Высшая Aбсолютная Истина — это Верховная Личность Бога

А.Ч. Бхактиведанта Свами
Высшая Aбсолютная Истина — это Верховная Личность Бога

маттах паратарам наньят

кинчид асти дхананджайя

майи сарвам идам протам

сутре мани-гана ива

маттах — Меня; пара-тарам — превышающее; на — не; аньят кинчит — что-либо другое; асти — существует; дхананджайя — о завоеватель богатств; майи — во Мне; сарвам — всё сущее; идам — это (всё, что мы видим вокруг); протам — нанизанное; сутре — на нить; мани-ганах — жемчужины; ива — как.

О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

Комментaрий [Бхактиведанты]: Испокон веков ученые спорят о том, является Aбсолютная Истина личностью или нет. В «Бхагавад-гите» неоднократно говорится о том, что Aбсолютная Истина — это Верховная Личность Бога, Шри Кришна. В частности, этот стих доказывает, что Aбсолютная Истина является личностью. Подтверждение тому, что Личность Бога — это Высшая Aбсолютная Истина, мы находим и в «Брахма-самхите»:

ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах — Высшая Aбсолютная Истина, Личность Бога, — это Кришна, предвечный Господь, неиссякаемый источник радости, Говинда, тело которого вечно, исполнено знания и блаженства.

Эти авторитетные писания не оставляют сомнений в том, что Aбсолютная Истина — это Верховная Личность, причина всех причин. Однако имперсоналисты пытаются оспорить это, ссылаясь на Веды, в частности на следующий стих из «Шветашватара-упанишад» (3.10):

тато йад уттаратарам тад арупам анамайам / йа этад видур амритас те бхаванти атхетаре духкхам эвапийанти — В материальном мире Брахма, первое существо во Вселенной, считается величайшим среди полубогов, людей и животных. Но выше Брахмы находится трансцендентное начало, не имеющее материальной формы и не оскверненное материей. Тот, кто постиг его, также достигает трансцендентного уровня, те же, кто не знает его, терпят страдания в материальном мире.

Имперсоналисты придают особое значение употребленному здесь слову арупам. Однако это слово вовсе не означает «безличное бытие». Оно указывает на духовное тело, которое вечно, исполнено знания и блаженства, как говорилось в приведенном выше стихе из «Брахма-самхиты». Это также подтверждается в других стихах из «Шветашватара-упанишад» (3.8 — 9):

ведахам этам пурушам махантам

адитья-варнам тамасах парастат

там эва видитвати мритьюм эти

нанйях пантха видйяте ’йанайя

 йасмат парам напарам асти кинчид

йасман нанийо но джьяйо ’сти кинчит

врикша ива стабдхо диви тиштхати экас

тенедам пурнам пурушена сарвам

Я знаю, что существует Бог — Верховная Личность, которая стоит выше всех материальных представлений, порожденных тьмой. Только тот, кто постиг Его, сможет вырваться из круговорота рождения и смерти. Нет иного пути к освобождению.

Нет такой истины, которая была бы выше Верховной Личности, ибо Господь превыше всего. Он меньше мельчайшего и больше величайшего. Он стоит неподвижно, словно дерево, озаряя духовное небо, и подобно тому, как дерево во все стороны простирает свои корни, так и Господь пронизывает все сущее Своей беспредельной энергией.

Из этих стихов явствует, что Высшая Aбсолютная Истина — это Верховная Личность Бога, которая пронизывает все сущее Своей многообразной энергией, материальной и духовной.

А.Ч. БХАКТИВЕДАНТА СВАМИ ПРАБХУПАДА

«Бхагавад-гита как она есть» (гл. 7, шлока 7)

Читайте также: