Знаю, потому что услышал от ачарьев!

Мукунда Госвами
Знаю, потому что услышал от ачарьев!

Слово «плагиат» пришло к нам из латыни: плагиариус (похититель) и плагиаре (воровать). Строго говоря, плагиат — это когда ты берешь чью-то идею и заявляешь, что она принадлежит тебе.

Даже Шекспира обвиняли в том, что тот ловко воровал чужие идеи. В каком-то смысле тут ничего такого вроде бы и нету. Есть же крылатое изречение английского поэта Элиота: «Незрелые поэты подражают, зрелые — крадут»! Однако в академических кругах, если ты берешь чужую идею, не указывая источника, приписываешь ее себе, то это будет грубейшим нарушением правил. Например, чтобы защитить научную диссертацию, нужно убедить комиссию в том, что тема твоей работы несет абсолютно оригинальные, до сих пор никем не высказанные идеи. И что ты не просто перепеваешь то, что было уже сказано до тебя.

В современном материалистичном мире, где фирмы и корпорации соревнуются друг с другом, плагиата в общем-то не стыдятся. Например, основатель компании Apple Стив Джобс был в свое время в ярости оттого, что основатель Microsoft Билл Гейтс втихую приворовывал его новейшие разработки. Билл Гейтс возразил, что можно де на это посмотреть и с другой точки зрения. По его словам, он сам поначалу собирался де украсть идею, связанную с телекоммуникациями, у корпорации Xerox, но обнаружил, что мистер Джобс у них эту идею уже увел. Иными словами, феномен плагиата распространяется на многие сферы жизни, и объяснять его можно по-разному.

Взять хотя бы известный научно-популярный фильм о том, что где-то упала летающая тарелка, и российские специалисты демонтировали аппарат пришельцев, чтобы понять его устройство, с точки зрения инженерной науки. По-английски это иногда называют «инженерным делом наоборот», то есть, когда ты разбираешь, а не собираешь.

Слово, означающее плагиат, может, есть и в санскрите. Не знаю, не встречал. Хотя в ведической концепции мира это явление очень распространено. Ведь и взаправду нет ничего нового под Луной! Все дело, согласитесь, в том, как к этому относиться. Внимательно читая комментарии [Прабхупады] к «Шримад Бхагаватам» или «Чайтанья-чаритамрите», мы видим, что всякий раз, когда там появляется какой-то посторонний стих, Шрила Прабхупада указывает источник: например, такая-то Пурана, «Кришнакарнамрита» и т.д.

Поэтому, чтобы подстраховаться, если вы ссылаетесь на какую-то идею, нужно указать, из какой книги это взято, из какого стиха, от кого вы ее услышали.

Интересно, что в «Чайтанья-чаритамрите» рассказывается, как Господь Чайтанья Махапрабху давал Санатане Госвами наставления в течение 60 дней. Это описано в «Мадхья-лиле», в главах с 21-й по 23-ю и дальше. И очень часто автор «Чайтанья-чаритамриты» Кришнадас Кавирадж отмечает, что то, что говорит Чайтанья Махапрабху, можно встретить также в «Шримад Бхагаватам» и других писаниях. В этом смысле любопытно, что Чайтанья Махапрабху, а Он — сам Бог, ссылается, тем не менее, на предыдущих ачарьев. Чайтанья Махапрабху говорит о том, что влияние материальной природы можно превозмочь, если мы храним верность заветам ачарьям прошлого. Также интересно отметить, что у всех ачарьев прошлого был дикша-гуру.

Замечу, Шрила Прабхупада всегда подчеркивал, что единственная его заслуга только в том, что он всегда точно повторял учение ачарьев прошлого, ничего не додумавая от себя. В этом смысле важно понимать, что Шрила Прабхупада — это парам-гуру для ИСККОН, и ИСККОН — это ашрам Шрилы Прабхупады.

Шрила Прабхупада всегда оставался прозрачной средой. Я обсуждал это с Бхакти Чару Махараджем. Он сказал, что если гуру думает, что всё знание исходит непосредственно от него и что он, гуру, всё-всё знает, то в скором времени он падет. Бхакти Чару Махарадж также добавил, что каждый гуру должен воспринимать себя как прозрачную среду и отдавать должное своему гуру и ученической преемственности перед ним.

Иногда человек становится очень привязанным к своему дикша-гуру. Но обязанность дикша-гуру в том, чтобы самом стать прозрачной средой и повторять, не искажая, то, что говорили ачарьи прошлого.

МУКУНДА Госвами

Читайте также: