Вишнутаттва дас о самом трудном элементе садхана-бхакти

Вопрос собственного поведения и правил поведения тех, кто находится вокруг нас, независимо от мировоззрения, а также вопрос восприятия учения Шри Кришны общественностью именно с точки зрения современной культуры и привычных в обществе нравственных норм, остается в числе ключевых, пожалуй, всегда. Зачастую именно с этим связано непонимание другими людьми нашего движения Сознания Кришны.

О том, что поможет нам изменить наше отношение к миру и отношение мира к нам, рассказывает журналу «Дом Прабхупады в Москве» член совсем недавно созданного в московской ятре комитета по этике Вишнутаттва Прабху.

Почему в ятре появился комитет по этике?

Отвечу исходя из моего личного понимания, стараясь придерживаться наставлений Шрилы Прабхупады и шастр. Этика — это естественный компонент любой философии, в особенности духовной. По сути дела, этика есть не что иное, как практическое воплощение мировозрения. Люди, планирующие стать вайшнавами, должны не столько владеть знаниями, сколько главным образом владеть навыками поведения, основанными на высочайших ценностях жизни в преданности Господу. Наше духовное образование и воспитание невозможны в отрыве от культивирования соответствующей позиции и качеств характера. Наша цель, с точки зрения этики, способствовать устранению разрыва между «словом» и «делом», то есть между возвышенной философией и несоответствующим поведением незрелых последователей этой философии. Духовная практика приведет к успеху лишь в том случае, если она совершается в атмосфере взаимоотношений, соответствующих духу почтения и служения.

Как мы все-таки понимаем этику? И в чем ее отличие от вайшнавского этикета?

Было бы справедливо различать две категории: принципы мировоззрения и этические ценности. К нашим принципам мировоззрения относятся такие понятия, как Святое имя, гуру, садху, шастры, джива, Бхагаван, майя, карма, бхакти. Эти понятия, в свете вайшнавского учения, порождают соответствующий этический кодекс, в основе которого лежат ценности дживы в ее взаимоотношениях с Бхагаваном. Эти ценности описываются такими понятиями, как смирение, правдивость, терпение, уважение, милосердие…

Мировозрение объясняет нам, кто я и что я должен делать. Этика указывает на то, как следует при этом поступать. Известно, что подлинная духовная практика содержит в себе два компонента: само действие и верное умонастроение при этом. Как правило, именно умонастроение становится камнем преткновения на духовном пути… Это самый трудный элемент садхана-бхакти. Что касается этикета, то имеется в виду свод практических приемов, призванных помочь человеку утвердиться в этических ценностях. Эти приемы регламентируют деятельность чувств и ума, подобно дрессировке. В то время как этические ценности обращены к разуму человека. Пока наш разум не станет обителью глубоко осознанных вайшнавских ценностей, никакие правила и предписания не гарантируют нам духовного продвижения!

Разве недостаточно обычных нравственных правил?

Парадоксально, но обычных нравственных правил недостаточно. Нравственные правила — это просто линии разметки на автодороге жизни. Человек снова и снова будет нарушать правила, пока не овладеет своими чувствами и умом. Овладеть ими позволит разум, укрепленный знаниями и этическими ценностями преданного служения. По сути дела, это означает перемену в самой жизненной позиции: Псевдогосподин становится Бескорыстным слугой, и с этого момента человек превращается в носителя высочайшей Нравственности.

Возникает вопрос: «Что же мы можем требовать от людей, не знакомых с сознанием Кришны, или от тех, кто только-только привлекся им, а чего не можем?»

Требовать от таких дюдей мы можем лишь исполнения законов и правил, принятых в нашей стране на уровне государства. Да и то, если мы наделены исполнительной властью. Скорее, мы должны смиренно просить таких людей почаще приходить к нам в гости и приводить с собой друзей. И не судить нас строго за нерасторопное служение им.

Вправе ли мы что-то требовать от них, выходящее за рамки их просто интереса к Святому имени, книгам Прабхупады, Божествам или прасаду?

Позволительно что-то очень элементарное. Например, вести себя так, чтобы не беспокоить окружающих. Конечно, необходимо не требовать, а разъяснять: почему и зачем. В основе следования правилам и предписаниям должны лежать не страх какого-то наказания, а осознанный долг и уважение. Потребуется много времени и терпения, чтобы донести до людей идею, ради которой надо следовать правилам. Люди, ничего не знающие о ценностях преданности Кришне, будут сбиты с толку вашей настойчивостью в отношении каких-то поведенческих правил. Они ведь живут в другой системе координат, а там царят иные ценности, иные нормы и правила, а нередко таковые и вовсе отсутствуют. Зрелый вайшнав всегда чутко относится к способности окружающих людей воспринимать нашу проповедь. Предписание выражать почтение каждому указывает на то, что в момент проповеди необходимо учитывать уровень обусловленности людей. Проявляя заботу о них, следует предлагать те доводы, которые люди могут усвоить без отторжения.

Где заканчивается либерализм и начинается консерватизм и наоборот?

Существует четыре уровня бытия: чувства, ум, разум, душа. Любые понятия можно рассматривать в контексте соответствующего уровня. Мы сегодня с вами обсуждаем ценности. Либерализм ассоциируется с такими понятиями, как гибкость, терпимость, переменчивость, уважение к индивидуальности, широта мнений… Консерватизм близок к понятиям стабильности, традиции, верности, надежности, вечности… Очевидно, что обе категории берут начало в разуме, в обители ценностей. В материальном сознании разум человека пребывает под преобладающим влиянием либо невежества, либо страсти, либо благости. Это означает, что в материальной жизни разум будет переменчив, проявляя в той или иной степени «либеральное» начало, привлекаясь то одним, то другим. Это известно как асат, то есть как невечное.

Без сомнения, ценности духовной жизни «консервативны». Они неизменны, стабильны, вечны. Это сат. Сама душа консервативна, с точки зрения ее вечной формы взаимоотношений с Господом и ее вечного предназначения. Духовная культура отличается от материальной именно своими вечными ценностями, основанными на понимании своего Я как вечной души, а не временного тела. Однако для того, чтобы донести до людей вечные ценности души, проповедник действует гибко и индивидуально. Согласно месту, времени и обстоятельствам.

Итак… Я бы говорил в нашем случае о «духовном» либерализме и «духовном» консерватизме. И то, и другое предназначено для наслаждения Кришны. Мы — вечные слуги Господа, а это консервативная идея. Вместе с тем, проповедуя стабильное и вечное сознание Кришны, мы должны быть предельно чутки, гибки и изобретательны. И все это звучит «либерально».

Насколько принципиально для нас, например, то, во что сегодня, когда на дворе в разгаре Калиюга, одеты, скажем, девушки на улице, к тому же еще курящие и пьющие пиво?

Если кто-то планирует романтические приключения с этими девушками, то, очевидно, для такого человека это принципиально. Но если эти девушки пришли к Кришне в наш храм, то наш долг принять их, чувствуя себя привратником и слугой Кришны. Разумеется, в рамках известных приличий и правил, принятых для гостей в храме. Максимально доходчиво разъясняя им все вещи. Не следует настаивать на соблюдении правил вайшнавского этикета гостями храма. Проповедуйте! Побуждайте людей делать верные самостоятельные выводы. Тогда это принесет устойчивый результат.

От кого вообще мы что-то можем требовать, а от кого нет, учитывая социальные и привычные большинству людей нормы поведения?

Мы должны быть требовательны к себе, прежде всего. К своей духовной практике, своему поведению, манерам, образу жизни… Понадобится решимость. К себе лично и к нам самим, как сообществу, основанному Шрилой Прабхупадой. Уровень требовательности зависит от уровня ответственности, принимаемой человеком. Мы представляем древнюю традицию вайшнавов, парампару, Шрилу Прабхупаду, своего духовного учителя. Вайшнавы, занятые ответственным служением, связанным с непосредственной проповедью, служением Божествам, принятием учеников и заботой о них, обязаны соответствовать самым высоким стандартам вайшнавской жизни. Мир вправе ожидать от этих душ самого лучшего примера. А организация, безусловно, обязана требовать от тех, кто ее представляет, соблюдения столь высокого стандарта.

Разумеется, те люди, которые пока еще только пытаются понять ценность нашего Движения и просто посещают наши центры и храмы время от времени, те, кто делает первые шаги в освоении науки преданного служения, нуждаются, прежде всего, в поддержке, поощрении и наставнической дружелюбной заботе. Желание принять на себя более высокие обязательства в духовной жизни развивается добровольно при помощи и поддержке старших.

Что такое «этика гостя» и что такое «этика хозяина» в храме? Как мы принимаем гостей? Кто вообще считается гостем в храме?

Мы должны руководствоваться при принятии любых решений и мнений, прежде всего, мировоззрением и ценностями нашей сампрадаи. Шри Чайтанья Махапрабху наставляет нас в необходимости оказывать почтение каждому. Он также утверждает, что каждое живое существо — вечный слуга Кришны. Исходя из этого, становится очевидным то, что «этика хозяина» — это этика слуги. Это слуга, который служит слуге, пришедшему в храм своего Господина. Даса даса ану даса…

Включает ли этика в себя также и пласт культурных отношений между вайшнавами и другими людьми? В том числе в семье, с родственниками…

Тот же принцип! Вайшнав — слуга каждого. В материальном мире мы служим Святому имени и живым существам в соответствии с их положением. Таков сценарий жизни вайшнава. Наши ачарьи учат тому, что свою любовь следует направлять на Господа и вайшнавов. А по отношению к другим людям следует проявлять доброту, исполняя перед ними предписанные шастрами обязанности. В том и другом случае вайшнав остается слугой, не изменяя своим ценностям. Обрести настоящую веру означает во всех аспектах жизни руководствоваться этическим кодом третьего стиха «Шикшаштаки» Шри Чайтаньи Махапрабху:

«Святые имена Господа следует повторять в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы, валяющейся на улице. Нужно стать терпеливее дерева, полностью освободиться от чувства ложного престижа и всегда быть готовым оказать почтение другим. Только в таком состоянии ума можно повторять святое имя Господа постоянно».

Что говорит этика об отношениях между вайшнавами и верующими традиционных для России религий?

Различия между религиями неизбежны. Поэтому так важно понимать их внутреннюю суть, а не внешние формы и обряды. Эта внутренняя суть — вечное положение души как слуги Бога. Принятие такого понимания закладывает основу для полезных и вдохновляющих контактов с представителями других религий. Вайшнавизм — это понимание вечного родства живых существ друг с другом и с Богом. Оно приводит нас к осознанию четырех ценностных характеристик, указывающих на универсальность бхакти: сатья (вечность), дайинья (смирение), дайя (милосердие) и кшама (прощение). Такова этическая система координат человека духовного, и таково этическое пространство культуры служения. В противовес культуре ложного господства с ее «ценностями» превосходства и личного успеха.

Существует ли аналог в других духовных традициях?

Другие духовные традиции существуют только потому, что в них проявлены эти универсальные характеристики бхакти. Иной религии не существует.

Что лежит в основе деятельности комитета по этике?

Это, прежде всего, ключевые ценности комитета: дружелюбие, почтение к каждому, верность ачарье, конфиденциальность, смирение, оперативность, чистота и командная работа. Своей миссией мы видим защиту ценностей гаудия-вайшнавизма от искажений в проповеди и практической деятельности. Члены комитета будут выполнять служение в общине как проповедники, преподаватели, консультанты, воспитатели, инспекторы. Понадобятся многие зрелые вайшнавы разной природы.

Какие наиболее актуальные задачи стоят перед комитетом?

Основой принятия всех решений в сфере личной духовной практики и совместного служения являются ценности гаудия-вайшнавов. В общине должна воцариться атмосфера дружелюбия, побуждающая к добровольному служению Господу и свободная от духа конкуренции и противостояния. Должна быть утверждена культура командного успеха.

Вот как звучит итоговое заявление о предназначении комитета по этике: «Мы помогаем вайшнавам руководствоваться в своей жизни ценностями подлинных последователей Шри Чайтаньи Махарабху, избегая при этом фамильярности, иронии и сарказма во взаимоотношениях. Используя методы образования и воспитания, мы содействуем развитию влечения людей к бескорыстному служению Господу, защищая их от отклонений в следовании принципам чистой бхакти как в духовной практике, так и в сфере повседневных обязанностей. Стремясь содействовать миссии движения санкиртаны, мы развиваем культуру подлинного сторудничества, свободного от насилия, конкуренции и зависти». Мы хотим реализовать это видение в течение ближайших 4–5 лет.

Что лично Вы ждете от последователей? Чего бы пожелали им?

Давайте все вместе обратим пристальное внимание на наставления Шрилы Прабхупады, данные в комментариях к «Чайтанья-чаритамрите». Именно в этом возвышенном трактате ярко описано то, как на практике проявляется божественное учение Шри Чайтаньи Махапрабху, как ведут себя и как общаются подлинные вайшнавы. Нам остро не хватает формата общения лидеров движения на основе книг Шрилы Прабхупады. «Вы должны собираться, читать и обсуждать мои книги», — такова воля нашего ачарьи. И таков ключ к обретению истинного успеха в нашей духовной жизни.

Автор ВИШНУТАТТВА дас

Опубликовано в журнале «Дом Прабхупады в Москве» №2 (2018)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *