Шри Чайтанья Махапрабху называл Пундарику Видьянидхи отцом

А.Ч. Бхактиведанта Свами
Шри Чайтанья Махапрабху называл Пундарику Видьянидхи отцом

Пундарика Видьянидхи, третья ветвь, был так дорог Господу Шри Чайтанье Махапрабху, что Господь Чайтанья иногда даже плакал в разлуке с ним. (Чч, Ади-лила, 14.10)

«В „Гаура-ганоддеша-дипике“ (54) Пундарика Видьянидхи отождествляется с отцом Радхарани в кришна-лиле. Поэтому Шри Чайтанья Махапрабху относился к нему как к отцу, — говорит А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада в своем комментарии. — Отца Пундарики Видьянидхи звали Банешварой или, по другим сведениям, Шукламбарой Брахмачари, а мать — Гангадеви. Считается, что Банешвара был потомком Шиварамы Гангопадхьяи. Родной дом Пундарики Видьянидхи находился в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), в деревне Багхия неподалеку от Дакки, которая принадлежала семьям брахманов из рода Варендра. Иногда между этими брахманами и другим родом брахманов, Радхиями, происходили ссоры, поэтому семья Пундарики Видьянидхи оказалась в опале и не пользовалась уважением.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет в „Анубхашье“: „Один потомок этого семейства живет сейчас во Вриндаване, его зовут Сароджананда Госвами. Одна из особенностей этого рода заключалась в том, что в каждой семье был только один сын или вообще не было сыновей, и потому этот род был немногочислен. В районе Чаттаграмы в Восточной Бенгалии есть место под названием Хата-хаджари, неподалеку от которого расположена деревня Мекхала-грама, где жили предки Пундарики Видьянидхи. Из Мекхала-грамы до Чаттаграмы можно добраться верхом на лошади, на буйволиной повозке или пароходом. Речная станция в месте назначения называется Аннапурнара-гхат. Место рождения Пундарики Видьянидхи находится в трех с небольшим километрах к юго-западу от Аннапурнара-гхата. Местный храм, который когда-то построил Пундарика Видьянидхи, теперь очень обветшал и нуждается в ремонте. Если он не будет отремонтирован, то очень скоро превратится в руины. На кладке этого храма сохранились две надписи, но они настолько древние, что их невозможно прочесть. В 200 метрах от него находится другой храм, и некоторые жители утверждают, что именно он был построен Пундарикой Видьянидхи“.

Шри Чайтанья Махапрабху называл Пундарику Видьянидхи отцом и дал ему титул Преманидхи. Позже Пундарика Видьянидхи стал духовным учителем Гададхары Пандита и близким другом Сварупы Дамодары. При первой встрече с ним Гададхара Пандит счел его обычным богачом, думающим только о деньгах, но позже, когда Шри Чайтанья Махапрабху открыл Гададхаре истину о нем, Гададхара стал учеником Пундарики Видьянидхи.

Можно вспомнить и о другом эпизоде из жизни Пундарики Видьянидхи, когда он с пренебрежением отнесся к священнослужителю из храма Джаганнатхи и за это Сам Джаганнатха Прабху наказал его, отхлестав по щекам. Этот случай описывается в 7-й главе Антья-кханды „Чайтанья-бхагаваты“. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сообщает, что в его время оставалось в живых еще два потомка семьи Пундарики Видьянидхи: Харакумара Смрити Тиртха и Кришнакинкара Видьяаланкара. За дополнительной информацией можно обратиться к справочнику „Вайшнава-манджуша“».

Читайте также: