Ганга — мать всех рек Земли

Люди как реки стекаются в эти дни к великой священной реке Ганге, берущей свое начало на Земле высоко в Гималаях, куда нет хода простым смертным. Исток Ганги окутан тайной, как, впрочем, и она сама. В Ведах рассказывается, что однажды вседержитель Вишну, желая преподать урок отречения от мирского и бренного демоническому императору Бали Махарадже, явился перед ним в образе маленького брахмана Ваманадева. Будучи аристократом и кшатрием, воином-царем, человеком чести и достоинства, Бали тут же вызвался отдать брахману все, чего только тот ни пожелает. Всем на удивление, брахман попросил лишь земли на… три шага! Но внезапно брахман вырос до колоссальных неземных размеров. Двумя своими шагами Он покрыл все миры, пробив при этом большим пальцем левой ноги оболочку Вселенной.

«Куда же мне сделать третий шаг? — спросил Господь Вишну смущенного царя.

Но тот в ответ, не долго думая, смиренно сказал: «На мою голову»…

Ну а в то отверстие, пробитое ногой Вишну в оболочке Вселенной, хлынул поток волшебных реликтовых вод трансцендентного Причинного Океана, став рекой Гангой. Говорится, что поток этот был настолько мощным, что с легкостью мог бы смыть всю нашу планету в галактические подвалы подобно тому как стремительная горная речка уносит прочь крохотную соломинку и даже тяжеленное бревно. Тогда, чтобы спасти Земли, этот водопад принял на свою голову Шива. Вода, стекая по его волосам, стала Гангой.

По одной из легенд, Господь Шива воспевал славу Кришны, а мудрец Нарада и слоноголовый Ганеш играли на ви́не, дивном струнном инструменте, и на барабане-мриданге. Привлеченный духовными звуками, к ним нисшел Нараяна. Он сказал, что от этой чудесной музыки Его тело прямо-такми плавится. Вода, образующаяся из расплавленного тела Господа Нараяны была прозрачным жидким Брахманом, исполненным сострадания.

Из другого предания мы узнаем, что однажды Шива дал Брахме особо освященную воду, которой Брахма омыл лотосоподобные стопы Ваманадева.

Бхактиведанта Свами Прабхупада объяснял, ссылаясь на Шри Вишванатха Чакраварти, что все эти предания имеют одинаковую степень достоверности. Просто речь идет о комбинации из трех трансцендентальных вод, и благодаря этому Ганга становится способной очищать все три мира: высший, средний и низший.

Интересно, что о происхождении Ганги знал Лев Толстой. На полях «Рамаяны» на французском, как раз в том месте эпоса, где описывается «приземление» Ганги на голову Шивы, обнаружены записи, сделанные рукой писателя.

Ганга очищает Дхрувалоку (Полярную звезду) и планеты Семи Мудрецов (Большую Медведицу). Ганга течет через Брахмапури с горы Меру, где она делится на четыре рукава, известные под именами Сита, Алакананда, Чакшу и Бхадра, которые затем стекают к Соленому Океану в четырех направлениях.

Шива держит воды, которые текут к югу, воды, устремленные на запад, попадают в сосуд Брахмы, а северный поток подхватывается Господом Вишну. Восточные же воды улавливаются мудрецами, полубогами и предками. Два русла южных вод задерживаются в спутанных волосах Шивы и препровождаются затем вниз на Землю махараджей Бхагиратхой и мудрецом Гаутамой Муни. Поэтому к северу от гор Виндхья Ганга называется Бхагиратхи, а та, что к югу известна как Гаутами.

Приключения Бхагиратхи описываются в Песни Девятой Шримад Бхагаватам. Там рассказывается, как воды Ганги, освободившиеся из цепких объятий локонов Шивы, нисходят в Гималаях и расщепляются на семь потоков: Хладини, Павани и Налини, текущие на восток, Сучакшу, Сита и славный Синдху (Инд) бегут на запад, а седьмой, главный рукав Ганги сопровождается колесницей Бхагиратхи. Замысел Бхагиратхи в том, чтобы привести Гангу в место, где покоится прах его предков. В Шримад Бхагаватам утверждается, что, если Ганга просто соприкоснется с пеплом сожженных тел предков, те поднимутся на высшие планеты Творения.

Ганга, конечно же, обладает своей изначальной силой, но и она поддерживает свою жизненную энергию и духовную чистоту за счет того, что в ней совершают омовение святые личности, достигшие высшего совершенства в преданном и бескорыстном служении Господу Вишну (Кришне). Вот как прославил Гангу Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем комментарии к сорок первому стиху пятой главы Песни Третьей Шримад Бхагаватам: «Господь так милостив, что Он распространил Гангу по всей Вселенной, так что каждый омывшийся в ее священных водах может очиститься от последствий своих грехов. Есть много рек в мире, которые пробуждают в человеке чувство осознания Бога, но Ганга — главная из этих рек. Ганга и Бхагавад-гита суть основные источники трансцендентного счастья человечества, и разумные души могут принять у них прибежище, чтобы вернуться домой, к Богу. Шрипад Шанкарачарья говорит, что даже поверхностное знакомство с Бхагавад-гитой и всего лишь один глоток воды Ганги могут спасти человека от наказания повелителя смерти Йамараджи».

Сладостные игры Ганги протекали в Навадвипе во времена Господа Чайтаньи. Когда Чайтанья Махапрабху и его друзья шли вечером на Гангу, ее водам поклонялись брахманы, садху, ученые пандиты, юные девы и женщины в годах. Из любви к Господу Чайтанье Ганга-деви вскипала и заливала берега, жадно касаясь тела Господа. Люди поражались, видя это радостное буйство Ганги, хотя в сию минуту не было ни урагана, ни даже сильного ветра или грозы. А когда река накатывалась на Его лотосоподобные стопы, Господь Гауранга, исполненный божественной любви, кричал: «Харибол, харибол!»

Шри Чайтанья часто повторял: «В Бенгалии у меня две матери: моя мать и река Ганга. И та, и другая очень милостивы».

Господь Чайтанья молился Ганга-деви: «О Ганга-деви, твои воды — это амброзия любви к Господу».

Ваш слуга ЯДУНАНДАНА дас

Фото ВАМШИ ГОПАЛ дас

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *