодежи — у православных собиралось поколение постарше».

В один из таких визитов к баптистам, после окончания проповеди Владимир увидел человека, возле которого собралась небольшая толпа. Человек рассказывал собравшимся об индийской философии, подкрепляя свою речь цитатами из «Бхагавад-гиты», которую держал в руках. «Бхагавад-гита» была на английском, но незнакомец читал ее свободно и уверенно. Владимира в тот момент, по его собственным воспоминаниям, поразило все: и сама внешность проповедника, и то, насколько резко он выделялся из общей массы. «Его вид, неординарность — все это отличало его от верующих, баптистов. От него словно исходило сияние. У него была большая борода. Он произвел на меня впечатление, и я сразу же подошел… Он проповедовал молодежи и говорил о философии „Бхагавад-гиты“. Он был ярчайшим проповедником… Все это: его вид, его знания — сразу же привлекли меня».

Вриндаван Прабху: «Я постоянно повторял мантру, потому что без повторения Харе Кришна испытывал какой-то дисбаланс и весь день шел кувырком»

Незнакомца звали Анатолием. Только через несколько месяцев Анатолий по секрету рассказал Владимиру, что является инициированным учеником Шрилы Прабхупады и имеет духовное имя — Ананта-Шанти Дас.

Ананта-Шанти посещал всевозможные собрания, где встречались люди, находившихся в духовном поиске. Путем личных бесед и знакомств он выявлял тех, для кого могла представлять интерес философия бхакти, и рассказывал таким людям об учении «Бхагавад-гиты» и маха-мантре. Маха-мантра сразу же привлекла Владимира. «Я услышал о маха-мантре, — говорит он, — а, так как я читал христианские молитвы, то решил попробовать и ее. Я читал, что молитва должна исходить из сердца, давать эффект очищения и прочее. И я решил попробовать повторять маха-мантру на четках. При второй или третьей встрече я попросил у него [т.е. Ананта-Шанти — П.В.] четки. Он дал их мне и показал, как правильно повторять „Харе Кришна“. И я стал постепенно заниматься этим…».

Повторение маха-мантры быстро принесло плоды, и Владимир решил заняться этим по всем правилам, соблюдая необходимый минимум, рекомендованный Шрилой Прабхупадой — шестнадцать «кругов» на четках. «Я постоянно повторял мантру, потому что без повторения Харе Кришна испытывал какой-то дисбаланс и весь день шел кувырком, чувствовалось большое неудовлетворение. Поэтому я старался — даже если опаздывал на занятия… Хотя бы восемь кругов. Но через несколько дней я, хоть и не совсем совершенно, начал постоянно повторять шестнадцать кругов. Бывали случаи, когда повторить удавалось только восемь, десять или двенадцать. Но вообще, это была основа основ — постоянное повторение шестнадцати кругов мантры. Я сразу почувствовал разницу между повторением мантры и христианской молитвой — по крайней мере, для меня».

Прямо напротив баптистского молельного дома в Маловузовском переулке, в подвале двухэтажного здания, располагалась так называемая «лаборатория биоэлектроники», где также занимались поиском истины, но, в отличие от верующих, искали ее не в религии, а в науке и в изучении скрытых возможностей человеческого тела.

История этой лаборатории уходит корнями в 1965 год, когда при Московском отделении Научно-технического общества радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова была организована секция бионинформации во главе с профессором И.М. Коганом [11.2.1921 — 30.09.2007]. Она имела статус общественной лаборатории и многие годы являлась центром изучения парапсихологических феноменов. В руководство лаборатории в разные годы входили видные советские ученые — такие как А.Г. Спиркин, Л.В. Венчунас, Н.Н. Сочеванов и др. В 1975 году данная лаборатория вошла в состав специальной секции биоэлектроники. Деятельность последней касалась исследования физических полей, существующих вокруг живых организмов, и их воздействия на другие организмы. А поскольку исследование биополей с неизвестной физической природой не могло обойтись без обследования экстрасенсов, то в круг интересов этого творческого объединения входило изучение классических феноменов телепатии и телекинеза. Исследования велись под руководством Льва Владимировича Венчунаса — известного советского изобретателя и ученого. Нередко бывал здесь и знаменитый А.Г. Спиркин, который возглавлял эту лабораторию впоследствии — с 1979 по 1984 г.

Александр Георгиевич Спиркин [р. 24.01.1919] был вице-президентом Философского общества СССР, заместителем главного редактора «Философской энциклопедии» и автором многих трудов по проблемам сознания, гносеологии и диалектики. Он исследовал такие вопросы как паранормальные состояния сознания и подсознания, особенности религиозного сознания и опыта, явление чуда, феномен ясновидения и других экстрасенсорных явлений и т.п. Накопленный опыт впоследствии позволил ему выступить с критикой основы основ марксистской философии — положения о первичности материи и вторичности сознания, и ввести в область науки понятия о Боге и судьбе.

В лаборатории биоэлектроники собирались люди с экстрасенсорными способностями. Ананта-Шанти тоже стал бывать там, а вскоре пригласил с собой и Владимира. Он предложил ученым из лаборатории провести исследование по влиянию на человека маха-мантры Харе Кришна. Те согласились, и была создана небольшая экспериментальная группа. Вриндаван Дас вспоминает: «Люди из этой лаборатории задавали довольно глубокие вопросы и подходили ко всему на научной основе. И он [Ананта-Шанти] рассказал им про мантру… На первых порах люди ее повторяли, и даже вместе пытались. И фиксировали, какой эффект производит повторение. Они отнеслись к этому положительно. Лаборатория располагалась в подвале, там же, в Маловузовском переулке, только на другой стороне улицы, почти напротив от дома баптистов».

Проповедовал Ананта-Шанти и в других обществах, принимая приглашения от интересующихся и, в свою очередь, приглашая людей к себе. Чаще всего подобные знакомства не продолжались долго. Кого-то больше привлекало христианство, кого-то пугала перспектива попасть в немилость у властей (которые уже тогда начинали проявлять интерес к Ананта-Шанти). Но постепенно вокруг вайшнава собрался небольшой круг постоянных слушателей — по большей части людей интеллигентных, с высшим образованием…

Ваш слуга ВИДЖИТАТМА дас

Фото из архива ЦОСКР

Читайте также: