Почему без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу

Агнивеша дас
Почему без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу

Арчана — это поклонение Божеству в храме. Поклоняясь Божеству в храме, человек на практике подтверждает, что является духовным существом, а не телом. («Нектар преданности», гл. 9)

«Арчана — это предложение атрибутов поклонения (упачар) с произнесением мантр после предварительной очистительной деятельности (пурванга-карма), такой, как бхута-шудхи и ньяса» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.37.137). Арчана может показаться механистичной и ритуальной, если не знать её цели. Цель поклонения Божествам, цель арчаны — удовлетворение Верховной Личности Бога.

Вверху: Пушпанджали (цветочный дождь) в Чоупати (Индия)

В Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (81.19) рассказывается, как Судама, близкий друг Кришны, по дороге к дому одного брахмана говорил сам себе: «Достаточно просто поклоняться Кришне, чтобы обрести все наслаждения рая, освобождение, господство над планетными системами Вселенной, все богатства этого материального мира и мистические силы, приносимые практикой йоги».

Девятая глава «Бхагавад-гиты» называется «Раджа-гухья-йога», т.е. «Самое сокровенное знание». Кришна объясняет, как поклоняться Ему:

сататам̇ кӣртайанто ма̄м̇

йатанташ́ ча др̣д̣ха-врата̄х̣

намасйанташ́ ча ма̄м̇ бхактйа̄

нитйа-йукта̄ упа̄сате

«Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью». (Бг, 9.14)

Комментируя этот стих в «Сарартха-варшини-тике» («Глубинный смысл важнейших понятий»), ачарья Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит: «Бедный глава семьи, чтобы обеспечить своих домочадцев, стремится работать у богатого человека. Точно так же Мои преданные, желая обрести бхакти, стремятся в общество святых вайшнавов, где они развивают привязанность к киртану и другим видам преданного служения… В выражении „намасйанташ ча“ слово „ча“ указывает на все остальные составляющие практики бхакти — шравану, пада-севану и другие. Таких великих бхакт называют нитья-юктами, потому что они стремятся быть вечно со Мной. Смысл выражений „киртайанто мам“ и „мам упасате“ заключается в том, что поклоняться Мне (совершать упасану, то есть бхакти) означает не что иное, как восхваление Меня (совершать киртану) и заниматься другими ангами (составляющими) преданного служения Мне. Поэтому повторение слова „мам“ в этом стихе не является ошибкой».

Почему без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу

Шри Адвайта Ачарья поклоняется Господу листьями Туласи

Из 64 способов преданного служения Шрила Рупа Госвами особенно выделяет 5 наиболее могущественных, которые способны пробудить любовь к Кришне:

нама-киртан садху-санга бхагават-шраван

шри-муртир матхур-васа шраддхая севан

«Человек должен общаться с преданными, петь святое имя Господа, слушать „Шримад-Бхагаватам“, жить в Матхуре и поклоняться Божеству с верой и благоговением».

Шри-мурти шраддхая севан — с верой поклоняться Божеству. Слово «шраддхая» подчеркивает, что мы должны поклоняться мурти Господа с глубокой верой. Шраддхая — отдавая Ему свое сердце!

сваргапаваргайо пумсам

расайам бхуви сампадам

сарвасам апи сиддхинам

мулам тач-чаранарчанам

«Преданное служение Его лотосным стопам — вот истинная причина всех совершенств, которые может обрести душа на райских планетах, в духовном мире, под землей и на земле». («Шримад-Бхагаватам», 10.81.19)

Шрила Джива Госвами: «В стихе подчеркивается значение метода арчана, который здесь назван „мулам“ (корень), что придает ему особое значение (по сравнению с практиками, отличными от бхакти)».

Джива Госвами называет поклонение Божеству «паричарьей». «Паричарья» означает «служение Господу как царю». Этот метод предполагает два вида служения: украшать Божество и поклоняться Ему, предлагая чамару, зонтик, музыкальные инструменты и т.д.

Приведем лишь несколько свидетельств из шастр (Священных Писаний) важности поклонения Божествам.

«Стремление служить лотосным стопам Верховной Личности Бога способно очистить умы страждущих людей от всей грязи, накопившейся за великое множество жизней. Подобно водам Ганги, текущим с лотосных стоп Господа, преданное служение сразу же очищает ум живого существа, и у него постепенно развивается духовное сознание, то есть сознание Кришны». («Шримад-Бхагаватам», 4.21.31)

«Мы можем ощутить присутствие Господа ровно настолько, насколько продвинулись в преданном служении Господу и очистили свою жизнь от греха. Однако даже тем, кто еще не избавился от всех грехов, Господь милостиво позволяет увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Господь всемогущ и может принимать наше служение, входя в арча-мурти — Божество в храме». («Шримад-Бхагаватам», 3.1.17, комментарий Бхактиведанты)

«Изображение Господа неотлично от Него Самого. Поскольку мы не способны воспринимать Бога своими несовершенными глазами, Господь милостиво проявляется перед нашим взором в форме Божества. Поэтому нельзя считать храмовое Божество материальным. Поднося Божеству угощение, наряжая Его и служа Ему, мы обретаем то же благо, что и от личного служения Господу на Вайкунтхе». («Шримад-Бхагаватам», 6.16.44, комментарий Бхактиведанты)

Почему без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу

Таким образом, в начале мы должны полюбить Кришну в форме Божества. Как мы можем полюбить Кришну, которого мы пока не видим, не полюбив Кришну в форме Божества, которого видим? В действительности, Шрила Прабхупада говорил, что в этом веке мы, совершая арчану (поклонение Божествам), очищаемся для воспевания Святых имен. Поклонение Богу в образе Божества помогает увидеть Его в своем сердце…

«Что делать тем, чье сердце еще не очистилось для того, чтобы созерцать в нем запредельную красоту Бога? Их попытки сосредоточить сознание на звуке Святого имени заведомо несовершенны, а материальный мир, раскинувшийся вокруг, манит к себе. Как им оторвать свой взгляд от красоты этого мира? Специально для них Господь делает Себя доступным в виде арча-виграхи. Поклонение Богу в образе арча-виграхи (арчана) быстро развязывает узел ложного эго в сердце». (Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж, «Исцеляющие молитвы»).

«Тот, кто желает немедленно разрубить узел ложного эго, которое связывает трансцендентную душу, должен поклоняться Верховному Господу, Кешаве, по правилам, приведённым в таких разделах Вед, как Тантры» («Шримад-Бхагаватам», 11.3.47).

Шрила Джива Госвами, в своей «Бхакти-сандарбхе» (283-284), ссылается на стих и говорит о важности служения Божествам: «В соответствии со „Шримад-Бхагаватам“ поклонение Божеству не является обязательным, равно как и выполнение определенных предписаний „Панчаратры“ и других шастр. „Бхагаватам“ гласит, что, даже не поклоняясь Божеству, можно достичь успеха в жизни, если воспользоваться любым другим методом преданного служения. Например, достаточно найти прибежище у стоп Господа, обратившись к Нему с просьбой о защите. Тем не менее вайшнавы, идущие по стопам Шри Нарады и его последователей, чтобы установить личностные отношения с Господом, стремятся снискать милость истинного духовного учителя, получив у него посвящение. И в этой духовной традиции преданные после посвящения обязаны начать поклоняться Божеству.

Хотя поклонение Божеству нельзя назвать сутью преданного служения, большинство кандидатов в преданные настолько обусловлены материей, что им необходимо заниматься таким поклонением. Если посмотреть на состояние тела и ума таких людей, мы увидим, что их привычки нечисты, а ум возбужден. Поэтому, чтобы избавить их от материальной обусловленности, великий святой Нарада и другие мудрецы в свое время установили разного рода правила поклонения Божеству». («Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 15.108, комментарий Бхактиведанты).

Эти наставления мы знаем, как «Панчаратру».

Шрила Прабхупада прославляет метод поклонения Божествам в своих письмах к ученикам.

«Божеству следует очень хорошо поклоняться, одевать, кормить и т.д. Благодаря этому вы всегда будете умиротворенны и жизнерадостны». (Из письма Шрилы Прабхупады одному из своих учеников, 8 июля 1976 г.)

«Я также доволен, что ты украшаешь свой храм, и чем более красивым ты делаешь его, тем красивее становится твое сердце. Это можно понять на примере: чем лучше ты украшаешь какой-то предмет, тем красивее становится его отражение. Наше сердце — это отражение изначального сознания, Кришны, и чем красивее Кришна и атрибуты поклонения Ему, тем больше красоты отразится в нашем сердце и тем ярче будет наше духовное блаженство». (Из письма Упендре, 27 октября 1969 г.)

«Советы домохозяйкам. Что касается одновременной заботы о Божествах и о семье, ты должна делать и то и другое не в ущерб одно другому, но поклонение Божеству все-таки важнее. Это подобно тому, как домохозяйка всегда найдет время для того, чтобы красиво одеться, причесаться и т.д., как бы ни была занята домашними делами. Так что надо делать и то и другое». (Из письма Лакшмимони, 1 мая 1971 г.)

«Насколько я понимаю, в лондонском храме все идет отлично. Вы, конечно, служите Господу с таким тщанием, что Радхарани прольет на вас Свои благословения, подняв правую руку, обращенную ладонью вперед. У тебя прекрасная жена, преданная [Богу] и разумная. Вот вы, муж и жена, и следите за тем, чтобы поклонение было регулярным и тщательным, и так ваша жизнь станет счастливой и успешной. Параллельно вы оба должны обучать своих юных братьев и сестер служению Господу, чтобы в случае, если вы оба уедете проповедовать, храмовая программа не пострадала бы. Мы должны следовать двум важным линиям, именно: панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Бхагавата-видхи — это проповедническая деятельность и санкиртана, а панчаратрика-видхи — это храмовое поклонение Божествам. Храмовое поклонение очищает нас, а когда мы проповедуем с чистым сердцем, наша проповедь немедленно приносит плоды. Так что нам надо вести эти две параллельные линии одновременно, чтобы с успехом исполнять преданное служение». (Из письма Гурудасу, 15 марта 1970 г.)

«Как убить Господина Вожделение. Итак, подчинить вожделение — это отдельное дело. После этого ты должен приступить к поклонению Божеству. Кришна — это Мадана-Мохан. Ты упоминаешь в своем письме, и это очень хорошо, что предпочел бы направить все свои желания на Кришну, и спрашиваешь меня, как это сделать, учитывая покров майи, который заставляет видеть только материальные формы. Кроме того, ты пишешь, что, если бы смог увидеть Абсолютную всепривлекающую Красоту, тебе не осталось бы ничего другого, как только увлечься ею и отвергнуть красоту мирскую. Это действительно лекарство, поэтому ты можешь немедленно приступить к арчане, поклонению Божеству». (Из письма Хаягриве, 7 октября 1968 г.)

Шрила Бхактивинод Тхакур говорит о четырех причинах мотивированного поклонения: поклонение, вызванное страхом перед кем-то или чем-то (бхая), поклонение для удовлетворения материальных желаний (аша), поклонение из чувства долга (картавья-буддхи) и искреннее стремление к Господу (рага).

Об этом также говорится и в Бхагавад-гите (7.16).

По мере духовного роста, преданный развивает отношение с Кришной в виде Божества. И чувствует благодарность по отношению к Божеству за оказанную помощь и милость. Он начинает действовать на уровне картавья-буддхи, то есть поклоняться из чувства благодарности и долга. Затем он начинает понимать, что Кришна присутствует и в Божестве, и в Святом имени, и в бхактах. Его служение и ответственность возрастают, а с ними — и любовь к Кришне и преданным Господу. Когда преданный становится мадхьямой, он начинает по-настоящему служить и дружить с другими преданными.

Почему без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу

Фото АНАНТА ВРИНДАВАН дас

Следует сказать и о поклонении Шалаграма-шиле.

В «Гаруда-пуране» говорится, что предки, люди, все святые места, такие, как Ганга и Пушкара, а также как и жертвоприношения коня, присутствуют в доме того, кто поклоняется Шалаграма-шиле, украшенной благоприятными знаками чакры.

В беседе между Ямой и Дхумракешей, приводимой в «Карттика-махатмье» (раздел «Падма-пураны»), говорится: «Те, кто поклоняется Шри Хари в форме Шалаграма-шилы, благословлены Господом чистым разумом, благодаря которому они могут легко вернуться к Богу. Господь также уничтожает все их греховные реакции».

В конце истории Ягьядхваджи из «Брихан-нарадия-пураны» говорится о том, что демоны, привидения и прочие подобные сущности не могут доставить беспокойств там, где Господь Кешава присутствует в образе Шалаграма-шилы. В действительности, такое место священно и столь же хорошо, что и ашрам, поскольку там присутствует Господь Мадхусудана.

Из беседы Господа Шивы и Карттикеи, приводимой в «Карттика-махатмье», явствует, что Господь Хари не всегда пребывает в Божестве, сделанном из золота, драгоценных камней или камня, но Он всегда живет в Шалаграма-шиле.

Почему без поклонения Божествам очень трудно достичь любви к Богу

Из беседы Господа Брахмы и Нарады Муни на предмет поклонения Шалаграма-шиле как обета в период чатурмасьи (об этом рассказывается в «Сканда-пуране») мы узнаём, что брахманы, кшатрии и вайшьи обладают качествами для поклонения Шалаграма-шиле. Надо заметить, однако, что если брахман не предан Господу Вишну, то он не может считаться автоматически достойным для такого поклонения. Но если шудра предан Господу Хари, то и он также становится достоин этого. Слова «сат шудра» в этих стихах относятся к шудре, склонному к преданному служению Господу Хари. Не принимаются в расчет при этом ни социальное положение, ни пол. Женщина, шудра, брахман или кшатрий — любой, кто поклоняется Шалаграма-шиле, достигает вечной обители Верховного Господа.

Итак, поклонение Божествам — это очень и очень эффективный способ развить личностные отношения с Богом. Тому, кто еще не осознал, что Божества — это Личности, очень и очень трудно понять, что Святое имя — это Личность. А не осознав, что Бог, Кришна, присутствует в Божестве, в нашем сердце, в Святом имени и в сердцах всех живых существ, очень трудно развить любовь к Нему…

Ваш слуга АГНИВЕША дас

Читайте также: