Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

Мадхава Смаллен
Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

Шрила Прабхупада называл искусство в Сознании Кришны «окном в духовный мир». И время от времени появляется художник, который действительно благословлен способностью открыть нам это окно.

Одна из самых ярких духовных художников современности, Радхе Жендрон, росла в 80-х и 90-х годах на ферме «Новый Маяпур» во Франции. Она дочь пуджари Вишеши даси и мастера на все руки Нрисимхананды даса. Рисовать она начала, когда ей было четыре года.

На снимке вверху: «Мне нравится иллюстрировать простые моменты обмена любовью между Господом и его преданными, друзьями или семьей»

Вишеша даси всячески поддерживала врожденный талант своей дочери, постоянно подбадривая ее и вовлекая ее в служение Божествам. Будучи подростком, Радхе могла на любом фестивале сотворить и разрисовать вырезанных из дерева гопи для алтаря или помочь своей маме придумать наряды для Шри-Шри Радхи-Говинды Мадхавы.

И другие преданные также создавали для нее возможности проявить себя, придавая ей уверенности. Когда ей было 17, храм в Руане (столица Нормандии) сделал Радхе свой первый коммерческий заказ, поручив ей нарисовать очень большую акриловую картину размером 6×5 футов (приблизительно 180×90 см) с изображением Шри Чайтаньи Махапрабху и Нитьянанды Прабху, танцующими на харинама-санкиртане.

С огоньком в сердце Радхе принялась за изучение истории искусств в университете, а в возрасте 20 лет посещала «Трансцендентальный семинар по искусству» под руководством легенды искусства ББТ Дхрити даси и Рамдаса Абхирама даса, чтобы усовершентвовать свои навыки и узнать о наставлениях Шрилы Прабхупады по искусству Сознания Кришны.

В последующие годы из-за обстоятельств жизни и обязанностей Радхе зачастую было трудно полностью сконцентрироваться на своем искусстве. Живя в Голландии со своим мужем, фотографом Бималом Найсмит, она сначала работала в офисе поддержки клиентов, а затем стала мамой и заботилась о сыне Киртане.

Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

«Купание в Ямуне», акварель для детской книги о Кришне во Вриндаване

Тем не менее, ей удалось создать множество самых разных художественных проектов — маслом, акрилом, акварелью и других. На ее полотно маслом «Материнская любовь», посвященное Матери Яшоде и Господу Кришны, оказало влияние изучение ею творчества художников эпохи Возрождения и их изображения Девы Марии и младенца Иисуса. Зрительно ошеломляющее и глубоко трогательное полотно передает одно из самых особых отношений с Господом.

Наряду с работами нескольких других художников ее рисунки, изображающие любовные игры Радхи и Кришны, украсили «Шри Манашикшу» Урмилы даси. Ее живописное полотно «Махапрабху», изображающее распростертого Господа Чайтанью, светящегося на фоне, напоминающем витраж, послужило обложкой для альбома Бадахари даса «Гаура Шаранам», улавливая его настроение преданности.

Радхе также продолжала помогать своей матери, каждый год создавая наряды для Божеств Шри-Шри Радха-Говинды Мадхавы в Новом Маяпуре на Джанмаштами, Радхаштами или Баларама-пурниму. Она занимается этим и по сей день.

«Идеи для одежды могут родиться из симфонии красок, которую я вижу на прогулке, из изображения, которое поразило меня в Интернете, чего-то прекрасного в природе, — говорит она. — Последнее, что мы сделали, навеяно фотографией гусеницы, цвета которой были настолько яркими и красивыми, что я решила обязательно это как-то использовать».

Совсем недавно Радхе проиллюстрировала удостоенную наград детскую книгу Кошарупы даси «История ягуара», в которой рассказывается очаровательная история о двух молодых детенышах ягуара в тропических лесах Амазонки, вдохновляющая маленьких детей на заботу о Матери-Земле. Ее яркие, совершенно очаровательные, потрясающие картинки влекут читателя в мир Амазонки и оживляют рассказы.

Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

«Гопал, переходящий через Ямуну». Бумага, масло. Моделью послужила племянница Радхи. Эта тестовая картина для новой книги Косарупы о флейтах Кришны

Для нее как матери, которая целый день погружена в домашние хлопоты, работа может быть и очень сложной, и очень полезной. «Когда у тебя есть дети, ты не всегда можешь контролировать то, что происходит, или планировать заранее, поэтому мне пришлось научиться находить время там, где только можно, — признается Радхе. — Я провела в трудах немало ночей, создавая иллюстрации для „Истории ягуара“ после того, как Киртан засыпал. Это было нелегко, но это было очень ценно, и я наслаждалась этим. Мой сын тоже. Иногда он приходил и сидел со мной, и когда он указывал, что ему нравилось, я понимала, что движусь в правильном творческом направлении. Затем, когда Кошарупа прислала мне первую партию книг, и я вскрыла упаковку, моего маленького мальчика охватила такая гордость! Это было очень мило».

Радхе особенно нравится рисовать Господа Кришну в Его детстве — не только из-за отношений со своим сыном, но и потому, что детские игры Господа — это то, что ей ближе всего.

«Я не чувствую, что у меня есть способность подключаться к эмоциям Радхи и Кришны в Их взрослые годы, — говорит она. — Но мы все были детьми, и я до сих пор помню это чувство свободы: никаких тебе беспокойств о том, где найти еды или как обогреть дом — просто играй в свое удовольствие и будь в этом на все сто. И дети, как правило, счастливы и полны энтузиазма — мне легче понять такое настроение».

Теперь, когда ее сын пошел в школу, Радхе открыла дома ёсобственную студию и, к счастью для всех нас, ее продуктивность достигла своего апогея. Она трудится над сувенирными плакатами и обложками альбомов для британской Radha Krishna Records и выставляет на аукцион картины, чтобы на вырученные средства поддержать бельгийский фестиваль киртана Radhadesh Mellows, что она планирует делать каждый год.

Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

«Махапрабху». Холст, масло. Картина для альбома Бадахари даса «Кришна Шаранам»

Но большая часть ее энергии идет на создание столь необходимых эксклюзивных книг и игрушек для детей-преданных. Ее следующий проект — любимая книга ее сына — о Кришне во Вриндаване в жанре Search-and-Find, с волшебными акварельными картинками, наполненными радостью и оживляющими игры Господа. Одна картинка изображает Кришну и его друзей, играющих в реке Ямуне, другая — пикник, а вот еще картинка, на которой Кришна и мальчики-пастушки прячутся в засаде, подкарауливая гопи, чтобы стащить у них сметанку.

Ожидалось, что в конце следующего года все сцены для книги будут тщательно изучены — Радхе следит за тем, чтобы все изображенные в книжке животные и растения происходили из Вриндавана.

Радхе также уже предлагает серию из восьми высококачественных пазлов Ravensburger tray на своем веб-сайте, где представлена одна картинка из ее будущей новой книжки. два из рассказа Ягуара; несколько очаровательных картин Господа Кришны, а также уникальная картинка Прахлада-Нарасимхи, на которой Господь держит Прахлада в руках, в то время как мальчик-преданный надевает на Него цветочные гирлянды.

«Я нарисовала его, когда уже была беременной, — говорит Радхе. — Первоначально я увидела этот образ в уме, когда смотрела драму о Нарасимхадеве в Маяпуре. Актер, играющий Прахлада, был маленьким ребенком, и ему было трудно украсить гирляндой взрослого, играющего Нарасимхадева. Все, о чем я могла думать, так это о том, что, если бы Нарасимха был действительно намного выше человека, Он бы помог Своему преданному надеть на Себя гирлянду. У маленького Прахлада не было никакого способа дотянуться до Его головы. Я люблю особую связь, простой любящий жест и близость момента».

Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

«Прахлад-Нрисимха». Акрил. Нарисован в 2013 г., когда Радхе готовилась родить сына

Радхе также планирует, с помощью своего отца Нрисимхананды, создать в его столярной мастерской серию деревянных раскрашенных игрушек «на запоминание» и других добротных игрушек преданности.

Искусство Радхи вызвало восторженные отзывы в Instagram и Facebook, а некоторые картины получили десятки тысяч просмотров, и преданные рассказали, как глубоко они затронули их сердца.

Но для Радхи все просто. «У меня нет грандиозных устремлений, — говорит она. — Я просто хочу всегда рисовать Кришну».

Она любит рисовать Господа. По ее словам, это удерживает ее в погружении в Него. «Рисуя, я исследую то, какие украшения Он носит. И я заглядываю в шастры, чтобы узнать, что́ именно я могу или не могу изображать, — рассказывает она. — Или, если я рисую Его стопы, я не буду удовлетворена до конца, я буду постоянно думать о них, пока не пойму Их правильно».

«Живопись, — заключает она, — это мой способ связать свои чувства с Кришной».

Радхе Жендрон: «Я просто хочу всегда рисовать Кришну»

Одна из высококачественных головоломок Радхи для детей, в которой Господь Муралидхара играет на Своей флейте

Просмотреть портфолио Radhe и приобрести ее художественные печатные издания, детские книги, пазлы и кружки, магнитики на холодильник, футболки и коробочки для завтраков с изображением ее творчества:  https://www.radhegendron.com

Ваш слуга МАДХАВА СМАЛЛЕН

Источник https://iskconnews.org/radhe-gendron-i-just-want-to-keep-painting-krishna,6799/

Radhe Gendron: “I Just Want to Keep Painting Krishna”

By: Madhava Smullen for ISKCON News on Jan. 1, 2019

Srila Prabhupada called Krishna conscious art “Windows to the Spiritual World.”

Every once in a while, an artist comes along who is truly blessed with the ability to open those windows for us.

One of today’s most exciting spiritual artists, Radhe Gendron, grew up in the ‘80s and ‘90s on the New Mayapur farm in France, daughter of pujari Visesa Dasi and handyman Nrsimhananda Das. She started painting at the age of four.

Visesa Dasi was extremely supportive of her daughter’s innate talent, constantly encouraging her and engaging her in service to the Deities. As a teenager, on any given festival Radhe might be creating and painting wooden cut-out gopis for the altar, or helping her mother design outfits for Sri-Sri Radha Govinda Madhava.

Other devotees gave her opportunities to prove herself, instilling confidence in her. At just 17, a temple in Rouen, the capital of Normandy, gave Radhe her first commercial order when they commissioned her to paint a very large 180 x 90cm (nearly 6 x 5 feet) acrylic panel of Sri Caitanya Mahaprabhu and Nityananda Prabhu dancing in Harinama Sankirtana.

With the flame fanned, Radhe took art history in university and at age 20 attended the Transcendental Art Seminar under BBT art legends Dhriti Dasi and Ramdas Abhirama Das to improve her skills, and learn about Srila Prabhupada’s instructions on Krishna conscious art.

Over the years that followed, the demands and responsibilities of life often made complete focus on her art difficult for Radhe. Living in Holland with her husband, photographer Bimala Naysmith, she first had a full-time job in customer support, then became a stay-at-home mom, caring for her son Kirtan.

Still, she managed to produce a variety of different oil, acrylic, watercolor and other art projects. Her oil painting ‘Mother’s Love,’ of Mother Yashoda and Lord Krishna, is influenced by her studies of renaissance artists and their depictions of the virgin Mary and baby Jesus. Visually stunning and deeply touching, it brings one of the most special relationships with the Lord to life.

Contributing along with several other artists, her line drawings for Urmila Dasi’s Sri Manah-Siksa depicted the loving pastimes of Radha and Krishna. Her oil ‘Mahaprabhu,’ showing an open-armed Lord Chaitanya glowing against a stained-glass like background was the cover art for Badahari Das’ album Gaura Sharanam, and captured its devotional mood. 

Radhe also continued to help her mother by designing Deity outfits for New Mayapur’s Sri Sri Radha-Govinda Madhava every year for Janmastami, Radhastami or Balarama Purnima. She still makes them today.

“The ideas for outfits can come from colors I see on a walk, an image that strikes me on the Internet, something beautiful in nature,” she says. “The last one we did came from a photo of a caterpillar where the colors were so striking and beautiful that I decided I had to design something with it.”

More recently, Radhe illustrated Kosarupa Dasi’s award-winning children’s book “The Jaguar’s Story,” which tells the charming tale of two young Jaguar cubs in the Amazon rainforest, and inspires care for Mother Earth in young kids. Vibrant and completely entrancing, her stunning paintings pull the reader into the world of the Amazon and make the story come alive.

As a full-time mother, work can be both very challenging and very rewarding for Radhe. “When you have kids, you can’t always control what’s happening or plan ahead, so I had to learn to make time where I could,” she says. “I did a lot of late night sessions for The Jaguar’s Story, after Kirtan went to bed. It wasn’t easy, but it was very rewarding, and I enjoyed it. My son did, too. He would come and sit with me sometimes, and when he pointed out what he liked I knew I was going in the right direction with the artwork. Then when Kosarupa sent me the first batch of books and I opened the box, my little boy was so proud! It was very sweet.”

Radhe is particularly drawn to painting Lord Krishna as a child, not just because of her relationship with her own son, but also because the Lord’s childhood pastimes are what she relates to most.

“I don’t feel like I’m qualified to connect with the emotions of Radha and Krishna as adults,” she says. “But we’ve all been children, and I can still remember those feelings of freedom, of not worrying how you’re going to eat or heat the house, just playing and being 100% in your acticities. And children are generally happy and enthusiastic – for me it’s easier to connect to those emotions.”

Now that her son has started school, Radhe has set up her own studio at home and happily for all of us, her productivity has gone into high gear. She is working on gift posters and album covers for the UK’s Radha Krishna Records, and has auctioned a painting to support Belgium’s Radhadesh Mellows kirtan festival with the proceeds, something she plans to do every year.

But most of her energy is going into creating much-needed high quality books and toys for devotee children. Her next project is a search-and-find book – her son’s favorite – about Krishna in Vrindavana, with magical watercolor paintings filled with joy that bring the Lord’s pastimes to life. One will show Krishna and his friends playing in the Yamuna river; another them having their picnic lunch; and one Krishna and the cowherd boys waiting to ambush the gopis and steal their butter.

Expected at the end of next year, the book’s busy scenes are meticulously researched – Radhe makes sure that all the animals and plants she depicts are native to Vrindavana. 

Radhe is also already offering a series of eight high quality Ravensburger tray puzzles on her website, featuring one painting from her upcoming search-and-find book; two from The Jaguar’s Story; several charming paintings of Lord Krishna; and a unique painting of Prahlad Narasimha in which the Lord holds Prahlad in his hands as the boy devotee garlands him.

“I painted it while I was pregnant with my son,” Radhe says. “I originally saw the painting in my mind while watching a Narasimhadeva drama in Mayapur. The actor playing Prahlad was a small child and had difficulty garlanding the adult playing Narasimhadeva. All I could think about was, if Narasimha was really much taller than a human man, then He would have had to help His devotee put a garland on Himself. There was no way that little Prahlad could have reached His head. I love the special connection, simple loving gesture and intimacy of the moment.”

Radhe also plans to create a series of wooden painted memory games and other good quality devotional toys, with help in the woodshop from her father Nrsimhananda.

Radhe’s art has drawn fervent praise on Instagram and Facebook, with some paintings getting tens of thousands of views and devotees sharing how deeply they have touched them.

But for Radhe, things are simple. “I don’t have any grand aspirations,” she says. “I just want to keep painting Krishna.” 

She loves to paint the Lord, she explains, because it keeps her absorbed in Him. “When I’m painting, I have to research the kind of jewelry He’s wearing, or look in the sastra to find out what exactly I can and cannot depict,” she says. “Or if I’m painting His feet and I’m not satisfied, I’ll be thinking constantly about them until I get them right.”

“Painting,” she concludes, “Is my way of feeling connected with Krishna.”

* * *

To see Radhe’s portfolio and purchase her art prints, children’s books, puzzles and mugs, fridge magnets, t-shirts and lunchboxes featuring her art, visit https://www.radhegendron.com/

Читайте также: