Новый образовательный буклет исследует ИСККОН и индуизм

Мадхава Смаллен
Обложка буклета

Недавно выпущенный буклет «ИСККОН и индуизм: изучение движения Харе Кришна и его более широких аспектов» будет использоваться в помощь учащимся и учителям в школах, а также посетителям храмов ИСККОН. Буклет поможет лучше понять ИСККОН и то, как он связан с более широким индуизмом. (Во время пандемии COVID-19 его можно будет заказать по почте).

Иллюстрированный 26-страничный буклет издается ISKCON IES, которая была основана в поместье Бхактиведанта Мэнор свыше тридцати лет назад и которая организует посещение храма почти двенадцатью тысячами школьников, учителей, родителей и представителей органов власти.

Во время таких посещений дети часто катаются на телеге, знакомятся с коровами в гошале, наряжаются в сари и тюрбаны; раскрашивают лица и узнаю́т как об индуизме, в целом, так и о собственно вайшнавской традиции ИСККОН. Сотрудники IES также проводят презентации в школах, и у них имеются отделения в Лондоне и Ньюкасле.

Все это служит частью британской учебной программы по религиозному образованию, благодаря которой учащиеся начальных и средних школ узнают о шести основных религиозных традициях страны: христианстве, исламе, иудаизме, сикхизме, индуизме и буддизме.

Буклет «ИСККОН и индуизм» появился как ответ на вопросы учителей во время презентаций IES. «Учителя интересуются: „В чем разница между тем, что вы делаете в ИСККОН, и индуизмом? Как это практикуется широким сообществом индусов?“», — объясняет генеральный директор IES Тулси-сева даси.

Образовательные службы ИСККОН также почувствовали, что брошюра о сходствах и различиях будет важна после того, как обнаружилось, что в учебной программе индуистского уровня «A» ИСККОН назван «отклонением от „традиционного“ индуизма».

Буклет написан Расамандалой дасом, который основал IES вместе со своим братом Индриешем. У него степень магистра в области религиозного образования в Университете Уорика и он же автор «Иллюстрированной энциклопедии индуизма», «Индуизм: веры и практики» и других работ.

Расамандала дас

«ИСККОН и индуизм» охватывает целый ряд тем, включая определение индуизма, индуистскую философию, индуистские практики и образ жизни, деноминации в индуизме, индуизм как глобальная религия, ИСККОН и индуизм, отличительные взгляды и практику [ИСККОН], историю ИСККОН, ИСККОН в мире, взаимодействие с миром, мнение учение об индуистских традициях и устранение заблуждений.

В «Определении индуизма» Расамандала рассматривает историю термина, поясняя: «Персы VIII века впервые использовали термин „индус“ для обозначения людей живущих за рекой Инд. Только в XIX веке европейские ученые ввели термин „индуизм“. Они пытались понять и объяснить традиции коренных индийцев через призму своих собственных ценностей и концептуальных основ. Опираясь на свое собственное религиозное происхождение, они определили индийскую религию как единую сплоченную веру, которую они назвали „индуизмом“».

Затем автор очерчивает взгляды на историю индуизма, то, как индусы часто предпочитают альтернативные названия [своей религии], такие как санатана-дхарма (вечная религия), и то, как индусы идентифицируют самих себя.

«Индусы также изо всех сил пытаются соответственно назвать и определить их традиции: что это, если вообще это существует? что связывает их вместе? что придает им чувство единства?» Буклет гласит: «Последователи определяют не только то, что такое индуизм, но и то, что, по их мнению, должно быть». И есть много мнений на этот счет.

«Современные ученые определили две основные тенденции, — говорит он далее. — Во-первых, имеются попытки сохранить и увековечить традиции, связав индуизм с индийской нацией, ее народом и его управлением. Во-вторых, ведется пропаганда всеобъемлющей (но, возможно, неопределенной) идеи универсальной правды, открытой для всех, независимо от страны, расы и так далее. Хотя индуизм тесно связан с Индией — ее людьми, историей и многими святыми местами, точное определение остается неясным. Текучесть и разнообразие сами по себе являются отличительными чертами индуизма».

В «Индуистской философии» буклет объясняет философскую школу Веданты; ключевые понятия вечного Я, кармы, реинкарнации и освобождения; индуистские представления о Боге, в том числе безличностные и личностные; качества Бога, такие как Брахман, Антарьями (или Параматма) и Бхагаван; и индуистскую этику.

Это также объясняет четыре основных пути йоги: действие (карма), знание (джнана), медитацию (аштанга) и преданность (бхакти); четыре варны (склонности к определенному виду деятельности): шудры (работники), вайшьи (бизнесмены), кшатрии (управляющий класс) и брахманы (священнослужители и ученые); и четыре ашрама (уклады жизни): брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (удаление от дел) и санньяса (отреченная жизнь).

В «Деноминации в индуизме» брошюра объясняет вайшнавизм, шиваизм и шактизм. И в «Индуизме как глобальной религии» говорится о том, как индуистские мигранты поселились во многих странах и распространяют индуизм во всем мире.

В разделе «ИСККОН и индуизм» Расамандала дас объясняет отношения между ними. «Термин „индуизм“ впервые был введен англичанами в XIX веке, — пишет он. — Некоторые последователи ИСККОН отвергают этот термин, чтобы избежать такого определения своей религии, которое бы указывало на исключительность или сектантский характер веры или было бы ограничено концепциями и категориями, присущими Западу. Они часто предпочитают альтернативное название „санатана-дхарма“ („вечная истина“ или „вечный закон“)».

«Дхарма означает „то, что поддерживает нас в соответствии с нашей реальной природой“, — добавляет он. — Оно подразумевает внутреннюю духовность, а не веру, которая является временной, усыновленной или внешней по отношению к нашей истинной сущности. Основатель ИСККОН А.Ч. Бхактиведанта Свами использовал термин „санатана-дхарма“. Он также одобрил „варнашрама-дхарму“. Однако, следуя по стопам Чайтаньи, жившего пятью веками ранее, он подверг критике наследственную кастовую систему».

«Поскольку ИСККОН стремился к более активному участию более широкого индуистского сообщества, он все чаще использовал термин „индуизм“, — говорится далее. — Тем не менее, многие последователи выражают свое недовольство в этой связи. Некоторые предлагают отказаться от этого термина, в то время как другие выступают за то, чтобы квалифицировать его использование таким образом, чтобы подчеркнуть несектантское ядро традиции. Некоторые предпочитают формулировку „ведическая традиция“, но ее точное значение оспаривается. Понятно, однако, что при описании индуизма необходимо учитывать альтернативные термины».

Тулси-сева даси, генеральный директор «Образовательного служения ИСККОН»

В буклете также рассказывается об отличительных взглядах и практиках ИСККОН, таких как следование вайшнавизму Чайтаньи; поклонение Радхе, Кришне и Чайтанье Махапрабху; повторение махамантры Харе Кришна; стремление использовать всё в служении Кришне (йукта-вайрагья) и сосредоточение на конкретных текстах, таких как «Бхагавад-гита», «Шримад-Бхагаватам» и «Шри Чайтанья-чаритамрита».

Это объясняет тем, что последователи ИСККОН считают Бога личностью и верят в то, что цель жизни состоит в обретении Кришна-премы (любви к Богу), а вовсе не мокши (освобождения), которое большинство индусов считают высшим.

В буклете рассматриваются основные внутренние практики последователей ИСККОН, такие как изучение Священных Писаний, джапа-медитация и храмовое поклонение; а также их особый миссионерский дух в таких мероприятиях как распространение книг, раздача прасада и публичное пение [Святых имен] (харинама-санкиртана).

Расамандала также описывает историю ИСККОН: от Чайтаньи Махапрабху, шестерых Госвами и Бхактивиноды Тхакура до Шрилы Прабхупады, создавшего Международное общество сознания Кришны в Западном мире в 1966 году.

Наконец, он дает читателям возможность взглянуть на ИСККОН во всем мире, каким он стал сегодня: его храмы, фермы, рестораны, экопроекты и образовательные учреждения, а также на то, как он взаимодействует с миром по межконфессиональным, нравственным и социальным вопросам, экологическим проектам и образованию. Буклет также содержит раздел о вводящих в заблуждение стереотипах и исправлении неверных представлений.

«Цель буклета — обучить и заставить людей осознать, что индуистская традиция не может быть определена только с одной точки зрения, потому что под эгидой индуизма существует так много других традиций, — говорит Тулси-сева. — Я думаю, что учителям трудно учить индуизму, потому что существует слишком много разных традиций. Надеюсь, это пособие облегчит им понимание и обучение своих учеников».

До начала пандемии COVID-19 образовательные службы ИСККОН планировали распространить «ИСККОН и индуизм: изучение движения Харе Кришна и его более широких аспектов» среди учителей, которые приехали в поместье Бхактиведанта Мэнор со своими школьниками, и в храмы по всему миру — для посетителей.

IES также планировал распространять его среди других образовательных религиозных и нерелигиозных групп через членство в Религиозном образовательном совете Англии и Уэльса; и в школы через местные SACRE («Постоянные консультативные советы по религиозному образованию»), где он также членствует как представитель верующих людей.

Теперь, когда все школы в Великобритании, а также многие храмы по всему миру закрыты, широкое использование буклета будет отложено, хотя IES по-прежнему может отправлять экземпляры тем, кто хочет использовать их в нашем новом мире дистанционного обучения.

«Все в руках Кришны», — говорит Тулси-сева. — Мы должны быть терпеливыми».

Для заказа буклета напишите в офис IES: ies@krishnatemple.com

Буклет также можно будет приобрести в онлайн-магазине Bhaktivedanta Manor: https://krishnashopping.com/

Образовательные службы ИСККОН также могут помочь любому храму, который хотел бы реализовать свою программу посещения школ в своем регионе.

Ваш слуга МАДХАВА СМАЛЛЕН

Источник https://iskconnews.org/new-educational-booklet-explores-iskcon-and-hinduism,7298/

New Educational Booklet Explores ISKCON and Hinduism

By: Madhava Smullen on March 20, 2020

A newly-published booklet, entitled “ISKCON and Hinduism: Exploring the Hare Krishna Movement and its Broader Traditions,” will be used to help students and teachers in schools, as well as visitors to ISKCON temples, better understand ISKCON and how it relates to broader Hinduism. (During the COVID-19 pandemic, it will be available to order by mail)

The 26-page illustrated booklet is published by ISKCON Educational Services, (IES) which was established at Bhaktivedanta Manor over thirty years ago and arranges for about twelve thousand school students, teachers, parents and governors to visit the temple per year.

During the visits children often take a cart ride to see the cows at the goshala; dress up in saris and turbans; do face painting; and listen to a presentation on both broader Hinduism and ISKCON’s own Vaishnava tradition. IES staff also make presentations at schools, and have departments in London and Newcastle as well.

It’s all part of the UK’s Religious Education curriculum, in which primary and secondary students learn about the nation’s six main religious traditions – Christianity, Islam, Judaism, Sikhism, Hinduism and Buddhism.

The booklet “ISKCON and Hinduism” came about as a response to questions from teachers during IES presentations. “Teachers have been asking, ‘What is the difference between what you do in ISKCON and Hinduism, as practiced by the wider Hindu community?’” says IES General Manager Tulsi-seva Dasi.

ISKCON Educational Services also felt a booklet on the similarities and differences would be important after seeing a bullet point in the Hinduism A-Level studies syllabus that mentioned ISKCON as “a divergence from ‘traditional’ Hinduism.”

The booklet is written by Rasamandala Das, who established IES with his brother Indriyesh, has an MA in Religious Education from Warwick University, and is the author of The Illustrated Encyclopedia of Hinduism, Hinduism: Faith and Practices, and other works.

“ISKCON and Hinduism” covers a range of topics including Defining Hinduism; Hindu Philosophy; Hindu Practices and Way of Life; Denominations within Hinduism; Hinduism as a Global Religion; ISKCON and Hinduism; Distinctive Views and Practices[of ISKCON]; A History of ISKCON; ISKCON Worldwide; Engaging with the World; Teaching about Hindu Traditions; and Addressing Misconceptions.

In “Defining Hinduism,” Rasamandala discusses the history of the term, explaining, “Persians of the 8th century first used the term ‘Hindu’ to refer to the people beyond the River Indus. Only in the 19th century did European scholars coin the term ‘Hinduism’. They tried to understand and explain the indigenous Indian traditions through their own values and conceptual frameworks. Drawing from their own faith backgrounds, they defined Indian religion as a single, cohesive faith, which they designated ‘Hinduism.’”

He then outlines views on the history of Hinduism, how Hindus often prefer alternative names such as Santana-dharma (the eternal religion), and how Hindus define themselves.

“Hindus also struggle to appropriately name and define their traditions; what is it, if anything, that binds them together, or lends them unity?” the booklet reads. “Followers define not just what Hinduism is, but what they think it should be. There are many opinions.

“Contemporary scholars have identified two main trends. First, attempts to preserve and perpetuate traditions by linking Hinduism to the Indian nation, to its people and its governance. Second, propounding the inclusive (but possibly vague) idea of universal truth, open to all, irrespective of country, race and so on. Although Hinduism is closely linked to India—its people, history and many holy sites—precise definition remains elusive. Fluidity and diversity are themselves distinctive features of Hinduism.”

In “Hindu Philosophy,” the booklet explains the Vedanta school of thought; key concepts of the eternal self, karma, reincarnation, and liberation; Hindu ideas of God, including the non-personal and the personal; features of God such as Brahman, Antaryami (or Paramatma) and Bhagavan; and Hindu Ethics.

It also explains the four principal paths of yoga: action (karma), knowledge (jnana), meditation (astanga) and devotion (bhakti); the four varnas (propensities for a type of work): shudra (worker), vaishya (business person), kshatriya (administrator) and brahmana (priest and scholar); and the four ashramas (stages of life): brahmacharya (student life), grihastha (household life), vanaprashtha (retired life) and sannyasa (renounced life).

In “Denominations within Hinduism,” the booklet explains Vaishnavism, Shavism, and Shaktism. And in Hinduism as a Global Religion, it talks about how Hindu migrants have settled in many countries and spread Hinduism worldwide.

In the section on “ISKCON and Hinduism,” Rasamandala Das explains the relationship between the two. “The term ‘Hinduism’ was first coined by the British in the 19th century,” he writes. “Some ISKCON devotees reject the term to avoid defining their religion in ways they consider exclusive or sectarian, or constrained by concepts and categories specific to the Western world. They often prefer the alternative name ‘Sanatana-dharma’ (‘eternal truth’ or ‘eternal law’).”

He adds: “Dharma means ‘that which sustains us according to our real nature.’  It implies an intrinsic spirituality rather than a faith that is temporary, adopted, or external to our true selves.  ISKCON’s founder, A. C. Bhaktivedanta Swami, used the term Santana-dharma. He also favoured Varnashrama-dharma. However, following in the footsteps of Chaitanya, who lived five centuries earlier, he criticized the hereditary caste system.

“As ISKCON has sought greater participation from the broader Hindu community, it has increasingly used the term ‘Hinduism.’ Still, many members express disaquaint with it. Some suggest the term should be abandoned, while others advocate qualifying its use, in a way that stresses the non-sectarian core of the tradition. Some prefer the phrase ‘Vedic tradition,’ but its exact meaning is disputed. It is clear, however, that when describing Hinduism, one needs to consider alternative terms.”

The booklet also covers ISKCON’s distinctive views and practices, such as following Chaitanya Vaishnavism; worshipping Radha and Krishna and Chaitanya Mahaprabhu; chanting the Hare Krishna maha-mantra; aiming to use everything in Krishna’s service (yukta-vairagya), and focusing on specific texts like Bhagavad-gita, Srimad-Bhagavatam and Sri Chaitanya-caritamrita.

It explains that ISKCON devotees view God as personal, and consider the goal of life to be Krishna-prema (love of God), above even moksha (liberation), which is considered the highest by most Hindus. 

The booklet looks at staple inner practices of ISKCON members, such as study of the scriptures, japa meditation, and temple worship; as well as their distinctive missionary spirit with outreach activities like book distribution, prasadam distribution, and public chanting (Harinama-Sankirtana).

Rasamandala also describes the history of ISKCON, from Chaitanya Mahaprabhu, the six Goswami and Bhaktivinode Thakur, to Srila Prabhupada establishing the International Society for Krishna Consciousness in the Western World in 1966.

Finally, he gives readers a look at ISKCON worldwide today – its temples, farms, restaurants, eco-projects and educational institutions – and how it engages with the world on interfaith, moral and social issues, environmental projects, and education. The booklet also includes a section on misleading stereotypes and correcting misconceptions.

“The purpose of the booklet is to educate, and to make people aware that the Hindu tradition cannot be defined from just one point of view, because there are so many other traditions under the umbrella of Hinduism,” Tulsi-seva says. “I think teachers have trouble teaching about Hinduism, because there are too many different traditions. So hopefully this makes it simpler for them to understand, and to teach to their students.”

Before the COVID-19 pandemic began, ISKCON Educational Services planned to distribute “ISKCON and Hinduism: Exploring the Hare Krishna Movement and its Broader Traditions” to teachers who came to visit the Manor with their schools, and to temples worldwide for visitors.

IES also planned to distribute it amongst other educational faith and non-faith groups, via its membership of the Religious Education Council for England and Wales; and to schools via local SACREs (Standing Advisory Councils on Religious Education), of which it’s also a faith member.

With all schools in the UK, as well as many temples around the world now closed, widespread use of the booklet will be delayed, although IES can still mail copies to those who want to use them in our new world of social distanced learning.

“Everything is in Krishna’s hands,” says Tulsi-seva. “We’ve got to be patient.»

To order copies of the booklet, please email the IES office at ies@krishnatemple.com. It will be also available for purchase on Bhaktivedanta Manor’s online shop at https://krishnashopping.com/

ISKCON Educational Services is also appy to assist any temple who would like to implement their programme of school visits in their region. 

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *