Заветный знак Шьямананды Прабху

Ядунандана дас
Заветный знак Шьямананды Прабху

В наши дни ежедневно на улицы каждого города и почти каждой деревни выходят десятки тысяч вайшнавов, давая людям знание о Верховной Личности Бога в виде книг Прабхупады. Но самых первых санкиртанщиков, стоявших у истоков массовой проповеди, было всего трое. Явление одного из легендарных книгонош тех времен мы отмечаем в эти дни.

Шьямананда Прабху родился в Ориссе через год после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху (есть, однако, версия, что он родился позже, в 1556 году).

Мало кто знает, что Шьяманандой этот выдающийся вайшнав был не всегда. Дело в том, что его родители, выходцы из соседней Бенгалии были так опечалены безвременной кончиной своих детей, что назвали очередного своего ребенка Духкхи-Кришнадасом («духкхи» означает «печаль», «горе»). Они, возможно, даже и представить себе не могли, какая возвышенная личность явилась тогда в этот мир! О том, как Духкхи-Кришнадас стал Шьяманандой, вы узнаете чуть позже…

Заветный знак Шьямананды Прабху

Еще юношей Дукхи-Кришнадас, испросив дозволенья родителей, отправился в Амбика Калну, что в Бенгалии, и принял там посвящение у Хридая-Чайтаньи, который был спутником Господа Чайтаньи. Какое-то время он обучался духовной науке у своего учителя, пока тот не попросил ученика отправиться во Вриндаван и изучать там бхактишастры под руководством уже Дживы Госвами.

Прибыв в священный Вриндаван, Шьямананда присоединился к Шринивасу и Нароттаму, а те приняли его как своего младшего брата. Все эти трое вайшнавов позже прославились как наиболее блистательные ученики Дживы Госвами.

После обучения Шьямананда вместе с Шринивасом и Нароттамом покинули Вриндаван, чтобы, по настоянию Дживы Госвами, проповедовать славу Господа Чайтаньи и распространять богословские труды Госвами Вриндавана в Бенгалии и Ориссе. Шринивас и Нароттам пошли в Бенгалию, а Шьямананда — в Ориссу, где обратил в гаудия-вайшнавизм всю эту провинцию. Наиболее знаменитым учеником и близким другом Шьямананды был Расикананда Прабху, помогавший своему учителю распространять движение санкиртаны по всей Ориссе.

Так они стали основоположниками первой странствующей проповеднической группы распространителей священных и богословских книг. В Бенгалию и Ориссу из Враджа двинулась повозка, груженная рукописными трудами Госвами Вриндавана. На своем пути пионеры новой, теперь книжной, санкиртаны пережили немало трансцендентных приключений, явив миру свои выдающиеся духовные качества, безупречное знание священных писаний и важность послания Господа Чайтаньи людям века Кали.

Заветный знак Шьямананды Прабху

Историки отмечают интересный случай из жизни Шьямананды. Однажды в Ориссе Шьямананда вместе со своими учениками совершал уличную харинаму. Некий военный великомогольский чиновник Патхан, больше известный по прозвищу Шер Хан, увидал счастливых бхакт, которые… прилюдно пели святые имена Господа! Он ворвался в гущу вайшнавов и принялся угрожать тем суровой карой, если те еще раз посмеют публично запеть.

Ничуть не испугавшись угроз, Шьямананда и его ученики назавтра вновь вышли на харинаму. Тут как тут появился и разгневанный Шер Хан с солдатами. Они разбили глиняные барабаны-мриданги и выбросили караталы. Внезапно Шьямананда принялся выкрикивать очень высоким и загадочным голосом имена Радхи и Кришны. Неожиданно у нападавших и у самого Шер Хана… вспыхнули бороды и усы! Пораженные столь резким поворотом событий Шер Хан и его вояки бросились прочь.

Той же ночью Шер Хану приснился ужасный сон. Ему явился Аллах и отвесил затрещину, заметив, что имя и образ Кришны — суть Он Сам. Аллах также сообщил Шер Хану, что в Своем наиболее сокровенной образе Он явился на Земле как Господь Чайтанья.

Уже на следующий день Шер Хан поспешил туда, где собрались снова петь Шьямананда и его ученики. Он припал к стопам Шьямананды и, моля о прощении, попросил дать ему посвящение в воспевание Святого имени. Так Шер Хан стал одним из самых главных учеников Шьямананды, получив имя Чайтаньи-даса. Этот случай стал свидетельством необычайного духовного могущества Шьямананды…

Вернемся, однако, на минуточку к посвящению, которое Хридая-Чайтанья дал своему ученику. На самом деле он дал ему имя Кришнадас, убрав из родительского имени «горе и печаль». Имя же Шьямананда связано со следующей историей.

Заветный знак Шьямананды Прабху

Еще живя во Вриндаване под началом Дживы Госвами, Кришнадас всегда до наступления рассвета подметал Севакундж. Как-то он нашел удивительно красивый золотой ножной браслет. Когда за ним пришла сама Лалита-сакхи и сказала, что браслет принадлежит Шримати Радхарани, Кришнадас тотчас ответил, что вернет вещь ее владелице только лично.

Тогда, завязав Кришнадасу глаза, гопи привела его к Шримати Радхике. Та позволила ему надеть браслет Ей на ногу. Но прежде Шримати Радхика приложила браслет ко лбу Кришнадаса, оставив отпечаток нового знака тилаки, отличающего всех последователей Шьямананды.

Радуясь трансцендентному счастью Кришнадаса, Шри Джива Госвами и дал ему имя Шьямананда («тот, кто приносит радость Шримати Радхарани»). Ведь в духовном мире Шьямананда Прабху — это манджари Канака, одна из близких служанок Шримати Радхарани!

Через некоторое время после своего ухода Хридая-Чайтанья явился Шьямананде во сне и воззвал его на широкую проповедь. С помощью своего лучшего ученика Расикананды Шьямананда с успехом распространял науку поклонения и служения Гаура-Нитьянанде по всей Ориссе. И по сей день в пушпасамадхи, то есть в цветочной усыпальнице, Шьямананды Прабху, расположенном на противоположной стороне улицы, ведущей от храма Радха-Шьямасундары до храма Радха-Дамодары во Вриндаване, круглые сутки звучит киртан.

Шьямананда принял участие в праздновании первой Гаура-пурнимы. Знаменитая Гаура-пурнима состоялась около 1580-го года в бенгальской деревне Кхетури Шьямананда Пандит прибыл туда со своими учениками из Ориссы, а среди них был и Расикананда, известный также под именем Расика Мурари. Там Шьямананда удостоился также и особой милости Джахнави Деви.

Произошло это так. Накануне Нароттам гостил в доме брахмана Випрадаса, жившего в деревне Гопалпур. В разговоре Випрадас посетовал, что опасается некоей ядовитой змеи, которая поселилась у него в сарае, где он хранил свой рис. Нароттам улыбнулся и бесстрашно направился в сарай. Вскоре он вернулся, держа в руках… прекрасные мурти, изображающие Махапрабху и Его супругу Вишнуприю! А змея? Та просто исчезла! Нароттам принес эти чудесным образом явившиеся Божества в Кхетури, где Они и были установлены с пышностью и великолепием. Церемонию абхишеки возглавил тогда сам Шринивасачарья. Искусные чтецы и киртании прославляли Кришну в строго вайшнавских традициях. Ни на мгновение не прерывались сложные в исполнении классические танцы и различные драматические представления. Весь Кхетури гремел звучанием святого имени Господа Кришны. После церемонии установления Брахмотсавы Божеств Шри-Шри Чайтанья-Вишнуприя, все блюда и фрукты, а также цветочные гирлянды были предложены сначала Джахнави, которая, в свою очередь, раздала их Шринивасу, Нароттаму, Шьямананде и Сантошу Дате.

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас (по материалам старших вайшнавов ИСККОН)

Читайте также: