Заявление Министерства ИСККОН по делам вайшнави в связи с наделением вайшнави полномочиями дикша-гуру

Радха даси
Заявление Министерства ИСККОН по делам вайшнави в связи с наделением вайшнави полномочиями дикша-гуру

Комиссия Руководящего Совета ИСККОН (GBC) недавно завершила детальное рассмотрение вопроса о вайшнавских дикша-гуру, длившееся с 2003 года. Министерство по делам вайшнави приветствует новую резолюцию, в которой поддерживаются важные духовные принципы и традиция гаудия-вайшнавов, и в то же время учитываются особенности местных сообществ, различия культурных стандартов. Резолюция позволяет вайшнави инициировать учеников, дозволяя в тоже самое время региональным лидерам воздерживаться от рекомендаций преданным для получения дикши у таких гуру.

Вопрос о том, следует ли разрешить вайшнави инициировать учеников, давно разделил нашу сообщество. Несмотря на годы споров, ни сторонники, ни противники идеи наделить вайшнави полномочиями дикша-гуру не проявляли особой склонности отступить от своих взглядов. Некоторые опасаются, что этот вопрос может навсегда разделить ИСККОН, поскольку каждая сторона считает, что данный вопрос восходит к духовным основам нашей веры. Тем не менее, принцип единства в разнообразии позволяет нам достичь компромисса даже на уровне глубинной поддержки духовным убеждениям.

Принимая политику, позволяющую инициировать вайшнавов, Джи-би-си полагался на традицию гаудия-вайшнавов, которая включает в себя множество примеров вайшнавских дикша-гуру, в том числе пример Джахнавы Тхакурани и Гангаматы Госвамини [1]. Джи-би-си также придал веса собственным заявлениям Шрилы Прабхупады, включая письмо 1969 года, в котором он сказал:

«Я хочу, чтобы все мои духовные сыновья и дочери унаследовали этот титул Бхактиведанты, чтобы семейный трансцендентальный диплом передавался на протяжении поколений. Тем, кто обладает титулом Бхактиведанты, будет разрешено инициировать учеников. Возможно, к 1975 году всем мои ученикам будет разрешено инициировать и увеличивать число поколений». (Письмо Хамсадуте от 3 января 1969 г.).

Несмотря на то, что традиция, и наставления нашего основателя позволяют вайшнавам инициировать, Джи-би-си принял во внимание возражения противников этой практики. Резолюция позволяет региональным органам управления ИСККОН «отказаться» от разрешения вайшнави выдвигать кандидатов в своих областях.

Противники вайшнавских дикша-гуру осудили эту резолюцию, выступая за ее отмену. Оппозиция резолюции подчеркивает глубокую культурную пропасть между преданными из разных уголков мира. Например, лидеры ИСККОН в Индии давно навязывают гендерные различия, основываясь на их понимании соответствующих гендерных ролей. В то время как Шрила Прабхупада назначал учениц-женщин на роль пуджари и даже позволял им совершать пуджи в Индии и других местах и обучать мужчин-преданных поклонению Божествам, индийские лидеры ИСККОН в значительной степени запретили вайшнавам выступать в качестве пуджари в Индии.

Решая проблему гуру-вайшнавов, Джи-би-си применяет принцип единства в разнообразии. Их решение признает необходимость различных стандартов в зависимости от времени, места и обстоятельств. Резолюция Джи-би-си, касающаяся гуру-вайшнавов, учитывает культурные различия, как и Шрила Прабхупада. Шрила Прабхупада писал:

«Чтобы распространять традицию сознания Кришны, нужно изучить возможность отречения с точки зрения страны, времени и кандидата. Кандидата на сознание Кришны в западных странах следует учить отказу от материалитического существования, но кандидатов из такой страны, как Индия, можно научить по-другому. Учитель (ачарья) должен учитывать время, кандидата и страну. Он должен избегать принципа ниямаграхи, то есть он не должен пытаться совершить невозможное. То, что возможно в одной стране, может быть невозможным в другой. Долг ачарьи состоит в том, чтобы принять суть преданного служения. Здесь и там могут быть небольшие изменения в том, что касается юкта-вайрагьи (правильного отречения). Шри Чайтанья Махапрабху запрещает сухое отречение, и мы также узнали об этом от нашего духовного учителя, Его Божественной Милости Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Госвами Махараджи. Во внимание должна приниматься суть преданного служения, а не внешние атрибуты… Вайшнав немедленно очищается, если он следует правилам и предписаниям своего добросовестного духовного учителя. Нет необходимости в том, чтобы правила и нормы, которым следуют в Индии, были точно такими же, как в Европе, Америке и других западных странах. Простое подражание без эффекта называется ниямаграхой». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 23.105, комм.).

ИСККОН — это международная организация, сталкивающаяся с культурными различиями в разных регионах мира. Если мы хотим стать эффективным, единым сообществом, мы должны учитывать культурные различия. Было бы трагично, если бы ИСККОН превратился в этническую индийскую религию в западных странах. И, хотя нет философского запрета на то, чтобы вайшнавы давали инициацию, некоторые общины могут быть не готовы принять эту практику.

В конечном счете, однако, Джи-би-си принял как традицию Гаудия-вайшнавов, так и явно выраженные желания Шрилы Прабхупады в одобрении вайшнавских дикша-гуру. Те, кто настаивает на том, чтобы их культурные ценности были навязаны всему обществу ИСККОН, должны пересмотреть свое мнение в свете истории Гаудия-вайшнава и желания Шрилы Прабхупады. Поэтому Министерство по делам вайшнави решительно поддерживает решение Джи-би-си и призывает Джи-би-си отклонить любые призывы к отмене или минимизации резолюции по вопросу наделения вайшнави полномочиями дикша-гуру.

Ваша слуга РАДХА даси

Источник https://iskconnews.org/iskcon-international-vaishnavi-ministrys-statement-on-vaishnavi-dikhsa-gurus,7202/

[1] Гангамата Госвамини даровала дикшу царю Пури. Две дочери Шривасы Ачарьи также дали дикшу. Кроме того, другие вайшнавские группы, такие, как Шри Харидас Нивас, включают в себя множество вайшнавов в своей линии парампара дикша-гуру. Действия других групп не являются диспозитивными, но показывают, что вайшнавы дали дикшу в нашей традиции.

ISKCON International Vaishnavi Ministry’s Statement on Vaishnavi Dikhsa Gurus

By: Radha Dasi for ISKCON News on Dec. 20, 2019

ISKCON’s Governing Body Commission (GBC) recently ended a lengthy, detailed consideration of the Vaishnavi diksa guru question that has been under consideration since 2003. The Vaishnavi Ministry welcomes the new resolution, which upholds important spiritual principles and Gaudiya Vaishnava tradition while accommodating concerns about local communities having different cultural standards. The resolution permits Vaishnavis to initiate disciples while allowing regional leaders to refrain from recommending devotees to such gurus.

The question of whether Vaishnavis should be allowed to initiate disciples has long divided our community. Despite years of debate, neither supporters nor opponents of Vaishnavi diksa gurus have shown much inclination to change their views. Some have feared that this issue might permanently divide ISKCON as each side believes the question goes to the spiritual foundations of our faith. However, the principle of unity in diversity allows us to reach compromise even on deeply help spiritual beliefs.

In adopting a policy that allows for Vaishnavis to initiate, the GBC relied on Gaudiya Vaishnava tradition, which includes multiple examples of Vaishnavi diksa gurus, including Jahnava Thakurani and Gangamata Goswamini. [1] The GBC also gave weight to Srila Prabhupada’s own statements, including a 1969 letter in which he said:

«I want that all of my spiritual sons and daughters will inherit this title of Bhaktivedanta, so that the family transcendental diploma will continue through the generations. Those possessing the title of Bhaktivedanta will be allowed to initiate disciples. Maybe by 1975, all of my disciples will be allowed to initiate and increase the numbers of the generations.» (Letter to Hamsaduta on January 3, 1969).

In spite of accepting that both tradition and our founder’s instruction allow Vaishnavis to initiate, the GBC took into account the objections of opponents of the practice. The resolution allows regional ISKCON bodies to «opt out» of permitting Vaishnavis to initiate candidates in their areas.

Opponents of Vaishnavi diksa gurus have condemned this resolution, advocating for its repeal. Opposition to the resolution highlights a deep cultural divide between devotees from different parts of the world. ISKCON leaders in India, for example, have long imposed gender differences based on their understanding of appropriate gender roles. While Srila Prabhupada appointed female disciples as pujaris, going so far as to have them perform pujas in India and elsewhere and train male devotees in deity worship, ISKCON’s Indian leaders have largely prohibited Vaishnavis from acting as pujaris in India.

In addressing the Vaishnavi guru issue, the GBC has applied the principle of unity in diversity. Their resolution recognizes the need for different standards according to time, place and circumstance. The GBC resolution on Vaishnavi gurus accommodates cultural differences just as Srila Prabhupada did. Srila Prabhupada wrote:

«To broadcast the cult of Kṛṣṇa consciousness, one has to learn the possibility of renunciation in terms of country, time and candidate. A candidate for Kṛṣṇa consciousness in the Western countries should be taught about the renunciation of material existence, but one would teach candidates from a country like India in a different way. The teacher (ācārya) has to consider time, candidate and country. He must avoid the principle of niyamāgraha —that is, he should not try to perform the impossible. What is possible in one country may not be possible in another. The ācārya’s duty is to accept the essence of devotional service. There may be a little change here and there as far as yukta-vairāgya (proper renunciation) is concerned. Dry renunciation is forbidden by Śrī Caitanya Mahāprabhu, and we have also learned this from our spiritual master, His Divine Grace Bhaktisiddhānta Sarasvatī Ṭhākura Gosvāmī Mahārāja. The essence of devotional service must be taken into consideration, and not the outward paraphernalia….A Vaiṣṇava is immediately purified, provided he follows the rules and regulations of his bona fide spiritual master. It is not necessary that the rules and regulations followed in India be exactly the same as those in Europe, America and other Western countries. Simply imitating without effect is called niyamāgraha.» (Chaitanya Caritamrita Madhya Lila 23.105 purport).

ISKCON is an international organization facing cultural variations in different regions of the world. If we are going to be an effective, unified society we have to be sensitive to cultural variations. It would be tragic if ISKCON is reduced to an ethnic Indian religion in western countries. And, while there is no philosophical bar to having Vaishnavis give initiation, some communities may not be ready to accommodate this practice.

Ultimately, however, the GBC has accepted both Gaudiya Vaishnava tradition and Srila Prabhupada’s explicitly expressed desires in endorsing Vaishnavi diksa gurus. Those who insist that their cultural values be imposed upon the entire ISKCON society should reconsider in light of Gaudiya Vaishnava history and Srila Prabhupada’s desire. Therefore, the VM strongly supports the GBC decision and calls upon the GBC to reject any calls for the resolution on Vaishnavi diksa gurus to be rescinded or minimized.

[1] Gangamata Goswamini gave diksa to the King of Puri. The two daughters of Srivas Acharya also gave diksa. Moreover, other Vaishnava groups, such as Sri Haridas Niwas, include many Vaishnavis in their parampara line of diksa gurus. The actions of other groups are not dispositive, but do reveal that Vaishnavis have given diksa in our tradition.

Читайте также: